Прозаические миниатюры

Борис Бершадский 100
                Б о р и с  Б е р ш а д с к и й

                О  романе  «Мастер  и  Маргарита»
 
     Ах, какая неожиданная ассоциация!  И как трудно ухватить мелькнувшую и ускользающую мысль!.. Почему же вдруг покидаемая навсегда Маргаритой и Мастером и – надолго ли? – свитой Воланда Москва вдруг штрихом, еле заметным контуром напомнила Ершалаим?  Ведь Булгаков, один из тончайших ювелиров слова, да еще в любимейшем своем творении, такой случайности бы не обронил…

    А что если доброта – абстрактная, мягкая доброта, не считающая даже нужным защищаться,  во все времена была общечеловечески привлекательной, но заведомо обреченной на небытие?  Доброта, которая и игемона, и убийцу, и палача одинаково считает добрыми людьми?

     И не есть ли тогда явление Мастера в романе ничуть не менее удивительно, чем явление Воланда в Москве?  Ведь Мастер по сути своей есть не что иное, как вариант Иешуа двадцатого века.  Но, если в двадцатом веке может возникнуть Иешуа-Мастер, с необходимостью должен возникнуть и его ученик, и Иуда-Алоизий, и самозабвенно любящая Мастера Маргарита…  Но и Воланд  -  тоже, с той же необходимостью!  Ибо рядом с незащищенной добротой всегда существовали и будут существовать искушения.

     «Что есть истина?..»  -  «Истина в том, что у тебя болит голова…»  Другими словами, истина всегда конкретна, абстрактной истины нет.  Это  –  Ленин.  Абстрактная же истина, идея истины  -  сама по себе нежизненна.  За истину надо уметь бороться!   ( «Грош цена революции, если она не умеет защищаться.»  Это  -  тоже  Ленин ).

     И, может быть, когда Воланд говорит, что Иисус действительно существовал, он, дьявол, недоговаривает:  он существовал, и даже не один раз, он возрождался в каждую эпоху  -  и, опережая любую эпоху, всегда оказывался предан, судим и распят.  Предрекая, что рухнет храм существующей веры и воздвигнется новый храм  ( а какой же может быть новый? ) - он служил всегда потенциальным катализатором мятежа.

     И тогда сюжетные линии Мастера, Воланда и прокуратора  -  триединое описание одного и того же:  дьявольского искушения отыскать общечеловеческую абстрактную истину  -  и заведомую безысходность такого поиска.

     Вот тут-то Булгаков и поднялся до величайшей диалектики  -  диалектики добра и зла во временном масштабе эпох.

     Но нет ни абстрактного добра, ни абстрактного зла.  Есть борьба добра и зла, которая и приводит к поляризации.  И Мастер, и Воланд  -  художественные образы пределов такой поляризации.  Воланд бессилен бороться с Мастером, потому что бороться с абстрактным добром, с самой идеей добра  -  бессмысленно:  идеи,  как и рукописи, не горят…  И не исчезают бесследно.   


                Б о р и с    Б е р ш а д с к и й

                О  ч  к  и


     Давным – давно случилась  эта удивительная история…
 
     Жил – был на свете король.  Молодой,  красивый,  как и полагается королю,  умный,  добрый и отзывчивый.  И сказочно богатым было его королевство.  Но, пожалуй,  больше  всех богатств ценил король своего придворного оптика  -  маленького,  седого как лунь,  мудрого старика.  Звали его…  Впрочем,  он был иностранцем,  родился не в моей сказке,  имя его звучало поэтому очень сложно.  Я буду называть его просто  Стариком.  Хорошо?

     Когда-то,  еще в молодости,  Старик  совершил потрясающее открытие:  он создал  очки.  Да – да,  очки!  Но их секрет заключался не только в оправе,  хотя и она была  удивительной,  а в стеклах.  Стекла были разноцветными  -  от самых  ярких до самых темных тонов.  Но и это не все!  Оправа прикрывала глаза так искусно,  что человек,  надевший очки  (а снять их он уже не мог),  -  видел окружающее только через волшебные стекла.

