Первый класс в Тобольске

Василий Костенко
Встреча друзей.

Первый раз они встретились  с Сашкой в августе 1967 года в Тобольске, на улице татарского поэта  Мусы Джалиля.
 
Стайка  заабрамовских (живущих за речкой Абрамкой, почти у самого Иртыша) пацанов  развлекалась самым нехитрым и примитивным способом. Они швырялись вдоль улицы большими круглыми жестяными крышками.

Довольно опасное занятие, т.к. траектория полёта была слабо предсказуема, а края крышек острые,  поэтому скоро мальчишки  перешли к более простому, но грязному развлечению.

В подгорной части города в сухую летнюю погоду автомобили столь редко тревожили проезжую часть улицы, что на ней  скапливалась густая песчаная пыль.
 
Высокий крепкий паренёк семи  лет от роду, увернувшись от летевшей прямо на него крышки, поднял её, вышел на середину улицы и, подцепив солидную порцию серой пыли, со всей силы метнул  её вверх.
 
Получился высокий тёмный столб, очень похожий на взрыв, медленно оседающий на изумлённых ребятишек. Через минуту по всей улице пошли летать вверх столбы пыли, сопровождающиеся громкими  воплями  «бах – бабах - трах».

Дело в том,  что на соседней улице Пушкина, в бывшей мечети, переделанной под кинотеатр, всё лето крутили военные фильмы, поэтому  озвучивание пылевых  взрывов было профессиональное, с имитацией стрельбы  из различного оружия.

Вскоре из обычных пацанов,  они превратились в отряд  возбуждённых негритят, устроивших  на тихой улочке целое сражение. Когда наступил вечер и чёрные столбы пыли стали совсем невидимыми, война закончилась, все разошлись по домам.

Высокий паренёк, которого звали Сашка и будущий майор, оказались соседями, а заборы  их домов разделял только заброшенный  огород  15-ой школы.
   
Через неделю, первого сентября, они стояли  рядом на  линейке во дворе этой школы , возле молоденькой учительницы, в руках которой  трепетал красный  флажок  с надписью  «1 А».

Всё было  очень ярким и чистым, голубое небо с облаками над головой, новенькая школьная форма, большие белые банты девчонок,   ласковый взгляд первой  учительницы.
 
Наконец прозвенел первый звонок, и они вошли в школу. Так начиналась  новая жизнь, так начиналась их дружба.   Впереди  будет учеба, спорт, служба, расставания, встречи, потери, удачи  и неудачи  - всё то, что есть у каждого,  но для них тогда этот мир только начинался и казался таким огромным и неизведанным.

Сашка и Василий.

Итак, двое новых друзей приступили к учёбе. Будущего майора прямо с первого класса звали Василий (кстати, Сашка – будущий полковник).
Дело в том, что у бабушки, в  большом старом доме, жил  пушистый  Васька, большой хулиган и независимый котяра, которого Василий  любил, но отчаянно боролся за то, чтобы  их имена,  всё- таки различались.

Оккупировав камчатку (последнюю в ряду парту), мальчишки, зная уже азбуку и счёт, быстро стали лидерами в классе по учёбе, а также на озорных переменках.
Дружно и весело, без каких-либо лишних эмоций, их первая учительница Маргарита Николаевна, красивая девушка 25 лет, вела 30 малышей по дороге первоначальных знаний.
В маленькой деревянной  одноэтажной 4-ой начальной школе (филиал 15-ой средней  школы) было очень уютно и по-домашнему тепло.
Особенно хорошо после сибирского мороза  погреться у печки,  которую школьный сторож растапливал к началу занятий.
Большой двор с поленницами заменял летом спортзал, а зимой класс гуськом ходил на лыжню, пробитую вдоль Иртыша.
Если были морозы, то занимались гимнастикой в большом классе, переоборудованном  под спортзал.
Надо сказать, что эта школа была двухклассная, с третьего класса уже учились в 15-ой школе, которая находилась на соседней улице Пушкина, в которую Александр перешёл уже без Василия.

А пока они, освоившись в первом « А», начали вести активную борьбу на переменках против второклассников.

Вся эта маленькая начальная школа состояла из двух первых и двух вторых классов.
Второклашки считали себя старшеклассниками и немного задирали нос.

В начале сентября,  второклассники, занимавшие два класса, находившиеся  напротив друг друга в тупиковом конце коридора, постепенно оккупировали на переменках весь большой коридор.
Робкие первоклашки выходили из своих классов, тоже находившихся  напротив друг друга,   и тихонечко стояли или передвигались у дверей, поглядывая на второклашек.

А те носились между дверями, заполняя всё пространство весёлой сутолокой,  иногда заталкивая обратно в свои классы не осмотрительно высунувшихся  на середину коридора  первоклашек.

