Потерянный и возвращённый Рай Дж. Мильтона. Кн. 12

Май Спектор
"Потерянный и возвращённый Рай" Джона Мильтона. Адаптация.

   Автор адаптации Май Спектор.

   Поэма первая. Потерянный Рай.

          Книга двенадцатая.

    Краткое содержание от автора
          адаптации поэмы.


Архангел Михаил продолжил Свой               

Рассказ Адаму о событиях,               

После потопа происшедших,               

До самого творенья Человека.

Затем ему поведал постепенно               

О Том, Кого Бог обещал давно, –               

От «Семени Жены» Он появился.               

Он сокрушит главу злодея Змия

И тем на воплощенье Сына Бога               

указывает нам. Он говорит               

И о божественной кончине Сына               

Бога, о воскресении               

И вознесеньи к Божьему престолу.               

Расказ Архангела Адама успокоил,               

И он сошёл высокого холма,               

Где показал ему Архангел дали.

Затем он нежно разбудил жену,               

Усталостью сморённую ко сну               

На травке,  у подножия холма.               

Адам пересказал всё  узнанное Еве,               

Что как то успокоило её.               

Архангел, взявши  за руки, выводит               

Их, как повелел Господь, из Рая.               

А херувимы тотчас  занимают               

Посты, назначенные для охраны.               
               

Избранные отрывки


1.Архангел Михаил рассказывает               
о воплощении   Сына Божія,               
Его божественной кончин;, воскресеніи               
и вознесении къ престолу Всевышняго.

