Протоиерей Олег Стеняев. Беседы на Книгу Бытия-9

Галина Николаевна Николаева
        Беседа 5.   ПАТРИАРХИ

        Добрая старость

        Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем (Быт.24:1). Этими словами Библии в корне меняется наше представление о старости как о печальном периоде жизни человека. Современное общество ориентировано на молодежь, на молодость, а в Библии много говорится о старости, доброй старости, венчающей праведную жизнь человека: И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт.25:8).
        Но в книге Псалмов мы находим такие слова: Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня (Пс.70:9). Как же так? Праведный благословляется всем во дни старости, а псалмопевец молится Богу, чтобы Он не отверг его в старости? Оскудевают силы плоти, а добродетель к старости только укрепляется.

        Юность, молодость – очень опасные периоды жизни в духовном смысле. Смотри, юноша, как опасно ходишь – говорится в Писании. Юношеских похотей убегай (2Тим.2:22). И ориентация западного общества на молодежь – это свидетельство духовного кризиса общества, это попытка опереться на шаткую опору, насытиться незрелыми плодами.

        Совсем другая пора – старость. Это мудрая уверенность, крепость, непоколебимость. Это плод зрелый: Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь (Пс.91:13-16). Это очень красивые слова о доброй старости – старости, которая посвящена Богу.

        Наши храмы наполнены пожилыми людьми, большая часть прихожан – пожилые люди. И это меня радует, потому что пожилые люди – хранители веры. Старость – это время, когда человек может больше предаваться молитве, служить Богу без оглядки на движения плоти. И хотя искушения бывают в каждом возрасте, как говорил преподобный Макарий Великий: “Не доверяй телу своему, пока оно в гроб не ляжет”, но все же именно старость – опора церкви.
        У пророка Исайи читаем: И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас (Ис.46:4). Тот, по воле Которого возникла наша жизнь, Тот, Который в детстве оберегал нас, в молодости давал крепость, а в зрелые годы – разум, Тот и в старости не оставляет нас.

        Старчество на Руси

        Старость – это не только мудрость, но и праведность. В русской церкви всегда было особое отношение к старцам – людям, стяжавшим мудрость. Иногда старческой мудрости достигали в возрасте, едва перевалившем за пятьдесят–шестьдесят лет. Старцам в Царстве Божием отведено особое место: И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр.4:4), – говорит Апостол Иоанн Богослов в Откровении о виденном им.

        Старцы – это не всегда монахи. Старцы могут быть и в миру, и среди женатого духовенства. Достаточно назвать известного в Москве священнослужителя отца Алексия Мечева, наследовавшего традиции Оптинских старцев. Святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский многими почитался наравне с Оптинскими старцами. Монашеские обители относились к нему с глубоким уважением.

        Расскажу вам один пример из жизни отца Иоанна. Матушка его подавала в суд на супруга за то, что он не приносил домой свою зарплату. В связи с этим епархиальный совет вынес решение: “Ради юродства иерея Иоанна Сергиева зарплату выдавать его матушке”. И когда об этом стало известно в Петербурге, в Кронштадте, других городах России, многие люди стали приносить ему деньги. И вот одна женщина хотела положить на поднос для пожертвований большую сумму денег, но отец Иоанн остановил ее.
        Очень огорченная тем, что батюшка отказался от ее пожертвования, она стала смиренно ждать окончания крестоприкладывания после Литургии, чтобы узнать причину того. И батюшка сказал ей: “Завтра отдашь их первому, кого встретишь, когда выйдешь из дома. А перед тем, как встанешь, прочитаешь Акафисты Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу хранителю”.