Вскоре, Василий и Александр устроили  с ними первую свалку, но под напором численности и агрессии ветеранов начальной школы, вынуждены были ретироваться в свой родной первый «А» класс.

Красные и взъерошенные, под ехидными взглядами девчонок, проходя на свою «камчатку», они услышали реплику Маринки, которую между собой называли самой красивой  в  классе.

- Ну вот, теперь по коридору и прогуляться нельзя!

До конца уроков, оглядывая класс, друзья пришли к единому мнению, что надо создать группу противодействия второклассникам.

На соседней камчатке сидели два паренька.  Чучерилов  – «Чуча», самый длинный, но совсем не воинственный мальчик в классе, и крепкий хитрый Акулов – «Акула».

Эти подойдут – решили друзья.

- Кто ещё? – шептал Сашка. – Видал их сколько «второгодников», массой давят.

- Да – критично смотря на одноклассников, поддакивал Василий – «вторых»  много, а наша масса жирная и трусливая.

- Точно, – хихикнул Сашка, – от одного вида кулака хнычут.

- Ага, вон смотри татарчонок «Тошка» (Тайботалов) – вдруг обрадовался Василий.

- Да ты что, он же мелкий, «Чуче» по пояс будет!

- Зато у него ботинки с подковами  и пинается хорошо – сказал Василий,  вспоминая вчерашний синяк на ноге.

- Это верно – согласился  Александр, машинально потирая ушибленное место под коленкой – этот тоже подойдёт.

Так друзья создали свою первую группу антитеррора против второклассников.  Дело оставалось за малым - уговорить одноклассников выйти вместе на большой перемене в центр коридора и дать дружный отпор.

Прозвенел колокольчик в руках школьной уборщицы тёти Дуси, оповещая об окончании учёбы.

- Так – взяв на себя руководство, распорядился Василий – давай Чучу и Акулу готовь, а я побежал за Тошкой.

Несмотря  на щуплую  внешность, Тошка носил огромный ранец, с которым управлялся настолько быстро и ловко, что оказался впереди  всего класса и шустро выскочил за дверь.

- Стой Тошка, стой тебе говорю…- едва поспевал за ним организатор группы сопротивления.
Василий догнал его только на выходе из двора школы.

Маленький  Тошка, поняв, что быстро ретироваться уже не удастся, обернулся, оборонительно выставив вперёд ранец и приготовился дать отпор, если понадобиться.
- Да ладно ты – хлопнув его по ранцу, примирительно сказал Василий – Ты что в классе на переменках сидишь, в коридор не выходишь?

- Не хочу – опустив ранец, ответил Тошка –
сегодня вот яблоко ел,  а там «вторые»  набегут, отымут!

- Ага – обрадовался заговорщик – Значит «вторых» боишься?

- Ничего я не боюсь, отпинаюсь, если полезут – смешно наморщив нос, отвечал воинственный татарчонок и немного подумав,  добавил – просто не хочу с ними бегать.

- Знаешь что, Тоха – доверительно наклонившись к нему,
прошептал Василий – нам просто надо всем вместе выйти в коридор на большой переменке и если они полезут, запихнуть их во второй «А» или «Б».

- Что, вдвоём что ли? – скептически хмыкнул Тошка.

- Нет конечно, смотри, ведь у нас команда! – показывая рукой на приближающуюся тройку одноклассников, многозначительно произнес Василий.

Несмотря  на свой уверенный тон и громкое название команда, которое так, кстати, подвернулось ему на язык, Василий  сразу понял, что переговоры с соседней камчаткой находятся на грани краха.

Сашка шёл посредине, чуть  подталкивая верзилу Чучу, а Акулу просто держал за руку, понимая, что тот может запросто сбежать сразу за воротами школы.

И верно, подойдя ближе, Александр отпустив Акулу, прошептал Василию на ухо:
- Не хотят трусы, говорят дружить со «вторыми» надо!

Интуитивно понимая, что если не овладеть инициативой, то хрупкий союз развалится,  не создавшись, Василий, громко и солидно сказал:
- Так парни, дружить со «вторыми» будем, но только после того, как запихнём их в свой класс, как они нас!  Ты согласен? – вперив указательный палец в грудь Чучи и устремив снизу вверх требовательный взгляд, напирал на Чучерилова  Василий.

- Да я, что, я как все – вертя головой на длинной шее, ответил Чуча.
- А ты, Акула? – продолжал вербовать сторонников Василий, внезапно ощутивший себя командиром.

- А что делать-то надо? – заюлил Акулов.
Тут уже не выдержал Сашка,  грозно нависнув над ним, проорал:
- Что, что, заладил как дуралей,  выйдем на большую переменку в коридор и загоним «вторых» в классы.