     -  Но ведь человек старится, - скажете Вы, -  зрение его портится!
     Да,  Вы правы.  Но слушайте дальше.

     По приказу короля жители моей сказки носили очки с самого раннего детства,  привыкли к ним  -  и просто их не замечали их.  Простите!  -  я забыл рассказать Вам о  самом  поразительном свойстве очков:  они были… невидимы!

     Люди старились.  У них действительно портилось зрение.  И они шли к королевскому оптику  -  к Старику.  Старик лечил людей.  И как!  Он буквально творил чудеса.  Незаметно  подменял он волшебные стекла в оправе  -  и человек,  прозрев,  радостный  -  уходил,  благодаря мудрого Старика и доброго короля, который так заботится о своих подданных.

     Теперь,  когда я приоткрыл Вам свои карты,  я  расскажу,  что случилось дальше.

     Внезапно на королевство напали полчища диких племен.  Может быть,  они вырвались из другой сказки,  где сказочник не смог справиться с ними,  - не знаю.  Они несли с собой огонь и смерть.

     По  призыву короля поднялся народ на защиту королевства.  Долгая была война.  Тяжелая.  Многие люди пали молодыми,  так и не успев состариться.  Живые  -  взрослели.

     Когда-то,  до войны  (это казалось давним – давним воспоминанием),  если небо над страной закрывали тучи,  добрый Старик менял стекла волшебных очков  -  и  все вокруг снова озарялось волшебным светом.

     А  теперь?     От горя и страданий,  от крови,  мчавшейся по земле потоком,  -  плавились и  волшебные  стекла.  И  вытекали,  как слезы.  Ведь очки были невидимы.
                -  2  -

     И  люди,  может быть,  впервые за всю жизнь  по-настоящему увидели окружающее.  Но оно оказалось не прозрачно – чистым,  как обычно,  а багровым  -  ведь не было больше волшебных стекол.

     Но и другое увидели люди  -  увидели,  как прекрасно,  а в новом,  солнечном свете  еще прекраснее  -  созданное их руками.  И  все это запало людям в души…

     Люди загнали варварские племена в их логово  -  злую,  а,  значит,  бесполезную  и  ненужную сказку.  Люди снова стали строить города,  дворцы…  Снова зацвели сады на земле королевства.

     А  Старик  -  исчез:  во время войны некогда было следить за каждым.  Правда,  остался  запас волшебных стекол  -  но оправы…  секрет их создания был безнадежно утерян.    И  когда на молодое сказочное поколение,  выросшее уже после войны,  пытались  надевать очки  с волшебными стеклами из старого запаса,  но в обычной пластмассовой оправе  -  из этого ничего не получалось:  вставленные волшебные стекла делали небо над головой чистым.  Чистое небо!  Ни облачка!  Но из-за оправы  -  снизу,  сверху,  сбоку  -  вставала действительность.  И только очень сосредоточенные люди могли позволить себе ее не замечать.  Контраст был разителен:  молодежь моей сказки увидела сразу две картины  -  волшебную  и  действительную.  Рядом!   И она смогла самостоятельно их сравнивать  -  а это бывает нечасто даже с сказках!  И от контраста у неопытной молодежи начинали болеть глаза.  А ведь глаза  -  зеркало души!  И  молодежь снимала очки…

     Вот какая история случилась в моей сказочной стране.  Я не знаю,  что стало со  Стариком.  Может быть,  молодой,  красивый,  умный,  отзывчивый начинающий королевич из соседней сказки переманил его к себе.  Кто  знает?..

     Но,  если  Старик жив,  если не разбит вдребезги секрет создания  волшебных очков  -  не только стекол,  но и оправ,  закрывающих действительность,  если седой как лунь,  мудрый,  добрый  Старик  снова появится в моей сказке  -  останется лишь горько пожалеть ее обитателей.  Впрочем,  неужели они ничему не научились?.. 
               
