Пурим или всех любимых с праздником 8-го марта

Литвинов Сергей Семенович
 
8 марта по новому стилю  - « Международный» Женский  День.
23 февраля  - по старому стилю -  тот же самый день 8 марта, вводимый уже и в России день «пламенных революционерок», социалисток и феминисток.
Начало февральской революции и распада Российской империи.
Пурим – в этих же последних числах февраля – весёлый еврейский праздник.
« Уши Амана» - праздничное кушанье в память об уничтожении
врага иудеев персидского царедворца Амана и рода его.
Подробней информацию можно почерпнуть, где угодно.
Было бы желание…
 
...8 марта. Историю этого праздника обычно связывается с именем известной немецко-еврейской революционерки Клары Цеткин, которая, решив использовать неудержимую энергию женщин на борьбу с эксплуататорами, создала женский революционный отряд. И хотя создание его было делом не одного дня, решено было выбрать день, который можно было бы считать Днем рождения «женского пролетариата». Выбор числа принадлежал К.Цеткин, которая сумела связать день рождения нового отряда, с историей еврейского народа – с праздником Пурим, который отмечается иудеями на переломе от зимы к весне. Скорее всего, в тот год, когда было принято решение начать праздновать «Международный женский день», праздник Пурим пришелся на 8 марта. И хотя у иудеев время празднования Пурима является скользящим, число это прижилось – в 1910 г. на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Цеткин предложила праздновать «Международный женский день» именно 8 марта...

      
    ПУРИМ

Что за праздник, братцы, ныне?               
Не по нашему – Пурим.
Женский день; ему цены нет.
Как по воздуху парим.

Сдвинем числа на столетье.
Нет, не врут календари!
Март 8-е; 23-е
Февраля; гуляй, дури!

Пред луною солнцелицей,
Не признав ни в чём вину,
Пред супругою-царицей
Уши трубочкой сверну.

Я ль о древнем, о вельможе,
Об Амане? Экий, перс!
Кто ж в мою супругу сможет
Ткнуть карающий свой перст?

Царедворец, он пытался
Обмануть и всех, и вся.
И на дереве болтался,
Так безрадостно вися.

Я повешусь да… на шее
На любимой,  на родной.
Да жена захорошеет.
Да и праздник  - выходной!

Мне такая с неба манна!
Чем любви пожар тушить?
Без подвоха, без обмана
Хорошо на свете жить.

В жизни радости, печали –
Делу всякому венец.
Чтобы не было вначале,
А в конце – всегда конец.

Эта мысль настолько зрима,
Уши трубочкой сверни.
И в Пурим, и без Пурима,
Изменять жене – ни-ни.
               

PS А начиналось всё так невинно...

 "...в то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном,
 в третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих,
 показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней.
 По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского.
 Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах.
 Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.
 Напитки подаваемы были в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя. Питье шло чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого.
 И ЦАРИЦА АСТИНЬ СДЕЛАЛА ТАК ЖЕ ПИР ДЛЯ ЖЕНЩИН В ЦАРСКОМ ДОМЕ царя Артаксеркса.
 В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, КОГДА РАЗВЕСЕЛИЛОСЬ СЕРДЦЕ ЦАРЯ ОТ ВИНА, ОН СКАЗАЛ  Мегуману, Бизфе, Харбоне, Бигфе и Авагфе, Зефару и Карка чтобы они привели ЦАРИЦУ АСТИНЬ ПРЕД ЛИЦЕ ЦАРЯ в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень
красива.

 НО ЦАРИЦА АСТИНЬ НЕ ЗАХОТЕЛА ПРИЙТИ ПО ПРИКАЗАНИЮ ЦАРЯ, объявленному чрез евнухов.

 И РАЗГНЕВАЛСЯ ЦАРЬ СИЛЬНО, И ЯРОСТЬ ЕГО ЗАГОРЕЛАСЬ В НЁМ. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена - ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права, -
 приближенными же к нему тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан - семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве:
 как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов?
 И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: НЕ ПРЕД ЦАРЁМ ОДНИМ ВИНОВНА ЦАРИЦА АСТИНЬ, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса;

 ПОТОМУ ЧТО ПОСТУПОК ЦАРИЦЫ АСТИНЬ ДОЙДЁТ ДО ВСЕХ ЖЁН,И МУЖЬЯМИ СВОИМИ БУДУТ ОНИ ПРЕНЕБРЕГАТЬ и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла.

Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно.
 Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее.
 Когда услышат о сем постановлении царя, которое разойдется по всему царству его, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого.
И угодно было слово сие в глазах царя и князей; и сделал царь по слову Мемухана.
 И послал во все области царя письма, писанные в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его, ЧТОБЫ ВСЯКИЙ МУЖ БЫЛ ГОСПОДИНОМ В ДОМЕ СВОЁМ, и чтобы это было объявлено каждому на природном языке его...

После сего, когда утих гнев царя Артаксеркса, он вспомнил об Астинь и о том, что она сделала, и что было определено о ней. И сказали отроки царя, служившие при нем: пусть бы поискали царю молодых красивых девиц,
 и пусть бы назначил царь наблюдателей во все области своего царства, которые собрали бы всех молодых девиц, красивых видом, в престольный город Сузы, в дом жен под надзор Гегая, царского евнуха, стража жен, и пусть бы выдавали им притиранья [и прочее, что нужно];
 и девица, которая понравится глазам царя, пусть будет царицею вместо Астинь. И угодно было слово это в глазах царя, и он так и сделал..."

Обо всём дальнейшем в книге Есфирь. Библия. Ветхий Завет.

Пурим - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий». Отмечается в четырнадцатый день весеннего месяца адар (соответствует концу февраля - началу марта по грегорианскому календарю).

...МУЖЬЯМИ СВОИМИ БУДУТ ОНИ ПРЕНЕБРЕГАТЬ...

Что и произошло в дальнейшем.

Царь Артаксеркс разводится с царицей Астинь.

Царь находит новую жену. Из всех областей государства были собраны самые красивые девушки. Они должны были по очереди представать перед царем, и та из них, которая особенно понравилась бы ему, стала бы царицей. Одной из этих девушек была Эсфирь, родственница Мардохея, которая была “красива станом и пригожа лицом”. Она рано осталась без родителей, и Мардохей, служивший при дворце, был ей вместо отца.

Когда настала очередь Эсфирь, она успела приобрести всеобщее расположение. Царю она понравилась больше остальных и он именно ее сделал царицей вместо Астинь. В честь Эсфирь Артаксеркс устроил большой пир и раздал множество даров.

Что же касается конкретно дня 8 марта, то он изначально был введен как праздник антитрадиционный, названный "Международным женским днем". Это был революционный праздник, установленный по инициативе Клары Цеткин на конференции социалисток в Копенгагене 8 марта 1910 года. А в России впервые он был отмечен 23 февраля 1917 года (8 марта по новому стилю) в виде политических демонстраций как важное событие начинавшейся тогда Февральской революции.

И что примечательно для этого первого празднования 8 марта – случайно или нет, но на этот же день тогда пришелся еврейский праздник Пурим, связанный с еврейской национальной героиней Эсфирь. Как мы знаем из Библии, она, будучи любимой женой персидского царя Артаксеркса, добилась от него защиты своего народа. Тогда это был, впрочем, богоизбранный народ, и ему угрожали язычники. И, наверно, в этом смысле намерение Эсфири не может вызывать неприятия, даже если евреи при этом, как мы знаем из описания этих событий, проявили большую жестокость – это сейчас оставим в стороне, это отдельный вопрос.

Однако в христианскую эпоху евреи, отказавшись от Христа и тем самым от своей богоизбранности, трактуют это событие уже как свой национальный праздник казни 75.000 "антисемитов" с женами и детьми. И тем самым эта их трактовка того библейского события, этот праздник Пурим, который сопровождается шумным весельем – он с христианской точки зрения выглядит кощунственным, эгоистичным, когда восхваляется уже сама жестокость этого события. Известно, что нередко празднование Пурима сопровождалось глумлениями над христианами, над христианской верой. И, возвращаясь к февралю 1917 года, в столь символический момент начала активных действий революционеров с целью свержения российской православной монархии, эти два праздника – Пурим и международный женский жень – они в сознании революционного еврейства соединились в один, что и вылилось в расправы их и нового Временного правительства, масонского, над русскими монархическими и православными деятелями, полицейскими, государственными чиновниками и другими подобными "антисемитами" – то есть защитниками царского строя.

Заметим, что некоторые авторы выдвинули гипотезу, что уже установление этого "женского праздника" 8 марта в 1910 году социалисткой Кларой Цеткин было связано с героической для евреев личностью Эсфири.

Вот что русские женщины будут и в этом году праздновать через две недели 8 марта.

Возможно, что и 23 февраля было избрано праздником "революционного красного воинства" с аналогичным смыслом. Ведь 23 февраля никаких военных событий не было, к которым понадобилось бы привязать день основания Красной армии. Но этот день по старому стилю соответствовал 8-му марта по новому, и революционная общественность, возможно, не захотела терять эту дату как праздник и после перехода на новый стиль... И назначили: тот женский день, этот – мужской.