- Нет, всё будет проще, - снова вступил Василий, - выходим все вместе, стоим рядом, никого не трогаем, а если они полезут, тогда загоним.

- Ну ладно, давайте попробуем – опасливо глядя на Сашку, согласился Акула.
- А я их пинать буду – неожиданно бодро вступил Тоша.

- Так, – повеселел новоиспечённый командир, - выходим двумя рядами, первый мы с Сашкой и Акула посередине, а во втором Чуча с Тохой.  Чуча, ты главное следи, чтобы Тошку не свалили, а если кого из нас свалят, то Тошка сразу пинаться начинает.

Ещё немного посовещавшись по тактике завтрашней баталии, заговорщики разошлись по домам.

Первый блин комом.

На следующий день, друзья с нетерпением ждали большой перемены,  многозначительно поглядывая на своих соратников.

Доверие внушал только Тоша,  который старательно подмигивал и демонстративно ощупывал подковы на своих маленьких ботинках.
Чуча вертел головой во все стороны, стараясь не встречаться с друзьями глазами.
А Акула, наоборот, не поднимая от тетрадки коротко стриженный затылок, преувеличенно внимательно выводил палочки и буквы.

Наконец тётя Дуся подала колокольчиком звонок на большую перемену.
Тоша соскочил со своей парты и моментально встал столбиком у двери,  как вкопанный, ожидая своих соратников.

Василий и Александр, поначалу, тоже быстро направились к двери, но заметив, что вторая камчатка не сдвинулась с места, совсем не к месту собирая зачем-то  ручки и тетрадки, вернулись к своей «команде».

Василий встал возле Чучи, а Александр уже аккуратно, но твёрдо, буквально вытаскивал  из-за парты упирающегося Акулу.
- Эй, длинный, сам пойдёшь или помочь? – зло прошипел Чуче командир заговорщиков.
Наконец, препираясь и спотыкаясь, вся четвёрка добралась до двери.

Александр и Василий, зажав между собой Акулу, вывалились в коридор, обернувшись назад, Василий скомандовал: - Тоха, выпинывай Чучу.

В коридоре во всю уже бегали «вторые», с хохотом и дразнилками, по-свойски гоняясь друг за другом, степенно прогуливались девочки из вторых классов, а у стенки стояли несколько первоклашек.

Остальные первоклашки  или оставались в классе, или робко выглядывали из дверей, не решаясь выскочить в полный опасностей коридор.

И в этот кипящий бурной жизнью второклашек поток, из первого «А»  вывалилась пятёрка смелых. Остановившись между дверями 1-го «А» и 1-го «Б», они медленно развернулись  в сторону кабинетов второклашек и встали поперёк коридора.

Впереди , крепко сжав Акулу между собой, который уже даже и не пытался вырваться, стояли наши друзья.
Сзади выглядывал длинный  Чуча, Тоху вообще не было видно.

Гомон и визг затих, беготня прекратилась, «вторые» оцепенели от такой наглости первоклашек. Пауза продолжалась не более, чем полминуты.

И вот уже самый хулиганистый из вторых, лысенький (с очень короткой прической), но высокий и крупный паренёк, которого они называли Дылда, махнув рукой, с криком "а-а" побежал прямо в центр живописной группы первоклашек.
За ним устремились ещё 6-7 второклашек.

И вот уже между дверями первых классов образовалась куча  мала, Акулу первого сбили с ног и он на четвереньках моментально скрылся за дверями 1-го «А».
Сашку и Василия мощно теснили к дверям, куда за ползущим Акулой ломанулся  Чуча,  длинными ногами перескочив через него.

Пятясь задом и бесполезно пиная воздух, отступал в класс и маленький Тоша, что-то лопоча по-татарски.  Наконец, под превосходящим напором в класс просто внесли наших друзей и с громким хохотом захлопнули двери.

Отметив полную и безоговорочную победу над первоклашками оглушительным воплем, «вторые» снова стали носиться по коридору с удвоенной энергией.

А за закрытыми дверями первого «А», изрядно помятые, Василий и Сашка обозревали совсем нерадостную картину.
У доски стоял Тошка, воинственно выкидывая вперёд ноги с подкованными ботинками.

Округлив глаза, перешёптывались девочки, толстенькие и худенькие мальчики глядели в окно, делая вид, что проходившая в коридоре битва их совсем не касается.

На второй камчатке, как ни в чем ни бывало, сидели Чуча и Акула, усиленно ковыряясь в своих ранцах, раскладывая карандаши и тетрадки.

Герои проигранной битвы, отряхивая свои школьные пиджачки, подошли к последней парте. Василий с ходу отвесил леща Чуче, а Сашка  хотел врезать Акуле по затылку, но попал по предусмотрительно подставленному ранцу.

