О кулачестве

Иван Кадуркин
Память о хороших людях

Сейчас в СМИ много пишут и говорят о жертвах сталинских репрессий: ученых, инженерах, организаторах производства в различных отраслях. Но нигде или очень мало пишут о судьбе целой прослойки крестьянства, так называемого «кулачества». Чем больше пройдет времени, тем меньше останется подробностей о жизни и гибели этой лучшей части сельского населения.
Кто такие кулаки? Это самая зажиточная часть крестьянства, которая успешно и своевременно проводила все сельхозработы, получала больше продукции, своевременно реализовала ее и потому жила лучше других. Конечно им не хотелось добровольно отдавать в колхоз нажитое своим трудом имущество. Они тормозили процесс создания колхозов и за это их преследовали, ссылали и почти всех уничтожили. Сейчас предприимчивых, успешных фермеров приветствуют и поддерживают, а тогда…, но по порядку.
 Расскажу о семье моего деда по материнской линии Василия Резепова, раскулаченного в период «коллективизации». Пишу, прежде всего, для моих внуков и правнуков, чтобы они знали свои «корни», знали правду о своих безвинно погибших родственниках. Пишу, в основном, по рассказам моей матери Натальи Васильевны Резеповой. Семья Резепова Василия и жены его Анны проживала в селе Старая Порубежка Пугачевского района Саратовской области. У них родились и выросли шестеро сыновей и четыре дочери. Назову, кого помню по именам – это Савелий, Гурьян, Прокофий и Лука. Дочери: Ганя, Наташа и Тося. Имена двух сыновей и дочери забыл. Прошло уже 22 года, как нет в живых мамы да и мне скоро 85 лет, не мудрено и забыть. Скоро и меня, наверно, не будет и тогда рассказывать будет некому, а пока расскажу, что помню.
Вся семья жила в одном большом, в десять окон, доме. В нем жили и снохи-жены старших сыновей. Это была одна большая дружная семья, почти трудовая бригада. У них, как у многодетных и земли было много. Сеяли подсолнечник, зерновые культуры. Был огород и сад. Кроме того было большое подворье, где только дойных породистых коров было более десяти. Исходя из этого, думаю, что на их ферме было не менее 50-60 голов скота. Были лошади, свиньи и птица. Кроме того была своя «Рушилка». Я не знаю, что это такое, но думаю, что на ней очищали семена подсолнечника. Свой урожай и за «гарц» семена соседей и знакомых. Всем этим большим хозяйством руководил старший сын Савелий, а отец осуществлял общее руководство. В его ведении были финансы, реализация готовой продукции и функции «завхоза». Он часто ездил в город по делам, и к нему часто приезжали деловые люди и просто знакомые и всех их радушно принимали в доме. Из города отец привозил все необходимое для хозяйства, а также одежду и обувь для всей семьи. Мама говорила: «… наши в селе одевались лучше всех! На это отец денег не жалел…». Вся семья была приучена к молитве, включая детей. Была глубоко верующей и к тому же принадлежала к секте староверов. Поэтому в их доме никогда не было ни запаха спиртного, ни запаха табака. Когда приезжали гости, накрывали скатертью стол и на него ставили самовар. На стол ставили блюдца для питья чая, головку сахара и специальные щипцы для раскалывания сахара на кусочки. С ними в прикуску пили чай и беседовали порой допоздна.  Мама рассказала, что когда были гости, мы ребятня сидели по углам и там, где нас никто не мог увидеть, сидели, разговаривая шепотом. Однажды я не удержалась и засмеялась вслух… Когда гости ушли, отец позвал меня и говорит: «Наташа, а ведь ты это смеялась. Твой был голос. И как это тебе не стыдно? Ведь гость мог подумать, что ты над ним смеешься. Иди и больше так никогда не делай…» - я готова была со стыда сквозь землю провалиться… Лучше бы он побил меня. Но у нас в семье детей никогда не били, воспитывали словами и собственным поведением, но так, что взрослых мы слушались беспрекословно.
Савелий распределял все необходимые работы между всеми членами семьи, включая и детей, находя и им работу по силам. В теплое время года никто не был без дела, работы всем хватало. Зимой работы было поменьше и тогда братья ездили по окрестным селам, скупали скот, свиней везли в город и продавали там торговцам мясом с выгодой для себя. Кроме того, братья в окрестных озерах вылавливали из подо льда рыбу и возили ее возами в город на рынок продавать. Успевали они и отдыхать. Отмечали праздники, где можно было и сплясать, и песню спеть, и повеселиться. А на масленицу на льду замерзшего Иргиза устраивали кулачные бои – полсела на полсела, стенка на стенку. Мама так мне об этом рассказывала. Когда уже стояли друг перед другом стенки и можно бы начинать, но из-за чего драться? Все были сельчане, друзья, товарищи и не было причины для драки. Тогда, где-то в середине начинали с обеих сторон стравливать двух мальчишек. Примерно так: «Гринька, гляди, как Мишка на тебя косо смотрит! Дай ему по соплям!» и т.д. до тех пор, пока они не начинали драться. Тогда с обеих сторон начинали им помогать, и потом закипал бой по всей стенке. Дрались в рабочих рукавицах, чтобы не повредить руки. Не дай Бог, если кто заложит в рукавицы камень, железяку или ударит лежачего. Тогда бой останавливали и уже все били виноватого в этом тягчайшем преступлении. Чтобы другим не повадно было, били его смертным боем. Дерутся мужики, а старики, которые сами уже не в силах драться, выступают в роли болельщиков. Прыгают по сугробам, бросают вверх шапки и кричат «Ура, наша берёт!». А если не берёт, когда стена начинает сдавать, несколько наиболее уважаемых стариков спешат к Савелию. Он, как правило, участия в «кулачках» не принимал, но не уважить стариков не мог. Так убедительно они его просили: «Савелий Василич, чай ить наших бьют! Выручай!». Тогда он надевал рукавицы на свои кулачищи и шёл выручать. Когда он появлялся в стенке по ней проходил шум радости одних и печали других. Против него никто не мог устоять, а из под него и другие начинали побеждать и уже вся стена шла вперед.