КАКЪ путникъ тотъ, что въ полдень отдыхаетъ,
Хотя далекъ и сп;шенъ путь его, —
На рубеж; разрушеннаго міра
И міра обновленнаго Архангелъ,
Остановись въ своемъ пов;ствовань;,
Отв;та ждалъ; зат;мъ-же приступилъ
Къ разсказу вновь и кротко молвилъ:               
— Міра
Ты вид;лъ зд;сь начало и конецъ.
Но смертное ослаб;ваетъ зр;нье,
А потому дальн;йшее словами
Я изложу. Покуда многолюдство
Не явится и страхъ суда Господня
Въ сердцахъ людей спасенныхъ сохранится,
Въ награду имъ за праведную жизнь
Земля пошлетъ обильный урожай,
И Господу на всесожженье будутъ
Они тельцовъ отборныхъ приносить.
Подъ мирною отеческою властью
Ихъ племена соединятся братски,
Но явится межъ ними челов;къ
Съ надменною и гордою душою;
Равенствомъ ихъ и счастьемъ недоволенъ,
Присвоитъ онъ владычество себ;
Надъ братьями, поправъ законъ природы.
При помощи обмановъ и войны
Онъ покоритъ другія племена;
Названіе Могучаго ловца
Предъ Господомъ — получитъ онъ въ насм;шку,
И родъ людской его добычей будетъ.
Съ толпой людей онъ къ западу пойдетъ.
Въ долин; тамъ, подобной устью Ада,
Изъ-подъ земли кипучая смола
Струею бьетъ. При помощи ея,
Изъ кирпичей построить ц;лый городъ
Захочетъ онъ — съ такой высокой башней,
Которая, вершиною достигнувъ
Самихъ Небесъ, на-в;ки обезсмертить
Строителей могла-бы имена.
Но тутъ Господь, незримо наблюдавшій
За умысломъ кощунственнымъ, см;шаетъ
Ихъ языки; такое разнор;чье
Онъ поселитъ среди людей, пришедшихъ
Изъ разныхъ странъ, что скоро перестанутъ
Строители другъ друга понимать
И въ ярости другъ друга уничтожатъ,
А зданье ихъ См;шеньемъ назовется.
-------------------------------------
Отеческимъ негодованьемъ полный,
Сказалъ Адамъ: — О, недостойный сынъ,
Присвоившій надъ братьями господство,
Которое Всевышнимъ челов;ку
Даровано надъ тварью безсловесной —
Не надъ другимъ такимъ-же челов;комъ!
И, этимъ не довольствуяся, онъ
Грозить Творцу и Небу захот;лъ?!
О, жалкое безуміе людское!
Ч;мъ сталъ-бы онъ питаться въ Небесахъ?
И воздухомъ разр;женнымъ ужели
Могла-бъ дышать его земная грудь?
-----------------------------------------
И Михаилъ отв;тилъ: — Справедливо
Ты на того, кто внесъ порабощенье
И смуту въ міръ, — душою негодуешь.
Но истинной свободы вс; лишились
Со времени паденья твоего.
Двойникъ ея — неомраченный разумъ;
Когда-же онъ затмится въ челов;к; —
Страстей своихъ становится рабомъ
Тотъ челов;къ, свободнымъ бывшій прежде.
И часто Богъ, въ возмездіе за это,
И вн;шнюю свободу челов;ка
Владычеству тирановъ подчиняетъ;
Тиранія бываетъ неизб;жной,
Но деспоту не можетъ оправданьемъ
Служить она. Утративъ доброд;тель,
Которая есть въ то-же время разумъ,
Приблизятся къ паденію народы.
И дерзкій сынъ строителя ковчега
 Рабомъ раба въ проклять; назовется,
Которое весь родъ его постигнетъ
За то, что онъ глумился надъ отцомъ.
И этотъ міръ какъ первый, постепенно
Къ паденію постыдному придетъ,
Пока Господь Своихъ священныхъ взоровъ
Не отвратитъ отъ гр;шныхъ, предоставивъ
Ихъ собственнымъ путямъ ихъ беззаконнымъ.
Онъ изберетъ среди живущихъ въ мір;
Одинъ народъ, отъ мужа происшедшій
Достойнаго, хотя онъ былъ рожденъ
Въ язычеств;. Возможно-ли пов;рить,
Что, Господа живого позабывъ,
Безумные, при жизни патріарха,
Спасеннаго чудесно отъ потопа,
Падутъ во прахъ предъ жалкимъ истуканомъ
Изъ дерева — изд;льемъ рукъ своихъ?
Но праведнаго мужа отзоветъ
Въ вид;ніи Всевышній изъ-подъ крова
Его отца, отъ грубыхъ лже-боговъ,
И поведетъ къ земл; об;тованной,
Дабы отцомъ великаго народа
Онъ сд;лался, а въ с;мени его
Благословитъ Создатель вс; народы.
……………………………………………………………………
Немедленно призыву повинуясь,
Родимый край сп;шитъ оставить онъ,
И вижу я, хотя не видишь ты,
Какъ съ в;рою выходитъ изъ Харрана
Халдейскій Уръ, въ сопровождень; слугъ