- Так, трусы, завтра идём в коридор все вместе, и 1- й «Б» с нами  - твердо сказал Василий, слизнув кровь с ссадины на руке.
- А кто не пойдёт,- заорал Сашка, -  вообще по коридору ходить не будет.

Начавшийся  было гвалт первоклашек,   перекрыл колокольчик  тёти Дуси.
Так закончилось первое сражение за коридор.

Союз А и Б.

В этот же день, после уроков, друзья отправились  на переговоры в 1-й «Б». Искать с кем их вести, пришлось недолго.
Как только они зашли в класс напротив, то сразу попали в окружение стайки мальчишек, в которой выделялся массивный, почти толстый, но очень подвижный пацан.

Он громче всех, своеобразно, приветствовал гостей, перебивая своих одноклассников:
-Ага, Мотовила (одно из прозвищ Сашки) с Котом (одно из прозвищ Василия) пришли, ага, и как вас на переменке «вторые» сделали, ага!

-Ты где Кота увидел? Бабай! - дёрнулся на толстого Василий, но Сашка бесцеремонно удержал его за шиворот серого форменного пиджачка.

- Чё ты радуешься, дурень – беззлобно сказал толстому Александр, - завтра они вас гонять будут, вообще в класс придут.

- А вот и нет, - загалдели все разом мальчишки из 1-го «Б»,  - не дадим,  дудки, - громче всех, конечно, орал Бабай,
  - пусть только сунутся.

- А что, слабо с нами вместе выйти на большой перемене против «вторых» - вдруг прервал гвалт, успокоившийся Василий.

1-й «Б» затих и в наступившей тишине, весомо прозвучал голос Бабая:
- Да запросто!

И вот наступил час генерального сражения.

Уже с утра, по приходу в школу, друзья в своём 1-ом «А», восстановили боевой дух участников предыдущей битвы, обещав помощь союзников. Кроме того, к схватке твёрдо пообещали подключиться ещё двое мальчишек.
Бабай, после короткого совета, тоже обещал выставить бойцов не меньше, чем «А» -шки.

Колокольчик тёти Дуси прозвучал, как общий сбор, объединенного отряда «А» и «Б». Когда на большой перемене «вторые» привычно выбежали из своих классов, они увидели, как из дверей первоклашек, почти одновременно вывалились две группы мальчишек, практически заполнив коридор от стены до стены.

Второклассники, прервав беготню, тоже стали собираться стайкой. Однако, вдохновлённые своей численностью, а также по замыслу своих лидеров, первоклашки дружной стеной ринулись по всему коридору, тесня второклашек и отбрасывая  по краям к стенкам не желающих участвовать в свалке.

Воинственного крика, на сей раз, не было, только сосредоточенное пыхтение.
В середине коридора образовалась пробка из усиленно сопящих и толкающихся малышей, которая качнувшись, то в одну, то в другую сторону коридора, медленно стала продвигаться  к дверям второклашек.

Любопытные мордашки девчонок выглядывали из дверей, но в коридор выходить они не решались.
И тут пара мальчишек из 1-го «А» и один из  1-го «Б», отодвинув девчонок, ринулись в коридор, прямо в середину пробки.

Мальчишеская толпа внезапно дрогнула, выгнулась в сторону вторых классов и окончательно смела сопротивляющихся второклассников. Некоторые сами побежали по своим классам, а основную массу под торжествующие победные крики впихнули во 2-й «А».

Вскоре прозвенел, спасительный для «вторых» колокольчик тёти Дуси и все разошлись по классам.
Вернувшиеся из учительской педагоги  успокаивали не в меру возбуждённых школьников, которые не сразу перестроились на учёбу.

Александр с Василием триумфально вернулись в свой класс, торжественно объявляя сразу от дверей, что теперь коридор навеки общий.

Проходя мимо первой парты, где Маринка с подружкой уже смирно сидели, сложив ручки, Сашка, весело подмигнув, сказал им:
- Теперь на переменках по коридору могут бегать даже девчонки!

Конечно, противостояние не закончилось сразу, мелкие стычки проходили ещё до середины первой четверти. Учительницы даже дежурили по очереди по коридору, устраивая то хороводы, то викторины, но война за коридор благополучно закончилась.

«Вторые» окончательно признали за первоклашками право беспрепятственно бегать по коридору на переменках наравне с ними.

К слову сказать, через год, когда «вторые» ушли в 3 –й класс в основную школу на соседней улице, Акула с Чучей, присоединившись к Бабаю, попытались тоже погонять новых первоклашек из коридора.

Александр с Василием, приобретя определённый авторитет среди одноклассников, жёстко пресекли это, восстановив честно завоёванную школьную свободу перемещений независимо от возраста.
   
К ВаМ. 8..03.2016г.