        Женщина задумалась: как же так – отдать первому встречному? Но сделала так, как сказал ей батюшка: встала рано, прочитала акафисты. Собралась на улицу и думает: хорошо бы встретить какую-нибудь одинокую старушку или ребенка-сироту. Видит, идет пьяный. Офицер. Мундир расстегнут, сам качается. Когда они поравнялись, женщина молча протянула ему пачку денег.
        Тот спрашивает: “Что это?” Она назвала сумму денег, а это была очень большая сумма. Офицер вскрикнул: “Мать моя! Кто же тебе сказал об этом?” Оказывается, он этой ночью проиграл в карты большую сумму денег и, не имея возможности заплатить карточный долг, шел застрелиться на мосту, а дома – семья, малые дети. Взбудораженные, они вместе пошли к батюшке Иоанну бурно выразить свой восторг и благодарность. Но отец Иоанн остановил их, сказав, что это – не от него, а все совершает Христос. Старец – это провидец. Духовный человек видит все иначе, чем обычный.

        Еще одна история – о блаженном. Был в шестидесятых–семидесятых годах в Орехово–Зуевском районе юродивый. Звали его “толстенький Васечка”. Толстенький – потому что он очень много весил, килограммов двести, а может, и больше, а роста был невысокого. Ноги – как маленькие табуреточки. Васечка был юродив и имел удивительный дар утешать людей. Его все время ловила милиция, чтобы посадить за тунеядство. Но православные прятали Васечку у себя в домах и подкармливали.
        Сердобольные старушки считали: раз толстенький – надо его все время кормить, и усугубляли тем самым его положение.
Однажды милиция его все же нашла. Вдесятером с трудом втолкнули его в милицейскую машину – везти в участок, а машина не заводится. Ну, его обругали, обматерили и вытолкали: “Убирайся отсюда!” А Васечка: “Спаси Христос”, – и пошел к себе. Дар утешать у него был необыкновенный.
Придет к нему человек со своими бедами, а Васечка так начнет ему сочувствовать, так переживать и плакать, что тот уже о своих бедах и не думает – лишь бы Васечку утешить.
         Вот пример. Приходит к Васечке одна женщина и говорит: “От меня муж уходит”. – “Как уходит? Куда уходит?” – “Не знаю”. – “А дети есть?” – “Есть”. – “Ой, как же теперь они без отца будут? Они же воровать пойдут, преступниками станут”, – сокрушался Васечка. “Да, я не одна, у меня мама жива”, – начинает успокаивать его женщина. “А она старая?” – “Старая”. – “Не дай Бог, помрет”, – говорит Васечка. И начинает рыдать горько, искренне, безутешно. И пришедшей становилось стыдно за свои беды. И эти беды начинали казаться не такими уж страшными, и люди сами начинали успокаивать Васечку, забывая, зачем пришли. Впоследствии Васечку все же увезли куда-то, а люди до сих пор хранят о нем добрую память.

        Преподобный Феодосий Киево-Печерский, будучи старцем, когда узнавал, что в городе появились еретики, иудеи, ходил спорить с ними и даже ругать их. Как описано в его житии, он резко разговаривал с подобными людьми, упрекая их в том, что они неправильно, или, как раньше говорили, криво, исповедуют Иисуса Христа. Как истинный хранитель веры старец Феодосий заповедовал нам: “Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими.
        Свой враг тебе тот будет, кто убил бы пред твоими очами твоего сына или брата, прости ему все, но Божии враги – жиды, еретики, держащие кривую веру… Нет лучше веры нашей, чистой, честной, святой. Живучи в этой вере, можно избавиться от грехов, сделаться причастниками вечной жизни, а тем, которые пребывают в вере латинской, армянской, сарацинской, – тем нет жизни вечной, ни части со святыми”.

        Старцы были любвеобильны, но когда дело касалось веры, они решительно выступали против еретиков, язычников, иудеев. Известно, что преподобный старец Серафим Саровский принимал буквально всех приходящих. И чем более грешным был пришедший, тем больше времени уделял ему преподобный. Однако мало кому известно, что, когда к старцу из любопытства приехал масон, он не только не принял, но и прогнал его.

        Итак, вокруг престола – двадцать четыре старца, а посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец (Откр.5:6). Агнец – это Христос. Сам Господь стоит посреди старцев, которые в небесных обителях Его в силу исключительной их мудрости приближены к Господу своему.

