Образ осени в пр-ях поэтов 19-21в. , г. Кингисепп

Поэты Прозаики Приднестровья
МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов»

Конспект
открытого урока литературы,
проведённого в рамках Дня методической учёбы
«Формирование универсальных учебных действий школьников как условие успешной реализации Федеральных Государственных стандартов»
учителем русского языка и литературы МБОУ «КСОШ №3»
Разроевой Еленой Сергеевной, Ленинградская область, г. Кингисепп.

Тема урока:
«Образ Осени в произведениях поэтов 19 – 21 столетий».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о том, какой изображается осень в произведениях русских поэтов 19 — 21 веков, а также осознание собственного восприятия данного времени года.
Задачи урока:
• формировать умение проводить исследовательскую работу;
• формировать умение работать в группах;
• формировать умение планировать собственную деятельность;
• формировать систему гуманитарных понятий (теория литературы: средства выразительности);
• развивать монологическую и диалогическую речь;
• развивать умение аргументировать своё мнение;
• развивать логическое мышление;
• развивать творческие способности учащихся;
• совершенствовать умение работать с текстом;
• воспитывать любовь к родному краю;
• воспитывать уважение к чужому мнению;
• воспитывать культуру речи.
Средства обучения: тексты стихотворений русских поэтов, раздаточный материал, бортовой журнал, фотографии осени, фрагменты музыкальных произведений Вивальди «Вьюга», «Осень» из цикла «Времена года», симфония №23; Чайковского «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года», Марчелло «Адажио»; ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
Методы обучения:  словесные: беседа, объяснение; наглядные: просмотр презентации, рассматривание фотографий; практический: самостоятельная работа учащихся; репродуктивный: знания из личного опыта учащихся; исследовательский: исследовательская работа.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Время урока: 45 минут.

Ход урока:
I. Организация класса.
(Пространство класса разделено на четыре сектора (группы),  в каждом секторе — шестеро учащихся. Учащиеся занимают места в группах по своему желанию)
- Здравствуйте, учащиеся 8 а класса, гости нашей сегодняшней встречи. Мне приятно, что вы удостоили нас своим вниманием, нашли возможность присутствовать на занятии, которое проводят я — Разроева Е.С. и педагог-психолог — Семёнова С.В. Мы надеемся, что наша встреча принесёт много интересного.
II. Стадия вызова.
Фоновом звучит музыкальный фрагмент из произведения Вивальди «Вьюга», учитель читает стихотворение Натали Самоний «Умирает осень-актриса»* (Слайд №2)

Умирает осень-актриса,
Листья хлопают траурно вслед...
Выжидает зима за кулисой -
Приготовила чёрный букет.

Хризантемы печально склонились:
Семь погод, семь ролей прожила...
Осень с нами сегодня простилась,
Жизнь морозная ей тяжела.

Небеса оплакивать будут
Не дождём, а снежинками слёз...
Скоро осень все позабудут -
Снова правит балом мороз.

А у осени силы иссякли,
Грязным саваном рваный хитон...
У природы другие спектакли -
Открывается новый сезон.

- ...и открывается он в этом году белым снежным покрывалом, мягко укрывшим землю.
- Что, с вашей точки зрения, скрывает белый снег? (Слайд №3)

- … совершенно верно, он скрыл явления природы, следы деятельности

человека, его эмоции, чувства...
- Осень, как вы знаете, вызывает разные эмоции и чувства и среди нас, и среди тех, кто посвятил себя искусству и хотел донести свои ощущения до каждого из нас, чтобы тронуть струны человеческой души.
- Чему, с вашей точки зрения, нам следует посвятить урок?
- Мы надеемся, что вы определитесь в том, какие эмоции вызывает осень у людей искусства, и внесёте что-то своё в создание общей картины ощущений данного времени года.

III. Стадия осмысления.
- Я вам предлагаю выбрать ту роль, согласно которой вы готовы работать в группах. Пожалуйста, прикрепите бейдж, обозначающий ваш выбор. К каждому бейджу прикреплена инструкция.
(На столе лежат  бейджи  с прикреплённой к ним инструкцией. Каждый участник группы выбирает понравившуюся ему роль:

1. Специалист по живописи
Инструкция
1)Прочитайте внимательно стихотворение;
2)Выберите из представленных фотографий ту, которая, с вашей точки зрения, передаёт основную мысль стихотворения.
3)Объясните свой выбор (ответ должен быть связным, полным, объём — 3 — 4 предложения)

2. Специалист по фотоискусству
Инструкция
1)Прочитайте внимательно стихотворение;
2)Подберите фотографию, соответствующую основной мысли стихотворения;
3)Представьте вашу работу в виде связного полного ответа объёмом 3 — 4 предложения.

3. Аналитик
Инструкция
1)Прочитайте внимательно стихотворение;
2)Определите основную мысль произведения и запишите в соответствующую графу бортового журнала;
3)Представьте вашу работу в виде связного полного ответа объёмом 3 — 4 предложения.