И стадъ своихъ. Я вижу въ Ханаан;
Шатры его среди равнинъ Морейскихъ
По близости Сихема. Тамъ получитъ
Отъ Господа об;тованье онъ,
Что вся земля его потомству будетъ
Принадлежать: съ востока отъ Гермона
До западнаго моря, отъ Гамана
На с;вер; и до пустынь на юг;.
Вотъ и гора Гермонская, и море.
(Ты мысленно сл;ди за мною взоромъ!)
На берегу — гора Кармелъ, и оба
Священные истока Іордана.
Сыны того, кто Господомъ избранъ,
Близъ горнаго Сенира поселятся.
Запомни-же слова об;тованья,
Что въ с;мени его благословятся
Народы вс;! Изъ с;мени его
Произойдетъ великій Избавитель,
Что сокрушитъ зм;иную главу.
И Авраамъ — такъ Богомъ наречется
Тотъ патріархъ, благословенный Имъ —
Насл;дникомъ своимъ оставитъ сына,
И отъ того дв;надцать сыновей
Произойдутъ. Въ Египетскую землю
Уйдутъ они, гд; протекаетъ Нилъ,
(Ты видишь-ли: истоками своими,
Которыхъ семь, впадаетъ въ море онъ?)
И тамъ одинъ изъ младшихъ сыновей
Возвысится и въ царств; фараоновъ
Всл;дъ за царемъ займетъ второе м;сто.
Размножится въ земл; его потомство,
И новый царь, забывъ гостепріимство,
Обиліемъ пришельцевъ устрашенъ,
Ихъ сд;лаетъ рабами и велитъ
Избить младенцевъ мужескаго пола.
Тогда Господь двухъ братьевъ изберетъ
(Ихъ имена: великій Моисей
И Ааронъ), которые избавят;
Его народъ. Съ богатствами и славой
Направится къ земл;, об;тованной
Ему Творцомъ, народъ избранный Имъ.
Но ран;е, ч;мъ это совершится,
На ихъ исходъ жестокій фараонъ
Согласье дастъ, дабы изб;гнуть казней,
Которыя Египетъ весь постигнутъ.
Вода въ р;к; внезапно станетъ кровью,
Дворецъ его собой наполнятъ жабы,
Его стада постигнетъ лютый моръ,
И язвами покроется народъ;
Гроза и вихрь ужасный пронесутся
По всей земл;, уничтожая злаки,
А что въ поляхъ отъ вихря уц;л;етъ,
Все истребитъ до корня саранча,
Которая падетъ, подобно туч;.
Трехдневный мракъ окутаетъ страну,
И, наконецъ, вс;хъ первенцевъ Египта
Постигнетъ смерть. Тогда р;чной драконъ,
Котораго смирили десять язвъ,
Согласье дастъ пришельцевъ отпустить,
И сердце въ немъ смягчится ледяное;
Но оттепель недолгая минуетъ,
И вновь оно подобнымъ станетъ льду.
Онъ кинется пресл;довать ушедшихъ,
Но бездною морскою поглощенъ
Самъ фараонъ съ его дружиной будетъ.
Межъ т;мъ, жезлу пророка Моисея
Покорная, разступится пучина,
Образовавъ дорогу посреди,
И по суху пройдетъ народъ спасенный:
Могуществомъ и силой чудотворной
Такъ над;литъ пророка своего
Господь и Богъ. Предшествуя народу
То огненнымъ, то облачнымъ столбомъ,
Онъ поведетъ его путемъ далекимъ
Среди пустынь къ пред;ламъ Ханаана,
Дабы война не возгор;лась тамъ,
И племена, неопытныя въ брани,
Не вздумали въ Египетъ возвратиться,
Опасностямъ неволю предпочтя.
Но долгое скитаніе въ пустын;
Должно принесть еще другую пользу:
Отъ вс;хъ своихъ дв;надцати кол;нъ
Народъ сов;тъ великій изберетъ,
И самъ Господь, среди раскатовъ грома,
Имъ возв;ститъ съ Синая свой законъ.
Путемъ Его священныхъ откровеній
Они Того познаютъ, Кто спасетъ
Ихъ отъ гр;ха и зм;я сокрушитъ.
Но смертнаго пугаетъ гласъ Господень,
И станутъ вс; Создателя молить,
Чтобъ волю имъ верховную Свою
Онъ возв;стилъ устами Моисея.
Исполнится ихъ просьба, и не медля
Великій страхъ въ народ; прекратится.
Установивъ законы и обряды
И возлюбивъ покорныхъ Божьей вол;,
Среди людей Господь Себ; жилище —
Божественную Скинію, воздвигнетъ,
Гд; будетъ Онъ незримо обитать.
По образу, Имъ данному, изъ кедра
И золота соорудится храмъ,
А въ немъ ковчегъ поставятъ драгоц;нный
Съ великими скрижалями Зав;та;               
Надъ нимъ престолъ Господня милосердья
Возвысится, передъ которымъ будутъ
Св;тильники — въ числ; семи — гор;ть,
Подобные св;тиламъ Зодіака.
И облако въ теченье дня всего
Надъ Скиніей стоять недвижно будетъ,
Во мрак;-же — сіянье огневое.