                Б о р и с   Б е р ш а д с к и й

                Т е р м о м е т р

     Это был очень точный прибор.  Красивый,  новенький,  блестящий,  как и сотни его собратьев.  Тело его было отградуировано аккуратными четкими делениями,  и он  мог всегда  сказать:  кто,  сколько  и  даже предположить  почему.

     А  сердце его  -  оно было тяжелым,  жидким,  металлическим,  холодным  и  ядовитым.  Короче,  оно было ртутным.  И  термометр старались не давать в руки детям  -  вдруг  разобьют.  Кстати,  хотя термометру это и было очень обидно,  детям  он  был  больше  известен  под кличкой  «градусник».  А попадал он к ним лишь на несколько минут  -  подмышку.  А  уж старшие определяли потом температуру.
               
      Когда на него смотрели,  термометр подмигивал бликами и важно изрекал:  хе-хе-хе!  Он блаженствовал,  ибо был на виду и блестел.  И на него с завистью смотрели все остальные  вещи.  Может,  это была и не зависть,  а что-то другое,  но он сам утверждал,  что это именно зависть. -  Информация снизу, - любил он говаривать,  -  это в наше время все!

                - 3 -

     Однажды во время работы кровь  (то есть,  простите,  ртуть)  прилила  к его голове  -  и в таком  виде он попал в футляр.  Долго читал он непосвященному футляру лекции  по медицине и по организации информации снизу.  Последняя вкратце сводилась к тому,   чтобы залезть поглубже и воспринимать.  И  молчать.  А  когда вытащат на свет божий  -  четко доложить обстановку.  Правда,  теперь его информация была не нужна:  ребенок выздоровел,  а кто станет мерить  температуру здорового?

     Однако,  термометр вконец загордился:
     -  Как захочу,  так и будет.  Захочу  -  покажу,  что больной,  захочу  -  что здоровый!

     Его аккуратно  вынули из футляра и резко встряхнули.  От этой встряски голова его несколько очистилась,  но ненадолго:  термометр твердо решил показать,  наконец,  свою власть.  И он упрямо показывал максимальную из температур,  какую только мог показать:  сорок один градус.

     Когда-то раньше такие проделки сходили:  старая – престарая бабка,  у которой он раньше служил,  перекрестилась бы,  увидав такое,  заохала  и начала бы отпаивать внука лекарствами  и чаем с малиной.  А  термометр мерзко бы хихикал:  хе-хе-хе-хе!

     Но он упустил из виду,  что с бабкой случилось несчастье,  а человек,  в чьи руки он попал,  не столь безоговорочно верил даже информации снизу.  Человек еще раз встряхнул термометр,  упорно решивший сопротивляться,  -  результата  не было.  Отдать  термометр  детям  -  нельзя:  разобьют,  а ртуть ядовита.  А  какой от него еще толк?

     И  термометр  -  блестящий точный прибор,  служивший профессиональным  информатором снизу,  вылетел на свалку.  А  на улице был мороз.  Термометр покрылся инеем и аж съежился.  Но упрямо продолжал показывать свое:  сорок один градус.
 
     Утром кто-то,  вываливая мусор,  зацепил термометр ногой.  Он взвизгнул  -  и лопнул.  Его аккуратная трубочка – указатель съехала в сторону,  шкала перекосилась,  а корпус оказался безнадежно испорчен.  Впрочем,  термометр твердо знал,  что информация снизу должна неминуемо заканчиваться оргвыводами сверху.  Правда,  раньше эти оргвыводы в качестве прегорьких пилюль,  таблеток и вливаний доставались не ему.  Ему достаточно было изречь:  «Болен!»  -  и все.  Ведь он был представителем службы нформации,  а  с этой организацией особенно не поспоришь!

     А теперь он лежал на свалке  -  разбитый,  залитый помоями.  И его последнее профессиональное  -  хе-хе-хе-хе!  -  прозвучало как-то уныло.
                1963 г.

