Насущное хайдеггеровское 4

Марина Артюх
    Бытие присутствия, Человек сможет вырваться из исторического плена только в том случае когда обратит своё внимание наконец-то на новые миры - на мир живой природы и следовательно жизни как таковой, смысла самой жизненности и на мир человеческой природы, что по своим смыслам привышает даже саму жизненность. Мир орудий и средства должен будет отойти в полностью подчинённое второстепенное значение, никто не собирается его упразднять, однако не освободившись из плена его иллюзий, мы не сможем прыгнуть за пределы самих себя, и будем обречены "загнивать" заживо в крутых орудийностях, комфортабельных наличностях и замкнутых пониманиях и тех, и других. Мы сегодня никак не можем вырваться, прорваться, вдохнуть свежего воздуха, сделать хоть один глоток...
    Но что значит повернуть глаза на жизнь? Отдельные некоторые современные философы, единицы из "непрогнивших" давно призывают нас сделать это... Как тот же Мераб Мамардашвили, допустим. Понять живое, его законы, его смыслы.. Наверное же это вовсе не тоже самое, что выпускать на фабриках клонов овечек или того хуже людей и что выдаётся ныне за достижения в биологии, а в неприкрытом свете истины предстаёт всё тем же самым насилием неживой материи над живой, которое осуществляется через нас с вами, протекает в нас и благодаря нам распространяется. И если человечество не остановится и не совершит рывок, то всё это очень плохо кончится, и вовсе не обязательно бомбой или войной, человечество может кончить своей собственной деградацией, ибо не имея никаких критериев перед собой, кроме бесчувственной "нежизни", оно не зная ни границ, ни пределов своей "прогрессивности", физиологически кастрирует сначала животный мир, а затем и себя, и всё это под маркой дальнейшего развития и прогресса, естественно.
    Критерии лежат в самой жизни, и ещё в нас - но доступы то закрыты... двери заколочены... Философия, искусство, культура - вот области, в которых бледным, немощным способом отсвечивает сам человек и его жизнь. И помня, что всё это ещё лишь только тени - мы должны успеть схватить хотя бы их, иначе они очень быстро растают и исчезнут в нашем ломовом движении ко "всё больше и всё дальше". Именно потому, что это крохи и тени - они и бесконечно ценны и дороги, и в тоже самое время не могут быть беззаговорочными источниками истины - нет и не должно быть никаких авторитетов, перед которыми мы становились бы на колени, в противном случае мы так и останемся на них стоять. Мы обречены быть Уже больше, чем все предыдущие поколения, следовательно мы должны черпать из своего Времени, отражаясь в этих лучах мерцающего света, в этих проблесках человеческой мысли, чувства, поведения.
    Не клонированные овечки, умирающие на вторые сутки в страшных муках, на которых мы отрабатываем свой собственный ад - наши друзья - жертвы не могут быть друзьями. Но человеку важно вспомнить многое из своей собственной истории - вспомнить например, как он однажды приручил диких животных, сделал их своими близкими, и хотя и этот процесс оказался довольно орудийным - животные пошли в основном на мясо, однако же с тех пор существует для человека и собака как его друг, и она не идёт на мясо, существует кошка, существует лошадь, существуют другие домашние животные - и все они прообразы того, как мы можем и должны входить в контакт с жизнью вообще, не как насильники и убийцы, чем мы исторически являемся, но как высшая жизнь для другой жизни. Человек бесконечно мало "дружит" с животными и знает их, всё ещё достаточно мало. Можно представить себе что дала бы человеку только одна дружба с дельфинами например, или же с теми же обезьянами, которых мы признаёи своими предками, но поведение которых для нас всё ещё "далеко" и "не столь интересно", а ведь именно эти животные могли бы подсказать нам - где те грани прихождения самой природы к разуму, коллективности, общности. Но зачем нам это? Мы слишком высокомерны для такой глубины и такой доброты, мы лучше будем приделывать овечкам пятую ногу, мучая их ДНК, чем позволим себе наблюдать, дружить, чувствовать с "братьями нашими меньшими" - чем позволим самим животным рассказывать нам о себе...
    Человек ждёт прихода Дьявола. Его не будет... Человек как всегда заблуждается. Дьявол уже здесь, он уже пришёл. Этот Дьявол сам человек и нависшая над ним - его История. Что ему делать с ней? Она его давит и задавливает, она его понукает - вперёд и вперёд, и безостановочно, но куда вперёд, где у мирового пространства и вселенной "вперёд", не там ли, извините, где были её зады в прошлом???
    Что есть живая жизнь? Что есть мы сами? Только туда, в ту сторону... И хватит это живое и самого человека подвергать пыткам неживого, вздёргивать на дыбу и пытаться допросить на предмет - кто ты, а ну-ка отвечай. Оно просто не сможет ответить, превративщись всего лишь в предмет, как ваш ребёнок, когда вы его бъёте не сможет ответить вам чего же он хотел ещё пять минут назад, а тем более сказать вам, что любит вас.
    Прекратите бить живое! Стучать по нему молотком и забивать в него гвозди, оно создано не для этого, и это не есть прогресс. Должен поменяться не только сам предмет человеческого внимания, но способы и подходы к нему. Животные должны изучаться вместе со своей средой, то есть тем, что составляет их жизнь и двигает их по-настоящему. И в эту среду должен приходить сам человек, а не тащить бедное животное к себе на аркане, только исходя из такого верного первоначального отношения с живым можно будет "задружиться" с ним и потом...
    Человек должен изучаться не из социологий, идеологий и даже не из психологий, но исключительно из Искусства и философии, взятых вместе, а далее в более глубоком проникновении из Культуры и культур вообще, взятых исторически. Только так. И только так - жёстко. Потому что Человек должен смотреть не на то, что он сам придумывает про себя из головы, чтобы не заблудиться в своих собственных блужданиях, но на то, куда он неумолимо движется - на Историю. Она наш Дьявол, пока она отдельна и бесхозна и пока мы ей не овладели, но как только мы станем смотреть в неё и делать её прозрачной для нас, она станет нашим единственным основанием и путеводной нитью в наше будущее, как говорит Хайдеггер...