Если бы Наполеон победил при Ватерлоо?

Евгений Нищенко
 Напомню, что битва при Ватерлоо была завершением последнего всплеска могущества Наполеона,  «Ста дней» его правления, когда он после первого отречения покинул место изгнания и с группой солдат без единого выстрела вернул себе престол императора Франции.

Если бы Наполеон выиграл битву под Ватерлоо в июне 1815 года,  то всё равно   результат был бы тот же самый: империя Наполеона погибла бы, потому что Европа только начинала развёртывать все свои силы, а Наполеон уже полностью истощил экономические и военные резервы Франции.

К  июню 1815 года у Наполеона было в распоряжении около 200 тысяч солдат: в случае победы он мог с величайшими усилиями собрать ещё  примерно столько же. В то время как  Коалиция – англичане, пруссаки, австрийцы и русские  - выставили к Ватерлоо 700 тысяч человек и к концу лета рассчитали выставить более миллиона бойцов.

Так или иначе, падение империи Наполеона было лишь вопросом времени.  Антинаполеоновская коалиция совершенно непоколебимо решила покончить с Бонапартом. Европа пришла,  наконец,  в себя после многолетних сокрушительных и позорных поражений от Наполеона и объявила его вне закона, как «врага человечества».

О ряде фатальных случайностей, вырвавших у Наполеона уже совсем будто бы готовую победу, в этой последней в жизни Наполеона битве,  говорит почти вся научная и художественная литература.
Какие же это случайности?

Первое: Наполеон не начал военные действия на рассвете, как предполагал – прошедший дождь настолько разрыхлил почву, что  трудно было развернуть кавалерию.  Сражение началось близко к полудню и к вечеру в жесточайших схватках англичане  под командованием  Веллингтона  противостоящие Наполеону были на грани полного поражения.
Но в этот момент сыграла свою роковую роль  шестичасовая задержка с началом сражения - к Веллингтону подоспел на помощь маршал Блюхер с 30 тысячами боеспособных солдат. Двумя днями раньше Наполеон отрезал Блюхера от Веллингтона, разбил его и отрядил маршала Груши преследовать отступающего Блюхера.  Блюхер искусным маневром пустил маршала Груши по ложному пути и поспешил на помощь к Веллингтону.

 Именно Блюхера Наполеон принял за своего маршала Груши, когда  в очень большом отдалении заметил очертания движущихся войск.
Отсюда берет начало цепочка сослагательных предположений:
Если бы не случился дождь и Наполеон начал сражение на рассвете, он успел бы разбить англичан до прихода Блюхера.
Если бы маршал Груши не заблудился.
Если бы Наполеон не дал войскам день отдыха после сражения с Блюхером накануне Ватерлоо - Блюхер не успел бы восстановиться и не помог бы  Веллингтону.

Сошлёмся, однако, на уже порядком навязшую у всех в зубах истину,  что история не терпит сослагательных наклонений.

Рискну изречь сентенцию: если обстоятельства не позволяют исключить случайности, то случайности принимают на себя роль закономерностей.  Наполеону попросту не хватило резервов, чтобы застраховаться от случайностей.

По Е.В. Тарле "Наполеон".
5.03.16 г.
Фото из НЕТа. "Наш В.Стржельчик красивше!", к/ф "Война и мир".