4. Художник
Инструкция
1)Прочитайте внимательно стихотворение;
2)Найдите в произведении слова со значением цвета;
3)Согласуйте со специалистом по цветоведению свой выбор;
4)Раскрасьте стихотворение с учётом цветовых ощущений, передаваемых эмоционально-образными словами.

5. Специалист по цветоведению
Инструкция
1)Прочитайте внимательно стихотворение;
2)Найдите в произведении слова со значением цвета, какими цветами представлена основная мысль стихотворения, занесите их в соответствующую графу бортового журнала;
3)Представьте вашу работу в виде связного полного ответа объёмом 3 — 4 предложения.

6. Специалист по языковым средствам выразительности.
Инструкция
1)Прочитайте внимательно стихотворение;
2)Найдите языковые средства выразительности и занесите их (с примерами из текста) в соответствующую графу бортового журнала;
3)Подготовьте устный связный полный ответ.

7. Чтец
Инструкция
1)Прочитайте внимательно стихотворение;
2)Определите основную мысль произведения и запишите в соответствующую графу бортового журнала, согласуйте свой вывод с аналитиком;
3)Прочитайте выразительно произведение.

8. Специалист по музыкальному сопровождению.
(один человек из класса, работает за компьютером)

Инструкция
1)Внимательно рассмотрите фотографии;
2)Поберите к каждой фотографии соответствующий музыкальный фрагмент;
3)Представьте вашу работу в виде связного полного ответа объёмом 3 — 4 предложения.)

- Кто может объяснить, почему выбрал свою роль?
- Для каждого на столе лежат бортовые журналы (Слайд №4) (смотри Приложение). Подпишите их. Обозначьте дату. В процессе работы вы вносите записи в соответствующую графу. В процессе занятия каждый заполняет все пункты бортового журнала. К журналу прикреплён текст, с которым выработаете. Время для работы — 5 минут.

( 1-я группа анализирует стихотворение Б.Пастернака «Золотая осень» (слайд №5)
2-я — Ф.Тютчева «Осенний вечер» (слайд №7)
3-я — А.Катрич «Осень снова пройдёт под туманными арками...» (Слайд №9)
4-я — Н. Самоний «Предвестник зимы»** (Слайд№11))

- Уважаемые учащиеся найдите возможность закончить свою работу.
- Мы предоставляем возможность первой группе ознакомить класс с результатами своего исследования. Остальные участники заполняют соответствующие графы бортового журнала

- 1. Уважаемый чтец, озвучьте, пожалуйста, произведение, с которым работала ваша группа.
- Остальные участники исследования, внимание на экран. (на экране отображается текст стихотворения)

- 2. Аналитик, что вы можете сказать об анализируемом произведении?

- 3. Какие языковые средства использует автор для передачи своих впечатлений? Специалист по языковым средствам выразительности, вам слово.

- 4. Художник, представьте нам своё полотно.

- 5. Специалист по языковому цветоведению, прокомментируйте: какими цветами передаётся основная мысль.

- 6. Слово специалисту по фотоискусству, соотносившему образ осени в стихотворении с образом на фотографии. Объясните свой выбор.

- Музыка, фотография, позволяют обрамить эмоциональный образ, а вы, слушая фрагмент музыкального произведения и созерцая вид осени на фотографии и полотне выразите образ словом и занесите в первую графу бортового журнала. Если кто затрудняется с определением, может воспользоваться словами-подсказками, написанными на доске:
утомительный,
многоцветный,
искристый,
опечаленный,
неторопливый,
отчаянный,
весёлый,
унылый,
размеренный.
(Слов предоставляется каждой из 4 групп, в процессе ответов все учащиеся заполняют графы своего бортового журнала. После каждого разбора стихотворения учитель обращает внимание на оформление бортового журнала, демонстрируя соответствующий слайд (Слайд № 6, 8, 10, 12)

IV. Стадия рефлексии

- Обратите внимание ещё раз на графы бортового журнала, у вас достаточно информации, чтобы определиться, какие эмоции вызывает осень у вас. Запишите ваш вывод в бортовом журнале.

- Именно осень с её резкими переходами от буйства красок до чувства одиночества позволяет соприкоснуться с удивительным миром души. Зима даёт нам возможность почувствовать иное состояние.

- Подумайте, за что мы можем быть благодарны зиме. (Запишите ваше мнение на снежинке)

- Я благодарна зиме за возможность осознать, насколько разной в цветовом и эмоциональном плане может быть осень. А также благодарю вас, дорогие участники встречи, за активную и плодотворную работу и вас, уважаемые гости, за внимание и доброжелательность.

Домашнее задание: найти стихотворения об осени, выбрать понравившееся, к нему подобрать фотографию, музыкальный фрагмент.

ИСТОЧНИК:
https://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=&gws_rd=ssl#

* «Умирает осень-актриса», Натали Самоний,
http://www.stihi.ru/2010/04/30/676
** «Предвестник зимы», Натали Самоний,
http://www.stihi.ru/2010/11/13/1362