Такъ, наконецъ, Создателемъ ведомъ,
Придетъ народъ къ стран; об;тованной.
Передавать не стану о дальн;йшихъ
Событіяхъ: о множеств; сраженій
Царей и царствъ, о томъ, какъ въ Небесахъ,
Покорная пророка повел;нью,
Замедлитъ ночь, и солнце не зайдетъ
До той поры, пока не поб;дитъ
Въ сраженіи Израиль. Назовется
Израилемъ потомокъ Авраама,
И отъ него получитъ это имя
И весь народъ, смирившій Хананеянъ.
----------------------------------
Тутъ ангела прервалъ Адамъ словами:
— Посолъ Небесъ, ты просв;тилъ меня
Во тьм; моей и, тайны мн; пов;давъ
Отрадныя, меня ут;шилъ ты!
Открылся взоръ, и сердце облегчилось,
И вижу я: приходитъ день Того,
Въ комъ племена благословятся вс;.
Познанія запретнаго искавшій,
Не заслужилъ я милости такой.
Но для меня одно лишь непонятно:
Обиліе законовъ говоритъ
О множеств; великомъ прегр;шеній,
И можетъ-ли Всевышній обитать
Среди людей, гр;хомъ обремененныхъ?
-----------------------------------
И Михаилъ отв;тилъ: — Для борьбы
Съ порочностью дарованы законы;
Пойметъ народъ, что жертвоприношенья
Не бол;е, какъ призракъ покаянья,
И праведнаго кровь должна пролиться,
Дабы собой неправедныхъ спасти.
Итакъ, законъ — одно приготовленье
Къ принятію чист;йшаго зав;та,
Онъ — переходъ къ сіянью правды в;чной
И къ торжеству свободы. Царство плоти
Зам;нится въ грядущемъ царствомъ духа,
И рабскій страхъ — сыновнею любовью.
Но Моисей, излюбленный Всевышнимъ,
Не приведетъ народъ свой въ Ханаанъ, —
Язычниками прозванъ Іисусомъ,
Израильтянъ введетъ туда Навинъ;
Исполнитъ онъ вел;ніе Того,
Кто укротитъ сопротивленье зм;я
И людямъ Рай утраченный вернетъ.
Зав;тнаго достигнувъ Ханаана,
Тамъ будетъ жить Израильскій народъ
И процв;тать въ теченье долгихъ дней,
Пока Творца гр;хомъ и беззаконьемъ
Не прогн;витъ, и не воздвигнетъ Тотъ
Гонителей Израиля. Но, видя
Раскаянье народа Своего,
Господь пошлетъ заступниковъ ему,
Которыми сначала будутъ судьи,
Зат;мъ — цари. Второй изъ т;хъ царей
Прославится горячимъ благочестьемъ
И доблестью. Отъ Бога об;щанье.
Получитъ онъ, что не падетъ во в;къ
Престолъ его, и возв;стятъ пророки,
Что, отъ сыновъ Давидовыхъ рожденный,
Возстанетъ Сынъ, Жены Святое С;мя
И вс;хъ земныхъ народовъ упованье,
Надъ міромъ Онъ поб;дно воцарится,
И будетъ царство это безъ конца.
--------------------------------------
До т;хъ-же поръ царей не мало будетъ;
Давида сынъ прославится богатствомъ
И мудростью; въ великол;пномъ храм;
Поставитъ онъ святой Ковчегъ Зав;та,
Скитавшійся досел; подъ шатрами.
Съ достойными царями наряду
Въ Израил; и злые воцарятся,
И бол;е, ч;мъ первыхъ, будетъ ихъ.
Пороки ихъ и идолопоклонства
Всевышняго настолько прогн;вятъ,
Что Онъ предастъ ихъ городъ вм;ст; съ храмомъ
И древнею святынею — врагамъ.
Въ теченіе семидесяти л;тъ
Они въ пл;ну пребудутъ вавилонскомъ,
Потомъ Господь вернетъ ихъ изъ пл;ненья
И къ нимъ сердца властителей смягчитъ,
Которые возобновить дозволятъ
Господень храмъ. Вначал; будутъ жить
Въ согласіи Израиля сыны,
Когда-же вновь размножатся они
И новыя пріобр;тутъ богатства,
Среди людей опять возникнутъ смуты,
И первые начало имъ положатъ
Служители Господня алтаря;
Священный храмъ ихъ распрей осквернится,
Они сыновъ Давида отстранятъ,
Но скипетромъ влад;ть не долго будутъ:
И перейдетъ онъ въ руки чужеземцевъ,
Дабы Христосъ, Помазанникъ и Царь,
Лишеннымъ правъ въ вертеп; родился.
-------------------------------------
Межъ т;мъ, зв;зда, нев;домая міру,
Рожденіе Его предвозв;стивъ,
Укажетъ путь восточнымъ мудрецамъ,
Что золото со смирною и ладонь
Съ собою въ даръ Младенцу привезутъ.
Пов;даетъ смиреннымъ пастухамъ
Рожденіе Мессіи ангелъ Божій,
И воспоютъ вс; ангельскіе клиры
На Небесахъ пришествіе Того,
Чьей Матерью Святая будетъ Д;ва
И слава чья наполнитъ Небеса.
 