И вот, ветхозаветный старец Авраам принял решение женить сына своего Исаака, женить его правильным образом: И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку (Быт.24:2-4).
 Церковный брак

        Авраам, пожилой мудрый человек, готовясь уходить из этого мира, думал о том, в каком религиозном состоянии оставит он близких. Он требует от своего верного раба, домоправителя, клятвы именем Бога в том, что тот не возьмет в жены Исааку дочери из хананеев, а возьмет жену из его, Авраама, племени. Авраам понимает, что нация – это граница ответственности, очерченная рукой Бога, и никто не имеет права преступать ее. Для Авраама понятие нации – это понятие общины, понятие религиозное, и он не хочет соединяться с чужими.

        Мы не всегда понимаем, что такое брак, когда думаем о том, как лучше устроить судьбу сына или дочери. Мы чаще думаем о плоти. В книге Бытие говорится о том, как Бог гневается, когда мы нарушаем установленные Им границы, когда строим семейную жизнь не на духовном, а на плотском единстве.
        Святитель Игнатий Богоносец говорил: Подобает женящимся и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа – да будет брак о Господе, а не по вожделению. В древние времена любое бракосочетание воспринималось не просто как приходское событие, а как общецерковное. Это было связано не только с тем, что в древней церкви было много епископов, но и с тем, как они относились к браку.
        Под венчанием в древней церкви понималось совместное причастие. Первое совместное причастие – это кульминация единства в вере.

        Святитель Василий Великий говорил так: Хотя вы чужды были друг другу, когда вступали в брачное общение, сей узел естества, сие иго, возложенное с благословением, да будут благословением для вас, бывших далекими. Действительно, зачастую люди, вступающие в брак, имеют очень малое представление друг о друге. Здесь важно довериться Богу, Божиему благословению. Важно выстроить такие отношения с Господом, чтобы Он руководил вашей семейной жизнью.
        А сейчас разводы – это как раз следствие отсутствия Божия благословения и руководства. “Без Бога не до порога”, – говорили наши предки.
        Святитель Амвросий Оптинский говорил о браке следующее: Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры. И когда к вам приходят и начинают сватать ваших дочерей за хананеев или сыновей за хананеянок, закрывайте двери ваших домов перед ними, иначе вы не только души своих детей погубите, но и плоть их, потому что семейная жизнь, строящаяся не на духовном основании, есть блуд. А о блудниках сказано, что блудник грешит против собственного тела (1 Кор.6:18). В блуде наступает гибель души и гибель тела, человек заболевает духовно и физически.
        Карфагенским Собором было принято малоизвестное ныне правило: Жених и невеста, когда имеют быть благословляемыми от священника… да пребывают в ту ночь из уважения к этому благословению в девстве.

        И мы видим, как серьезно относился к браку праведный Авраам, призывавший грозное имя Бога, Творца неба и земли, чтобы быть уверенным в том, что чужая, не принадлежащая к народу Божию, не войдет в шатры Исаака.

        Сейчас, к сожалению, разводы имеют место не только в мирских, но и в религиозных семьях. Недавно ко мне пришла женщина и сказала, что хочет разводиться, потому что муж ее – деспот. Стали выяснять, какие же у нее основания для такого заключения. Я ей напомнил, что по церковным законам развестись можно только в трех случаях: во-первых, если супруг умер; во-вторых, если муж не верен жене; в-третьих, если супруг является ярко выраженным бесноватым, то есть невменяемым человеком.
        Когда я сказал об этом женщине, она заявила, что муж ее жив, а остальные признаки подходят. Спрашиваю, как она определяет его бесноватость. “А он кричит”. – “А вы на него кричите?” – “Ну, я тоже не железная”. По этому поводу есть одна известная русская пословица о муже и жене, но я не хочу ее здесь приводить. Продолжаю беседовать с этой женщиной, спрашиваю ее: “Вы говорите, что он не верен вам. На каком основании? Вы видели это своими глазами или есть два–три свидетеля его неверности?” – “А что тут видеть? Он приходит, а от него духами пахнет”. По церковным законам основанием для развода может являться неверность супруга только в том случае, когда, что называется, “застали” или есть два–три свидетеля.