                - 4 -
                Б о р и с    Б е р ш а д с к и й

                К  у  к  л  а


     Ах,  какая прекрасная  это была кукла!  Стройная,  высокая шейка,  гордо посаженная головка,  румянец во всю щеку, узел  светло–русых волос  над чистым лбом.  А  глаза!..  Нет,  только у кукол и бывают такие ясные,  лучистые глаза.  А как она двигалась!  Каждое движение ее было образцом подлинной грации.  А  благородство манер!  -  никогда не позволила бы она себе повернуться к кому-нибудь спиной.  Чего греха таить,  многие куклы  (а ведь я знаю далеко не всех!)  кто втайне,  а кто и явно завидовали ей. Она была создана для сцены!

     Но и куклы не всю жизнь порхают по сцене.  Гаснут юпитеры,  закрывается занавес,  затихает зал.  И  тогда  -  куклу снимают с руки и вешают на гвоздь,  до следующего спектакля.

     Ах,  как мучилась бедная кукла!  Как плакала!  Временами она даже решала покончить с собой  -  но не могла слезть с гвоздя.  Она проклинала руку,  которая уводила ее  с  глаз зрителей.  Кто знает,  может,  они аплодировали  бы еще  и еще…  Ведь это так приятно!

     Но рука была неумолима.  И,  едва уйдя со сцены,  кукла теряла и благородство  движений,  и  грацию,  и кукольное свое достоинство  -  какое достоинство может быть у висящей на гвозде?  Она ненавидела руку,  приносящую ей столько горя,  -  и ждала ее:  так хотелось кукле на сцену!  Ах,  аплодисменты!  -  тогда забываешь все…

     … Если когда-нибудь вам доведется увидеть куклу после спектакля,  уже на гвозде,  услышать,  как снова и снова проклинает она руку  -  не верьте. Рука тут не при чем.  Просто  кукла слишком любит аплодисменты. Потому и не дано ей хоть что-то изменить. Ведь она всего кукла.



                Б о р и с    Б е р ш а д с к и й

                Д р е в н я я    с к а з к а


     В наш суматошный век  совсем забыто древнее и благородное искусство толкователя речей.  А ведь когда-то оно создавало имена…

     Это было давным – давно,  еще китайцы бумаги не изобретали  (отметьте это, я еще вернусь к бумаге  -  ведь именно она сыграла зловещую роль в исчезновении искусства толкователей).  Так вот,  в те незапамятные времена  у людей еще не было бумаги.  Ведь когда человек читает,  уткнувшись в лист лицом,  слушатели не видят лица говорящего.  И  некоторые  (в древности их называли еретиками и старались,  по возможности,  сжигать на кострах)  начинали неосторожно интересоваться:  а существует ли оно вообще,  это лицо?  К счастью,  вопрос этот  оказывался,  как правило,  последним в их  короткой и грустной жизни.  Се ля ви  (такова  жизнь)!

     И,  может быть, именно в те далекие от нас времена наверху впервые возникла мысль:  а подобает ли правителю выступать самому?

     И вот уже правитель просто выходит на помост  (в древности еще не было трибун)  -  и принимает позу.  А рядом,  чуть ниже его,  становится этакий невзрачный человечек и начинает говорить: - Мы решили...
    
     Видели человечка лишь первые ряды  -  туда сажали ближайших родственников.  А  стоящие подальше  -  видели и любовались блеском многочисленных звезд на мундире правителя.  Издали ведь невдомек,  что правитель время от времени  (обычно  -  к  праздникам)  награждал  себя.  Сам.  А простым смертным свойственно судить о других по себе.  И люди восхищались многочисленностью подвигов правителя.

     Когда речь кончалась,  народ с криками  «ура!»  (правда,  в древности кричали не  «ура!»,  а что-то другое,  но смысл  -  тот же),  подхватив правителя на руки,  нес его во  дворец.  А человечек,  растворившись в толпе,  шел во дворец самостоятельно.  И не спешил.  И правитель узнавал о том,  что говорят о нем в народе.