Онъ замолчалъ, увид;въ, что Адамъ
Излить въ словахъ желаетъ ликованье,
Которое переполняетъ сердце:
— О, радостныхъ событій предвозв;стникъ,
Ты завершилъ великую надежду!
Отнын; все понятно для меня!
Вотъ почему отъ С;мени Жены
Произойдетъ для міра искупленье.
Хвала Теб;, Святая Матерь-Д;ва!
Пречистая Избранница Небесъ
И, все-же мн; обязана рожденьемъ,
Произведешь Ты Господа на св;тъ:
Такъ челов;къ соединится съ Богомъ,
И въ ужас; ждетъ пораженья зм;й.
Когда-жъ и гд; ихъ бой произойдетъ?
-----------------------------------
Но Михаилъ на это отв;чаетъ:
— Т;лесныхъ ранъ не будутъ наносить
Въ сражень; томъ: его единоборствомъ
Не представляй! Сынъ Божій умертвитъ
Не Сатану, а вс; его д;янья
Въ теб; самомъ и с;мени твоемъ.
Онъ приметъ смерть, ту кару, что должна
Была тебя и чадъ твоихъ постигнуть,
И жертвою такою правосудью
Верховному Онъ должное отдастъ.
Законъ Творца исполнитъ твой Спаситель,
Явивъ любовь, а также — послушанье,
Хотя любовь одна исполнить можетъ
Святой законъ. И в;рующимъ жизнь
Онъ возв;ститъ, но будетъ ненавидимъ
И осужденъ безжалостно народомъ
Своимъ на казнь. Онъ будетъ умерщвленъ
И пригвожденъ къ позорному Кресту
За то, что Онъ спасеніе и жизнь
Съ Собой принесъ. Но къ этому Кресту
Враговъ твоихъ Спаситель пригвоздитъ,
И вм;ст; съ Нимъ подвергнется распятью
Тотъ приговоръ, который осуждаетъ
Тебя и вс;хъ тобой рожденныхъ чадъ.
Такъ Онъ умретъ, но скоро Онъ воскреснетъ;
Какъ св;тъ зари сіяя, изъ гробницы
Возстанетъ Онъ, и жертвою Его
Спасутся вс;, кто этого захочетъ.
Такъ поразитъ Спаситель Сатану,
Онъ сокрушитъ главу его и силу
Поб;дою надъ Смертью и Гр;хомъ,
Которые орудьемъ сатанинскимъ
Являются. Больн;й для Сатаны
Такой ударъ, ч;мъ Господу Христу
Трехдневная насильственная смерть,
Которою въ пяту ужаленъ будетъ
Божественный и славный Поб;дитель;
И для людей не такъ она страшна —
Зат;мъ, что Смерть есть только переходъ,
Подобный сну, къ блаженству жизни в;чной.
-------------------------------------------
Всл;дъ за Своимъ чудеснымъ Воскресеньемъ
Останется не долго на земл;
Спаситель нашъ; Своихъ учениковъ
Наставитъ Онъ, дабы они в;щали
Вс;мъ племенамъ ученіе Его,
И повелитъ законъ Его принявшихъ
Крестить водой, гр;ха во очищенье,
Дабы они душою укр;пились
И въ случа; гоненья не страшились
Такъ умереть, какъ умеръ Искупитель.
И пропов;дь спасенія повсюду
Ученики Христовы возв;стятъ
Не только вс;мъ потомкамъ Авраама,
Но даже т;мъ, кто чтитъ его законъ.
Такъ въ племени его благословятся
Народы вс;. На Небеса Небесъ
Со славою Сынъ Божій вознесется.
Въ торжественномъ восшествіи Своемъ
Настигнетъ Онъ и Князя тьмы воздушной,
Котораго въ оковахъ повлечетъ
Всл;дъ за Собой, и въ Адъ его низвергнетъ.
На Небеса вернувшися, къ Отцу
Возсядетъ Онъ въ сіянь; одесную
И выше вс;хъ превознесется тамъ.
Когда-же міръ приблизится къ концу,
Онъ снизойдетъ судить живыхъ и мертвыхъ
И, осудивъ нев;рныхъ, наградитъ