        Что же касается бесноватости, то это подтверждается только тем, что бесноватый не может причащаться, не может целовать крест, не терпит никакой святыни – кричит, изворачивается, трясется. К кресту его надо буквально подтаскивать. Сейчас многие стали злоупотреблять отчитками. Чуть где заболело – бегут на отчитку. Дети плохо учатся или ведут себя – ведут на отчитку.
        Отчитка – это очень серьезное дело, которое понапрасну совершать нельзя. Недавно было епархиальное собрание, на котором святейший патриарх особо говорил об этом. Человек может быть признан бесноватым только в том случае, если он сам не может идти на отчитку, а только другие могут его вести туда. Нельзя так легкомысленно относиться к душе и объявлять бесноватыми себя, своих детей, супругов. Это – преступление против благодати.
        Человек может вольно или невольно оскорбить этим Духа Святого. А чтобы подобные ситуации не возникали, надо непременно поставить условия на этапе создания семьи: никаких хананеев, юноши и девицы должны быть из православных семей, чтоб все совершалось как положено. Ведь Господь Бог благословил и заповедовал нам: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:28).

        А как хитро действует диавол, давая людям сознание того, что на земле перенаселение, и ограничивая тем самым рождаемость вопреки заповеди Божией Плодитесь и размножайтесь! Приведу некоторые цифры: сейчас на Земле живет около пяти миллиардов человек. От времен Адама до настоящих дней, по мнению ученых, жило около двадцати миллиардов человек. И ученые-христиане, противники абортов, считают, что на земле может жить двести миллиардов человек. А у нас в России смертность превышает рождаемость. Надо думать нам о России!

        Встреча раба Авраамова с Ревеккой

        И вот раб Авраама отправляется на родину Авраама: Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать (воду), и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне, и сотвори милость с господином моим Авраамом… и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова… дева, которой не познал муж… И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его… и начерпала для всех верблюдов его (Быт.24:10-20).

        Дева, которой не познал муж (Быт.24:16), – это очень важное условие для невесты в христианском браке. И если православный юноша по-настоящему любит свою девушку, он должен заботиться о ее девстве, потому что любовь – это не потребительское отношение. Когда выбирали на Руси царских невест, то обращались к специальным людям, осматривавшим претенденток и устанавливавшим, дева она или нет. В то время понимали, что, если грех блуда войдет в жизнь государства на таком уровне, это может сказаться на всем и на всех.

        А сейчас многие теряют девство в двенадцать, тринадцать, четырнадцать лет. Есть и десятилетние. Это – дух растления. Мне как-то довелось беседовать с десятилетней девочкой, уже потерявшей девственность. Я думал, что она была изнасилована. Но она сказала: “Нет, я сама виновата. Он не хотел, а я его уговорила”.

        Никакая информация не пропадает безследно!

        Растление происходит вначале на духовном уровне. Пропаганда разврата, идущая, к примеру, по телевизору, входит в ум человека, и у человека появляется потребность все это реализовать в жизни. Говорухин снял фильм “Так жить нельзя”, в котором были такие кадры: два человека в видеосалоне смотрели фильм об убийстве. Выйдя из салона, один из них сказал другому: “Пойдем, убьем кого-нибудь”. И они пошли и убили. Потом их арестовали, и они перед кинокамерой рассказывают, как к ним пришла мысль совершить это убийство.
        Недавно была напечатана статья о том, как пятнадцатилетняя девочка решила убить десятилетнего мальчика, потому что пропали ее перчатки и она его заподозрила. Нашла в соучастники себе другого десятилетнего мальчика, завели жертву в овраг и убили. Откуда такая жестокость? А все оттуда же – от телевизора. Через него мы впускаем в свои дома грех, жестокость, насилие. Телевизор может впустить в ваш дом любого, и не одного, а карнавал, и всех нагишом. Любое бесстыдство, любое преступление, любую веру.