     Но с веками правящая фамилия начала перешептываться:  а так ли велик правитель?  Нет,  они вовсе не хотели терять власть!  Но каждый мечтал сам… А уж если закрался червь сомнения  -  он поползет и в низы…  И вот однажды приполз слух об этом и к правителю.  И поверг его в уныние.  И  задумался правитель.  И толкователь,  на что уж был мудр,  тоже задумался…

     Может быть,  именно тогда было впервые произнесено слово  «Эврика!»  -  была придумана  бумага…

     И правитель уже выходил на площадь сам по себе,  а толкователь  -  сам по себе.  И  они уже не узнавали друг друга.  И правитель произносил речь,  поражавшую мудростью даже приближенных  -  а  уж  они-то хорошо знали

                -  5  -

правителя во внеслужебной обстановке  и,  может быть,  поэтому отвыкли от мудрости…
     Злые языки  (а где их нет?)  говорят,  что именно правители строго засекретили вначале бумагу,  когда она была создана,  а потом  -  и самих толкователей. И они исчезли.  Кажется,  навсегда.
     И в наш суматошный век вконец забыто древнее и благородное искусство толкователей речей.  А ведь когда-то оно создавало имена.
                1963 г.
    

                Б о р и с  Б е р ш а д с к и й

                В е ч е р н я я    с к а з к а


     Тик-так…  Тик-так…  Тик…

     При электричестве сказок не бывает.  Зато при луне…
В голубоватом таинственном лунном свете и окружающее становится таинственным,  знакомое  -  незнакомым.  За окном мороз.  Стекла переливаются мерцающими узорами…

     Что, если бы у каждого исполнилось его самое заветное желание?  У кого-то появилась бы дача,  у кого-то  -  машина.  Но таким не место в сказке.  При луне такие храпят.  И мешают сказочникам.

     Ты должен вырасти другим.  Поэтому  слушай. Когда-то жили на земле волшебники.  Они умели оживлять сказанные слова и показывать их людям. Скажет человек доброе слово  -  и добрый путник пойдет от него по земле.  Веселый, приветливый, уважительный.  Слушают его люди, радуются, добру учатся, в каждый дом зовут.

     А злое слово скажет человек  -  лютый пес по земле кинется.  Или злой гад поползет.  Кусается, слюной брызжет,  или,  еще хуже, исподтишка ужалит  -  и кровь человеческую сосет.  Только рану такую простым глазом не увидишь и укус отравленный не сразу различишь.  А не заживает годами…  Страшная и ядовитая это тварь  -  злое слово!

     Ты вырастешь хорошим, добрым, умным.  И все же, когда лунный свет зальет землю и стекла засверкают сказочными узорами  -  подумай, что и как сказал ты людям.  Добрые ли путники идут от тебя по земле?

     Вспомни и моих волшебников.  И хорошенько подумай.
                1962 г. 

                - 6
                Б о р и с   Б е р ш а д с к и й

                Сказка о фитиле - короткая и грустная.


     Фитиль  укрепили  в  плошке  с  маслом.  И  подожгли.  Светлее  стало!  Люди  смотрели на огонь. Лица  их  светлели. Они улыбались. Мотыльки тоже  весело летели на огонь  -  и  обжигали  крылышки… Фитиль  светился  сам  и  освещал все вокруг. Жизнь была  прекрасна!

     …Но скоро фитиль заметил,  что  не  все  ему улыбаются.  А  так хотелось,  чтобы  улыбались  все!..

     И,  чтобы  угодить  всем,  он,  светоч,  скачком  возвысился  над  надоевшей  и  мешавшей   его  сиянию  плошкой  -  и  перестал  доставать  до  масла.

     На  этом  и  кончается  сказка.   Вместо  желанного  сияния  над  фитилем  возник  густой столб отвратительной черной копоти,  а  скоро  фитиль  и  вовсе погас  -  выгорели  остатки питавшего его масла.
               
                1988 - 2005 г.г.