Как работают историки. Часть 3 Некрополи

Валерий Петров 5
В прошлой части я писал о некрополях. В дополнение  хочу сказать о двух российских некрополистах, которые после долгого перерыва  возобновили описание кладбищ. Первым был Михаил Дмитриевич Артамонов (21.11.1922 – 18.04.2011). Участник Вел. Отеч. войны, полковник в 31 год. Свободно владея немецким языком, он готовил переводы документации о ракетах ФАУ-2 и зенитных ракетах. После окончания войны был профессором кафедры систем управления ракет факультета реактивного вооружения Военной артиллерийской Академии им. Ф.Э. Дзержинского. Я помню его по обществу «Старая Москва»,  заседания которого проходили ежемесячно в Государственной исторической библиотеке. Михаил Дмитриевич выделялся окладистой бородой и часто выступал в защиту сохранения памяти о коммунистических деятелях, в частности Щербакова и Жданова. В 90-е г. это было не модно. Он первым в постсоветское время начал заниматься описанием московских кладбищ без всякой надежды это опубликовать. Свои труды он печатал на машинке и отдавал в Ленинскую библиотеку.
В советское время, прежде чем опубликовать информацию о каком-нибудь человеке, требовалось разрешение Главлита. А то вдруг человек этот в чём-нибудь провинился перед Советской властью…
И только после того, как начали выходить «Книги Памяти», где сообщалось не только о всех погибших, но даже о пропавших без вести, только после этого М.Д. Артамонов получил возможность публиковать свои труды.
Он описывал не все захоронения, а выбирал, по своему усмотрению, наиболее известных деятелей.
Погиб в результате несчастного случая. Похоронен на Тучковском кл. г. Рузы вместе с женой Анной Петровной (1922-2005).
На следующий уровень в некрополистике вышел Кипнис Соломон Ефимович (20.10.1919 – 7.09.2001).
Я познакомился с ним в Исторической библиотеке, где в справочном отделе он искал сведения о лицах, захороненных на Новодев. кладбище. Энергичный, общительный, большой любитель пошутить с женщинами, он до пенсии работал в журнале «Наука и жизнь». В редакцию он пришёл в 1956-ом году, имея высшее техническое образование, профессию металлурга и 10-летний стаж работы на оборонных предприятиях. В журнале он заведовал отделом науки и рубрикой «Шахматы».
Я присутствовал на его похоронах. Умер он внезапно. Вечером позвонил своему другу:
- У меня сегодня счастливый день! Я получил сигнальный экземпляр своей книги «Записки некрополиста». На днях вылетаю к дочке в Америку!
Он уснул счастливым и не проснулся. День, когда он должен был прилететь в США, на календаре обозначался «11 сентября 2001 г.».
Похоронили его в колумбарии Донского кл. рядом с женой Алиной Александровной (1926-1999).
Его справочник по Новодев. кл. – издание уникальное. Самое полное 2-е изд. вышло в свет в 1998 году. Описано захоронение более 25 000 человек, причём не только известных, но и их родственников.
Чтобы закончить тему некрополистики, привожу оригинальные надгробные надписи из Мексики:
1) Панкрацио Хувеналес, 1968-1993.
Он был примерным мужем, отличным отцом, но плохим электриком.
2) Томас Химотео Шиншилла, 1967-1989.
Покойся с миром. Теперь ты в руках Бога. Господи, следи за своим кошельком.
3) Здесь покоится моя дорогая жена Брунжильда Джаламонте, 1973-1997.
Господи, прими её с таким же удовольствием, с которым я посылаю тебе её.
4) Густава Гумерсинда Гутиеррез Гузман, 1834-1989.
Вечная память твоих сыновей (кроме Рикардо, который не сбрасывался).

Круг моих научных интересов указан на этом же сайте в статье "Записки библиографа". Там же указан мой электронный адрес. Пишите, отвечу.