Онъ праведныхъ блаженствомъ безконечнымъ.
Тогда земля такимъ-же станетъ Раемъ,
И счастіе на ней полн;е будетъ,
Ч;мъ было зд;сь, въ Эдем;, при теб;.
------------------------------------
Такъ говорилъ архангелъ Михаилъ,
И праотецъ, великимъ изумленьемъ
И радостью исполнившись, воскликнулъ:
— Пред;ловъ н;тъ для благости Творца!
Она и зло во благо обращаетъ.
И большее я вижу въ этомъ чудо,
Ч;мъ даже то, когда блеснулъ впервые
Изъ мрака св;тъ. И каяться ль въ гр;х;,
Иль радоваться долженъ я — не знаю;
Источникомъ для вящшей славы Божьей
Онъ послужилъ, для вящшей благодати
И милости Господней къ челов;ку,
Которая преодол;ла гн;въ.
Но, если нашъ Спаситель вознесется,
Что станется съ Его учениками,
Съ немногими изъ в;рныхъ — посреди
Нев;рнаго, распущеннаго стада
Гонителей святой Господней правды?
Народъ Его кто въ истин; наставитъ
И защититъ? Не большимъ-ли гоненьямъ
Подвергнутся ученики Его,
Ч;мъ даже Самъ Божественный Учитель?
--------------------------------------
И отв;чалъ Архангелъ: — Несомн;нно;
Но Онъ съ Небесъ пошлетъ имъ подкр;пленье,
И въ ихъ сердца вселится Духъ Святой.
Покрытые духовною бронею,
Мученья вс; они перенесутъ,
И даже смерть страшить ихъ перестанетъ;
Гонителей жестокихъ удивитъ
Ихъ мужество. И Духъ, сошедшій дивно
На Божіихъ Апостоловъ, которыхъ
Послалъ Господь, дабы они в;щали
Народамъ вс;мъ Евангельское слово, —
Чудесными дарами Духъ Святой
Исполнитъ ихъ: они заговорятъ
На вс;хъ, дотоль имъ чуждыхъ, языкахъ,
И чудеса такія-же начнутъ
Они творить, какія совершалъ
Божественный Учитель передъ ними.
Такъ, обратя въ ученіе Его
Число людей не малое, они
Со славою окончатъ путь земной,
Исторію ученья своего
И л;топись событій современныхъ
Грядущему оставивъ въ назиданье.
------------------------------
На м;сто ихъ, какъ будетъ это ими
Предсказано, подъ пастырской личиной,
Появятся не пастыри, а волки,
Которые, гордыни и корысти
Исполнены, словами лжеученій
Лишь истину святую затемнятъ.
Себ; стремясь мірскую власть присвоить,
Насиліе надъ Духомъ благодати
Свершатъ они, надъ спутницей его —
Великою Свободою. Разрушатъ
Они въ сердцахъ на-в;ки храмъ живой,
Воздвигнутый живой, горячей в;рой.
Гоненіе на истину и духъ
Поднимется, и станетъ большинство
Лишь вн;шняго держаться благочестья.
Такъ истина изъ міра удалится,
Пронзенная стр;лами клеветы,
И будетъ міръ стонать подъ тяжкимъ игомъ,
Пока великій не настанетъ день,
День отдыха для праведныхъ и добрыхъ,
Отмщенья день для гр;шниковъ, когда
Пріидетъ Тотъ, Кто С;менемъ Жены
Въ пророчеств; туманномъ назывался
И въ Комъ теперь познать ты можешь ясно
Спасителя и Бога твоего.
На облакахъ, въ сіянь; Отчей славы,
Онь снизойдетъ, со зм;емъ уничтоживъ
И гр;шный міръ, ему принадлежащій;
Вселенная очистится огнемъ,
И новыя Земля и Небеса
Появятся; настанетъ безконечный
Блаженства в;къ; въ его основу лягутъ
Любовь и миръ съ небеснымъ правосудьемъ.                ……………………………………………………