Савелий был спокойным, рассудительным человеком, обладавшим необыкновенной физической силой. Мама говорила, что он брал сразу две двухпудовые гири, подбрасывал их в воздух и ловил ради развлечения. Гирями этими на весах взвешивали скот и свиней. Были гири и пудовые, но они ему были слишком легкими, а каждая по 32 кг были ему в пору, и он ими жонглировал, как мячиками в цирке жонглируют. Наверное, такими же были в жизни богатыри с картины Васнецова Добрыня Никитич и Алеша Попович, когда они были без боевых доспехов.
Вот так и жила эта трудолюбивая и дружная семья, пока не случилась коллективизация, и все не полетело прахом. Последнее, что я помню из рассказов мамы, это как дедушку моего Василия Резепова и его сыновей чекисты вывели из дома, посадили на телеги и увезли в неизвестном направлении. Долгие годы о судьбе всех их не было ничего известно. Ни письма, ни весточки.
Женская половина Резеповых осталась в доме одна. Потом, видимо, чтобы завершить разорение семьи и дом у них отобрали под сельсовет. Ганя с мужем и сыном Иваном Комисаровым первой уехала в Сталинобад, теперешний Душанбе. Наташа вышла замуж за Кадуркина Михаила Антоновича из села Камелик. В 1933 году вся семья Кадуркиных бежала от голодной смерти в г.Денау, что в 100 км от Душанбе. Туда же, после войны, приехала и Тася с бабушкой Анной. Там в Азии они прожили остаток жизни и все похоронены на кладбище г.Душанбе. На этом кладбище похоронен и  дед мой по отцу Кадуркин Антон Григорьевич и Лука Васильевич Резепов. Он единственный из всех братьев выжил и после войны тоже приехал в Душанбе. Пишу подробно о том, кто куда уехал и на ком женился, где похоронен в расчете на то, что в селе Старая Порубежка и других местах России живут потомки братьев и сестер Василия и Анны Резеповых и им эти короткие сведения будут важными и интересными, так как все умерли и спросить не у кого.
Я много раз спрашивал Луку Васильевича о месте ссылки, но каждый раз он отвечал обобщенно – «на северах». Явно не хотел на эту тему говорить. Сказал только однажды, что сплавлял лес по реке с ледяной водой, много раз падал в эту воду, простывал и тяжело болел, что сильно подорвало его прежде крепкое здоровье. Так и не сказал он мне где это было да и я особо не настаивал, так как был тогда идейным комсомольцем и кулаки меня мало интересовали. Судьба всех их так бы осталась для меня тайной, если бы не случай. В газете «Аргументы и факты» за 2015 год напечатали серию статей профессора Эрнста Мулдашева об исследованных им курганах и озерах, связанных с Башкирским народным эпосом «Урал-Батыр» на территории Башкирии. Вот, что я прочитал в газете (привожу дословно): «…круглое озеро «Кульваряш» считается проклятым местом. Оно находится в совершенно диком месте, среди леса, где нет дорог. Диаметр его 100 метров. На берегу его располагалось спецпоселение, где в сталинские времена жили раскулаченные. Они рубили лес и делали доски, которые на лошадях и по узкоколейке вывозили к реке Уфишке в район деревни Бахмутино…». Отсюда  доски, связанные в плоты, сплавляли по реке ближе к г.Уфа. «…За малейшую провинность людей расстреливали и нередко сбрасывали в озеро. Говорят, что в нем плавают трупы 560 человек, которые из-за холодной воды не разложились, а превратились в так называемый «жировоск» и периодически всплывают на поверхность. Люди ночью слышат вой и рычание…». Когда я прочитал это, меня обуял ужас. Я вспомнил слова дяди Луки о том, что он сплавлял лес по речке с ледяной водой. Все отдельные сведения сложились у меня в одну жуткую картину, и я представил, как дедушку моего привезли или привели на берег этого ужасного озера. Я думаю по реке Иргиз доставили их в г.Балаково. Потом по Волге и притоку ее р.Белой довезли до г.Уфа и на чем-то или пешком доставили в этот поселок для раскулаченных. Дедушку с сыновьями поставили на заготовку леса, а дядю Луку, как самого молодого и ловкого определили в бригаду сплавщиков леса. Это, видимо, и позволило ему остаться в живых.
Возможно, из глубин озера и сейчас еще всплывают, иногда, останки моих родственников среди сотен других, чтобы напомнить людям о жестокой трагедии, разыгравшейся здесь в первые годы Советской власти. Они всплывают и требуют восстановить справедливость, реабилитировать их честные ни в чем не повинные имена. Тем более, что имена и фамилии палачей и их жертв сохранились в архивах бывшего НКВД под грифом «Секретно». Из газеты я узнал, что замечательный исследователь Эрнст Мулдашев ищет в Башкирии проходы в подземный мир «шамбалу», где среди «желтого океана» находится «земля семи уровней», на которой живут лучшие люди земли. Возможно останки родных мне людей в озере «Кульваряш». А чистые, невинные души этих великомучеников живут в подземном мире – шамбале вместе «с лучшими из лучших всех человеческих расс».

22 февраля 2016 г.
                г.Инза
И.М. Кадуркин