Вспомню Подвиги Святые!

Православные Праздники
Галина Храбрая

«Икона – не портрет, а образ грядущего храмового человечества».
«Исповедание Христа – защита Его Святого Образа».
«Икона Христа есть Христос, подобно тому, как образ Креста – Крест».

«Торжество Православия» – праздник Православной Церкви,
и совершается он в первое воскресенье Великого поста.

Праздник установлен Константинопольским собором, созванным в 843-м году
императрицей Феодорой, для восстановления иконопочитания в Православии,
после длительного периода иконоборчества – ереси, которая возникла ещё в IV веке,
но была законодательно закреплена указом императора Льва III в 726 году.

Согласно указу запрещалось почитание икон, и отмена их сопровождалась
конфискацией, в сущности, разграблением сокровищ церкви и передачи их
светской знати, что существенно её обогатило.

Само явление иконоборчества исходило из ереси монофизитства, отрицавшей
двойственность природы Сына Божия и вместе с тем Сына человеческого,
что противоречило самому принципу троичности, закреплённому Символом Веры
в Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.

Отрицание этой ересью одновременно чувственной и сверхчувственной природы Христа
разделяло Дух и материю, лишая христианского человека личной возможности
обращения к Первообразу через его икону, через церковное богослужение в храме.

Против этой антитринитарской позиции выступали такие святители,
как Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, другие великие подвижники Православия.

Иконоборцы не видели в иконе высокий одухотворенный символ, живой образ, а лишь
его материальное подобие, и говорили о почитании икон, как об идолопоклонстве.

На деле же, исторически, эти сто с лишним лет стали ещё одним тяжелейшим
испытанием для христиан, сравнимым по тягости и лишениям только с гонениями
на них во времена римского язычества.

Христиан, не желавших отказаться от почитания иконы, как образа Господня,
Богоматери и святых наших, жестоко преследовали, заключали в темницы,
мучили, казнили и вешали. Иконы, книги – сжигались.

Несмотря на то, что примерно пятьдесят лет спустя после указа императора Льва VII
Вселенским собором 787-го года иконопочитание было закреплено окончательно,
а иконоборцы потерпели моральное поражение, полное освобождение христиан
из темниц и возврат всех позиций случилось лишь после Торжества Православия
в середине IX века.

Дата празднования Торжества Православия в 843-м году пришлась
на первое воскресенье Пасхи, по разным данным – 19 февраля или 11 марта.

В этот день весь священный синклит во главе с Патриархом Мефодием, царём
Михаилом и его матерью императрицей Феодосией при огромном стечении народа
прошли с иконами, Честным Крестом и Евангелием от храма до ворот дворца
с Господней молитвой «Господи, помилуй!», где совершили Божественную литургию.

Иконы были возвращены церквям, богослужения восстановлены,
а праздник Торжества Православия было отныне установлено совершать
в первое воскресенье Великого поста навеки. Аминь.

Императрица Феодосия произнесла тогда: «Кто не чествует изображения
Господа нашего, Пресвятой Матери Его, да будет проклят!».
Это положило, очевидно, начало чину анафемствования – отлучения от Церкви.

Чин Торжества Православия в основном сложился к XI веку,
в нём провозглашалось Торжество Веры Истинной над всеми ересями,
утверждались вновь постановления предыдущих семи Вселенских соборов.

Также внутри этой части богослужения совершается чин предания анафеме тех,
кто имел особые прегрешения перед Православной Церковью.

Сразу скажем, что предание анафеме –
не закрывает возвращения преданного анафеме бесповоротно.

Для покаявшихся и на других основаниях анафема может быть снята,
даже после смерти. Пример тому важное событие для Русской Церкви –
снятие в 1971-м году анафемы со старообрядческой церкви.

В России этот чин Торжества Православия введён преподобным Феодосием
Киево-Печерским в XI веке по образцу Алексеевского монастыря Константинополя.

Чин Торжества Православия в наше время
сохранился в Русской Православной Церкви с 1917 года.

Сегодня мы вспоминаем всех, кто противостоял ересям против Православия.
Они, отрицая ереси, одновременно свидетельствуют о нашем единстве
с Господом Духом и Телом, закрепленном Символом Веры.

Подтверждаем мы это и, проходя испытания, сорока дней Великого поста,
следуя за Ним всей памятью в Страстную седмицу, чтобы с великой радостью
встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

«ВСПОМНЮ ПОДВИГИ СВЯТЫЕ»

Поклонюсь Святым в иконах
И сниму со стен,
В рамочных своих полонах
Свят стеклянный плен!

Злато-Красно-Расписные
Нимбные Круги
Дали, высветят иные:
Свят, коснусь, руки!

И склоню к Ним изголовье,
Приложусь челом,
Вены, наполняя кровью,
Душеньку – теплом!

Вспомню Подвиги Святые,
«Житие» возьму,
Помяну Дни Золотые,
Заложив тесьму!

Чтобы вспомнить и поплакать,
Подвиги облечь,
Где очей благая слякоть,
Вновь коснётся плеч…

* Х *
http://www.stihi.ru/2015/02/27/1344
«Я – Ревнительница Веры!!!»