        Один ученый, занимающийся изучением мозга, говорит, что никакая информация не пропадает безследно. Рано или поздно возникает необходимость ее реализовать. И если ты идешь по улице и у тебя вдруг возникает желание совершить грех, это желание вовсе не безпричинно. Значит, ты или сейчас, или ранее видел этот грех, и он не дает тебе покоя. Господь Иисус Христос говорит: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28).

        Ваш дом – это святое святых, куда никого не надо впускать. Дом должен быть освящен священнослужителем, и надо заботиться о том, чтобы было не на словах, а на деле Мой дом – моя крепость. А для православных это звучит так: Мой дом – это мой храм. Апостол Павел учит, что семья – это домашняя церковь. И мужчина будет прежде всего отвечать за то, в каком состоянии эта домашняя церковь.

        И вот раб Авраама увидел деву, не познавшую мужа. Он не доверял себе, этот благочестивый человек, он решил довериться Господу и внутренне поставил условие: если я скажу то-то, а она мне ответит то-то, то это будет означать, что сия дева и есть та избранница, которая нужна Исааку. Почему такие условия? Чтобы не ошибиться – ведь много дев может подойти к колодцу в это время. Эта дева сделала все именно так, как он себе и представил.
        Девица должна быть не только целомудренной, но и трудолюбивой. Внимательно относитесь к тому, как ваши дети проводят свое свободное время, приучайте их к труду. Я знал одну молодую семью, получившую квартиру и ставшую жить отдельно от родителей: к ним надо было специально приезжать и готовить еду – сами молодые ничего не умели.

        Мы видим, что Ревекка трудолюбива. И вот раб Авраама сосватал Ревекку и везет ее к Исааку. Исаак ждет, волнуется. Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась (Быт.24:62-65).

        Мы видим, что Ревекка не бежит навстречу Исааку, а взяла покрывало и накрылась. Что это значит? Покрывало на голове женщины – это знак власти над ней мужа. Иногда говорят о женщине – опростоволосилась. Это означает: вышла из-под власти мужа. И в этом мы видим целомудрие Ревекки.

        Святые отцы александрийской школы историю сватовства Ревекки и встречи ее с Исааком истолковывали духовным образом. Согласно этому толкованию, Авраам – это образ Бога Отца. Бог Отец посылает своего распорядителя за невестой. Исаак – это образ Иисуса Христа. Ревекка – невеста Христова, символизирует собою Святую Церковь. А кто же раб? Раб – это Дух Святой.
        Ревекка едет на верблюде. Сторонники александрийской школы считали, что в Писании нет ни одного лишнего или случайного слова. Почему она едет именно на верблюде? У верблюда – два горба. Это символы Ветхого и Нового заветов. Церковь должна опираться на Писание и руководствоваться Духом Святым – вот смысл этого толкования. Дух Святой подсказывает: Христос – жених перед невестой.

        Целомудрие веры

        Целомудрие веры – это очень важный вопрос. Иногда человек идет по городу и видит надпись: христианское собрание. И он решает, что ему надо туда обязательно сходить, ведь он же христианин. Сектанты обычно придерживаются принципа конфессиональной анонимности и скрывают свое подлинное наименование. Это делается для того, чтобы заманить непосвященного в ловушку.

        В свое время мне довелось прочитать книгу, которую написал некто Юрий Скрижалич, иезуит, живший в XVII веке. Это был очень интересный человек, одержимый стремлением обращать русских людей в католицизм. Прибыв в Москву, он добился встречи с государем, царем Алексеем Михайловичем. Царь сразу понял цель его приезда, но так как для ареста его причин не было, решено было направить его в “командировку” в Сибирь, якобы по государевым делам.
        Отправили, ежемесячно давали жалование, но никаких дел не поручали. И вот от безделья он начал писать книги. В его книге описан случай, как он в ссылке встретился с протопопом Аввакумом. Узнав о существовании раскольников, он вначале подумал, что это латинизированные раскольники, как и у нас сейчас появилось много латинствующих батюшек, и решил поговорить с Аввакумом. Но тот спросил его: “Какой ты веры, ты кто, говори?” – Отвечает: “Латинской”. – “Уходи, не буду с тобой разговаривать”.

