Антитезы по прочтении сонета Петрарки

Орфей Без Эвридики
Ф.Петрарка.
Сонет(перевод Верховского Ю. Н.),
 построенный на антитезе:

И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.

У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам — краю.

Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;

И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, — ты!

Я:

Сонет прекрасный душу вдохновил
Искать любви оттенки и противоречья,
Старался избегать я просторечья,
И результат меня же удивил.

Мой плен стихи и думы порождает,
Освободить меня хотели, но,увы,
Амур меня лишил ведь головы,
И сердце трепет свой не забывает.

Искал три дня собранье антитез,
В них можно без сомненья, заплутаться,
А можно поразмыслить попытаться,
Не заходя в дремучий этот лес.

Вопросы я поставлю вам не грубы:
Любовь рождают, всёж, глаза иль губы?

Любовь,то плата иль аванс,
Любовь - отказ иль всё же, шанс?

Любовь научит отдавать иль принимать,
Поможет верить или понимать?

Любовь душа иль тело,
То праздность или дело?

Любовь, то Альфа иль Омега отношений?
То жизнь иль смерть? полно сомнений....

То слепота иль зренье,
Угрозы иль прощенье?

То стыд иль честь,
Обида просто или месть?

То святость иль грехи,
Скорее, проза иль стихи?

Любовь, то смех иль слёзы,
Она, обычно, всёж, шипы иль розы?

Скорее, осень иль весна,
На море штиль или волна?

То память иль забвенье,
Блаженный сон иль бденье?

Искристое вино или компот,
То зрелый опыт иль наоборот?

Приносит горечь или сладость,
И чаще, всёж, печаль иль радость?

Любовь скала иль водоём,
Любовь - один или вдвоём?

Те чувства -миг иль вечность?
Рождают ревность иль беспечность?

Любовь как пар иль лёд?
Она ходьба или полёт?

Скорее, щедрость или скупость,
Высокий гений или глупость?

Она как мудрость или шалость?
Любовь, Ты всё, иль малость?

Любовь купец или товар?
Она как холод или жар?

То план или судьба,
Всезнанье или ворожба?

Дает нам мёд или лимон?
Она улыбка или стон?

Приносит рабство иль свободу?
Приводит в город, на природу?

А вечна или преходяща?
Вся иллюзорна? Настояща?

Любовь - ярмо или карт бланш,
Она - победа иль реванш?

Любовь, ты правда иль обман?
Скажи, ты свет или туман?

Тяжелый труд или досуг,
А телу здравье иль недуг?

Любовь рояль или планшет?
Она как слава иль секрет?

Любовь-паденье иль восстанье,
Итог надежды иль отчаянье?

Любовь - огонь или вода?
И кто сильнее, ты иль я?

***


В любви бывает много форм,
Зовут любовью отношенья,
Когда один из них как корм,
Другой же ест без сожаленья.

Когда любовь взошла на мель,
Подумать надо хорошо нам,
Любимый средство был иль цель,
Был колыбелью или троном?

О нем забота- зов души,
Иль заполнение безделья,
В любви все средства хороши,
Для достижения веселья? 

А если вдруг подул мистраль,
И радость туча помрачила,
Тогда послать его бы ..вдаль,
Как и решила моя ****





,,,,,,,,,,,,,,,,,,


Петрарку с полным правом называют человеком, с которого началась великая эпоха Ренессанса. Младший современник Данте, яркий представитель итальянской литературы раннего Возрождения, он расширил и утвердил в литературе новый жанр сонета, положил начало новой моде на стихотворство. Сонет давал поэтам возможность передавать чувства влюбленного человека, подвергать его анализу, предаваться размышлениям.
Главной книгой Петрарки, работа над которой заняла большую часть его жизни, стала «Книга песен». Из этого произведения мы узнаем о противоречиях, терзавших душу писателя, о его возвышенном чувстве к Лауре. Поэт несколько раз переписывал и дополнял свою книгу перед тем, как она появилась в окончательном виде. Постоянные изменения, которые он вносил в свое произведение, отражают стремление к совершенству и возможности сказать о своих сомнениях.
В любви Петрарки к Лауре заметны веяния поэзии трубадуров, где сквозь условность формы светится искреннее чувство. Но в то же время здесь присутствует элемент философии предшественников поэта, поклонявшихся предмету своей любви, как высшему благу, сравнимому с небесными ценностями. Любовь Петрарки — земная и небесная одновременно. Именно поэтому она лишена гармонии и покоя и наполняет жизнь поэта печалью и страданиями. Но автор не стремится к избавлению от своих мучений.
Лаура для него — недостижимый идеал, совершенство, высшее божество. Она является его суровой повелительницей. Душа поэта живет лишь грезами, и потому он часто ищет утешения в слезах. Однако Петрарка постоянно ощущает божественное присутствие своей возлюбленной, и это наполняет его сердце великим блаженством. Его любовь неизменна, но он постоянно колеблется между надеждой и отчаянием, между радостью и печалью. Он разрывается между возвышенным, духовным чувством и земной любовью, которую считает греховной. Нам открывается напряженная борьба поэта с этим чувством, его стремление подавить в себе недостойные порывы и невозможность отказаться от них. «С одной стороны, меня уязвляют стыд и скорбь, влекущие меня назад, а с другой стороны, меня не отпускает страсть, которая в силу привычки так усилилась во мне, что дерзает спорить с самой смертью», — говорит он.
Петрарка сознает неразрешимость душевного конфликта, ощущает раздвоенность своей психики: «И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему!» Поэт не может ничего изменить. Изменения приходят лишь со смертью Лауры. Но здесь он сталкивается с новыми противоречиями: его охватывает отчаяние, которое постепенно сменяется просветлением и радостью. Теперь его возлюбленная стала ближе, она смягчилась, шепчет ему слова утешения, осушает его слезы, внимательно выслушивает, ведет его за собой. Она перестала быть недосягаемым божеством, и поэт начинает видеть гармонию в своем чувстве: «Я счастлив был, я в жизни знал блаженство...» Борьба с греховной любовью исчезает сама собой. Но теперь у Петрарки возникают сомнения в допустимости любви к «святой» Лауре. Он просит Деву Марию вымолить у Бога для него прощение за любовь, от которой он все-таки не может отказаться. Лаура становится для него воплощением райского совершенства, воспоминанием, которое он не может не оплакивать.
Противоречивость характера Петрарки звучит во всем его творчестве. Читая его произведения, мы видим перед собой индивидуалиста, охваченного жаждой славы, на первый план выдвигающего свое «я». С другой стороны, это человек, которого терзают сомнения, тяготит груз старой религиозной культуры, который не способен еще освободиться от него. Отсюда возникает конфликт между жизнелюбием и жизнеотрицанием, болезненное недовольство собой, глубокая печаль, которая отбивает стремление ко всякой деятельности. Внутренняя борьба поэта с самим собой ярко отразилась в книге, которую он называл «Моя тайна». По словам самого автора, он написал ее не для других, а для себя, стремясь разобраться в противоречиях своего сердца. В этой книге он ставит под сомнение истинность своих высших идеалов и ценностей — Любви и Славы. Все эти сомнения и смятение души поэта особенно характеризуют его как человека переходной эпохи, сближая с другими выдающимися поэтами, такими, например, как его соотечественник Данте Алигьери.