2.Адама и Еву выдворяют из  рая               

Пришла пора отсюда удалиться;
Покинемъ-же вершину созерцанья.
Тамъ, на холм;, я воиновъ поставилъ;
Сверканіе ихъ пламенныхъ мечей —
Условный знакъ къ изгнанью твоему.
Иди скор;й и Еву пробуди,
Которую, нав;явъ ей вид;нья
Отрадныя, я также успокоилъ.
Покорности исполнена она;
Со временемъ пов;дай обо всемъ,
Что слышалъ ты, а, главное, о томъ,
Что С;менемъ Жены освободится
Отъ узъ гр;ха на-в;ки родъ людской.
Живите-же въ согласіи и в;р;,
Вамъ суждено отъ Бога долгол;тье;
Прошедшее печалить будетъ васъ,               
Но эта скорбь смягчится ожиданьемъ
Грядущаго блаженства безъ конца.
------------------------------------
Окончилъ онъ, и, вотъ, они съ горы
Спускаются. И въ кущу къ спящей Ев;
Сп;шитъ Адамъ, но Еву пробужденной
Находитъ онъ. Безъ признаковъ печали
Она его прив;тствуетъ словами:
— Мн; в;домо, откуда возвратился
И гд; ты былъ. Господь не покидаетъ
Насъ и во сн;: измученная горемъ,
Заснула я, и дивное вид;нье,
Которое блаженство предв;щало
Великое, явилось мн; во сн;.
Веди меня! посл;довать готова
Я за тобой. Съ тобою для меня —
Повсюду Рай, съ утратой-же твоею
Я все-равно утратила-бы Рай.
Ты для меня отнын; — все на св;т;,
Ты, изгнанный виной моей изъ Рая;
Но я съ собой надежду уношу,
Что, если все сгубила я виновно,
То отъ меня взам;нъ произойдетъ
Об;щанное намъ Спасенья С;мя.
-----------------------------------
 Такъ молвила праматерь наша Ева,
И ей Адамъ съ отрадою внималъ,
Но ничего отв;тить не усп;лъ онъ:
Приблизился Архангелъ Михаилъ,
А вдалек; къ указаннымъ м;стамъ
Въ сіяніи спускались херувимы.
Неслись они въ блистающемъ убор;,
Подобные небеснымъ метеорамъ,
И въ воздух; видн;лся передъ ними
Господень мечъ, который пламен;лъ,
Какъ грозная комета, разливая
Удушливый и раскаленный зной,
Какой царитъ среди степей Ливійскихъ.
Замедлившихъ Адама съ Евой Ангелъ,
Взялъ за руки и ихъ черезъ врата
Восточныя въ долину онъ отвелъ,
И всл;дъ зат;мъ онъ сд;лался невидимъ.               
Тогда Адамъ и Ева оглянулись,
И съ горестью увид;ли они,
Что сторона восточная Эдема —
Ихъ н;когда счастливое жилище,
Пылала вся, охвачена огнемъ;
И съ пламеннымъ оружіемъ въ рукахъ
Ужасныя вид;нья заграждали
Врата въ него. При зр;лищ; такомъ
Заплакали изгнанники, но, скоро
Ут;шившись, они утерли слезы.
Весь міръ лежалъ открытый передъ ними,
И ихъ вело Господне Провид;нье.
Такъ объ руку нетвердыми шагами
И медленно направились они
Черезъ Эдемъ въ свой одинокій путь.
            
  Конец поэмы первой
 
   Продолжение следует