        Мне это напомнило ряд библейских текстов – в Библии часто встречается ситуация, когда тот или иной праведник видит Ангела Божия, и первый его вопрос: “Ты кто?” И если Ангел свидетельствует о той миссии, которую ему дал Господь, то разговор становится возможным. В противном случае – никаких разговоров.
        Мы должны соблюдать целомудрие веры. Дают тебе какую-нибудь якобы христианскую книжку – посмотри, есть ли там благословение патриарха или епископа. Если нет, то эту книгу лучше не читать. Сейчас многие хвалят чужую веру. Феодосий Печерский говорил так: Кто хвалит чужую веру, тот свою хулит, а кто хвалит свою веру и чужую разом, тот двоеверец. И кто тебе скажет: и ту и другую веру Бог дал – ты скажи ему: разве Бог двоеверен?

        Сейчас появилось много болтунов: любая, мол, вера – от Бога, Бог един, но пути к нему разные. И в Христа верят, и в Будду, и в других “богов”. Когда слышите такое, спросите, подобно Феодосию Печерскому: “Разве Бог двоеверен?” В Писании сказано: один Господь, одна вера, одно крещение (Еф.4:5).

        В монашеской литературе описывается такой случай. Один монах отправился из монастыря в город, устал дорогой. Видит: в город едет телега, и управляет телегой иудей. Монах попросил разрешения просто подержаться за эту телегу – так идти было легче. Стали двигаться вместе. По дороге иудей стал ругать настоятеля монастыря, откуда был тот монах. Многое из сказанного было справедливо, и монах все время молчал. Подъехали к городу и стали прощаться. Иудей говорит монаху: “Скажи, что все это – правда и ты все это знаешь”. Тот в ответ сказал только: “Может быть”, – на том и расстались.
        Монах сделал в городе все свои дела и хотел вернуться в монастырь, но у монастыря его встречает старец и говорит: “Тебе нельзя сюда”. – “Почему?” – “А ты не монах уже”. – “Как не монах?!” – “Да, ты уже и не христианин”. Видите, как все сложно, какова цена одного слова. В Писании сказано, что за каждое слово человек даст отчет: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12:37).

        Сейчас к нам приезжают многие богословы, даже те, которые называют себя христианами, и предлагают новые направления в богословской мысли – экуменическое, например. Но в книге Притчей Соломоновых есть прекрасные слова: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти (Притч.14:12).

Экуменизм – это объединение всех. Как хорошо быть вместе! Сам Господь Иисус Христос призывал нас к единству. Разве мы, православные, против единства? Мы – за единство. Но – во Христе и со Христом! Был как-то вечер радиостанции “Радонеж”, на котором показывали кадры с экуменической конференции в Австралии. Я испытал состояние шока: идут наши владыки, наши батюшки; за ними – католики, представители разных протестантских направлений, а вокруг приплясывают местные аборигены с приделанными хвостами и обмазанные ритуальной грязью.
        Довелось мне по миссионерским делам зайти к кришнаитам – они тоже мажутся коровьим калом. Мне стало интересно, и я поинтересовался, как это и зачем. Объяснили, что его надо поймать, пока оно не упало на землю – тогда это божественное”. А если упало, то уже принадлежит стихии этого мира. Спрашиваю: “Так что, вы с тазами за коровами бегаете?” Вот где благодать в их понимании. Нам сейчас предлагают такие пути, что только сумасшедший может их принять. Надо серьезно относиться к вере.

        И Ревекка проявляет целомудрие в вере. Она не спрыгивает с верблюда, не бежит навстречу идущему. Она спрашивает у раба, кто этот человек, идущий по полю навстречу им. Так и мы должны довериться голосу Духа Святого в церкви.

        И вот, Исаак и Ревекка стали жить вместе. И зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? (Быт.25:21-22). Этот текст имеет очень большое значение: ведь биться, сопротивляться может только одна личность по отношению к другой. Значит, нерожденный ребенок – это, по Библии, личность. Вы знаете, как возрадовался Иоанн Креститель во чреве матери. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков (Быт.25:24-26).

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.