Португальская тетрадь Гл. 2

Нина Степ
(От мыса Рока до Томара)


Особое впечатление от самой западной точки Европы – мыса Рока. С его вершины океан предстаёт во всём своём величии. В день нашего посещения он имел фиалковый цвет и к горизонту сливался с небом. Всё было окутано лёгкой дымкой и волны различались только вблизи скал, дальше всё смешивалось в некую водно-воздушную субстанцию, издававшую мерный гул, хоть и не громкий, но невероятно мощный. Под нашими ногами подрагивала скала, в голове рождались стихи.
 
На мысе Рока надо побывать
И всем ветрам подставить своё тело,
Карабкаться по скалам неумело
И океан бескрайний увидать.

Чтоб с корабля по имени Европа,
Взглянув на мир, иначе ощутить
И неба синь, и океана пропасть,
И счастье в этом мире быть.

Почувствовать величие природы,
Воды большой услышать мощный гул,
И воздух свежий – до сведенья скул,
Запомнить так, чтобы не стёрли годы.

Понять всю соль родной Земли
И Божий замысел прекрасный…
И осознать, что может быть напрасно
Пустой вознёй ты отмечаешь дни.


Сегодня – город-крепость Обидуш. Основан ещё кельтскими племенами, позже здесь правили вестготские племена и арабы. В XII веке король Афонсу Энрикеш установил испанское господство. По традиции город становился частью свадебной церемонии королей (подарком). Теперь там любят проводить свой медовый месяц молодожёны со всех концов света.

Старый город окружён крепостной стеной, по которой и провёл нас гид. Сначала думала, что не отважусь – стена –то в некоторых местах достигала метров пятнадцати в высоту. Но, глядя, как бодро вспрыгнули на неё две совсем уж немолодые преподавательницы из МГУ, полезла тоже, да и вся группа следом.

Дорожка по стене была сантиметров восемьдесят шириной, но кое-где доходила до пятидесяти. Благо, что с внешней стороны стена возвышалась своими зубцами почти до пояса, и можно было на всём пути за неё держаться, что я и сделала. Но во время прохождения раза три говорила себе: «Дурища ты несчастная, куда тебя занесло?»

А внутри был сказочно красивый старый город с белыми домиками, черепичными крышами, узкими улочками, цветущими бугенвиллиями, фруктовыми деревьями и восхитительными геранями на окнах, в горшках, в подвесах. Примерно за полчаса мы обошли город по стене, протяженностью в полтора километра. Наконец вышли под красивую арку городских ворот, построенных в XIV веке, на стенах которой в прекрасном состоянии красовались кобальтовые панно - азулежос на библейские темы (изразцы с орнаментальными и натуралистическими рисунками).

Полукруглый потолок ворот был выложен цветными азулежос с растительными орнаментами.  Повосхищавшись воротами, мы направились к выходу из этого сказочного места. За смелость нас угостили традиционным ликёром Джинджей, подаваемым в шоколадных рюмках.

За крепостной стеной открывался вид на другую крепость – высоченную, массивную – замок Обидуш в виде четырёхугольника со стороной метров тридцать, венчаемой мощными зубцами, с массивными башнями по углам и бойницами. Сейчас там оборудована гостиница в замковом стиле.

Загружаемся в автобус, проезжаем мимо церкви Иоанна Крестителя, находящейся в ремонте, и часовни Св. Мартина - XIV века, проезжаем мимо трёхкилометрового городского акведука XVI века. Кругом средневековая история.

А наш путь лежит в Алкобасу.
Из португальской тетради этот город не выкинешь, ведь там мы встретились с тем, чего даже представить себе не могли. И этим чудом оказались, поистине мегалитические сооружения: трапезная и кухня тринадцатого века.
Да, да! Кто бы мог подумать, что средневековые люди так любили поесть. Судя по рыцарским доспехам, росту они были всего 150 – 170 см. Но приготовление пищи осуществлялось с размахом.

Начну всё по порядку:
Главной достопримечательностью города является аббатство Санта-Мария-де-Алкобаса, основанное в XII веке в честь победы над маврами, после чего строительство его длилось семьдесят лет. В настоящее время это самая большая церковь Португалии, внесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Состоит аббатство из пяти монастырей, семи спален, библиотеки, трапезной и огромной кухни. Большая часть оригинального готического фасада была изменена в XVII - XVIII веках на барокко. Центральное окно в виде розы осталось от готики.

Внутри монастырь впечатляет ещё больше, чем снаружи. Центральный неф, длиной более ста метров с огромными колоннами, подпирающими свод. В монастыре, украшенные тончайшей резьбой по камню, находятся роскошные гробницы короля Педру 1 и его возлюбленной Иниш де Кастро.

О! Это одна из величайших историй любви в Португалии, о которой там знают даже малые дети: после смерти возлюбленной, Педру 1 перенёс её останки в храмовую гробницу, провозгласив перед погребением королевой и заставив своих придворных отдать королевские почести мёртвому телу с целованием руки.

А теперь - скорей через северный проход в монастырь тишины XIV века. Минуем фонтан и попадаем в Королевский Зал, где вдоль стены стоят каменные статуи практически всех королей Португалии. Ах, какая работа скульпторов!

Ну вот, наконец, и та грандиозная кухня, названная одним из путешественников «наиболее выдающимся храмом чревоугодия в Европе». Высота потолков 18 метров, огромный камин, печи с вытяжками над ними, которые с улицы кажутся причудливыми башнями. Огромный садок для рыб, бассейн для мытья туш с уникальной системой водоочистки, громадный каменный стол, вернее плита, для разделки быков, потом столы поменьше.
Начищенные медные кастрюли сопоставимы по размеру с бочкой для воды литров на семьдесят.

Далее была не менее грандиозная трапезная, где монахи ели молча, слушая библию. Ну, а дальше – ванная комната, вернее – зал с фонтаном и теми же габаритами. Потом столь же впечатляющая библиотека.
Взбудораженные наши туристы к концу просмотра поутихли. Видимо в голове крутились проекции на день сегодняшний.

Ну, вот ещё один короткий переезд, во время которого все вздремнули, и мы в городе Баталья.  Отправляемся в аббатство Санта-Мария-да-Виттория – шедевр португальской готики с вкраплениями мануэлино (морские орнаменты, высеченные в камне, в виде переплетающихся канатов и астролябий). Монастырь основан в честь победы над Кастилией в 1385 году.

За два века сменяющиеся короли оставили свой вклад в строительство. Впечатляет высокий неф Афонсу Домингиша и за хорами – уникальные витражи начала XVI века. Оторвать взгляд от великолепной каменной резьбы было просто невозможно. Смотрела заворожено на это чудо и жалела, что моей маме не удалось тут побывать – она по профессии резчик по камню.

Ну, что же: - Бон диа! Далее наш путь в город Томар, где монастырь Христа, основанный в XII веке великим магистром ордена тамплиеров, хранящий память об этих монахах и их наследнике – ордене Христа.

Архитекторам удалось выразить в камне и величие королевской власти, и могущество ордена тамплиеров. Поражает знаменитое окно в стиле мануэлино и восьмиугольник церкви Христа, построенный внутри первоначальной церкви тамплиеров (называемой ещё Ротондой) в форме 16-стороннего барабана. Это сложное архитектурное строение является центром монастыря, который как бы обрастал вокруг него до середины XVI века.

Великолепная Португалия! Сердце замирает от величественных памятников старины, от тонкой каменной резьбы, от высоченных храмовых нефов, от каменных скульптур - чудесно сохранившихся, и витражей.