Тайна пришествия души в мир материи

Станислав Тарашкевич
                Лекция матаджи Арчи деви даси

       Тайна падения  души (дживы) из духовного мира скрыта от большинства преданных только потому, что они еще не достаточно глубокого погрузились в понимание психологии и природы духовной реальности. Не имея об этой реальности четкого представления, они придумывают сотни различных концепций о падении дживы или не падении ее из мира духовного в мир материи. Однако, как мы выяснили с вами в этой статье, сама природа дживы, которая представляет собой атомарную частицу духовной энергии познания Кришны — уже по своей природе является неотъемлемой частью Кришны, а следовательно и духовного мира.
             Это значит, что все разговоры о том, что пограничная энергия или татастха-шакти является условием того, что мы не имеем ни к духовному, ни к материальном миру прямого отношения — ошибочна. Мы имеем прямую связь с духовным миром и с Кришной, о чем миллионы раз говорил и Шрила Прабхупада и все Ачарья Вайшнавы прошлого.  Однако даже понимая как следует природу дживы, мы не сможем понять механизм пришествия в материальный мир, пока не разберемся с духовной философией как материального, так и духовного мира. Чтобы лучше понять эти вещи следует изучать их под руководством истинного гуру, а не шарлатанов и профессиональных чтецов лекций, коих в нашей стране очень много.
              Истинный гуру это тот, кто обеспечивает ваш прогресс, а не опустошает ваши карманы и кошельки
Если же вы достигли уровня, при котором можете самостоятельно заниматься садхана-бхакти, то вашим гуру становится непосредственно сам Кришна, поскольку истинная роль представителя Кришны заключается в том, чтобы довести вас именно до этого этапа — устойчивой садхана-бхакти.
Итак, если вы со всей серьезностью под руководством гуру, представителя парампары, очень внимательно СЛУШАЕТЕ, ПОВТОРЯЕТЕ и ПАМЯТУЕТЕ о предметах, описанных в Шримад Бхагаватам, Бхагавад-Гите и Чатанья-Чаритамрите, то по милости Кришны вы сможете рассеять пелену невежества и постичь тайну духовной науки.
               
Эта тайна заключается в том, что в духовном мире живое существо может иметь опыт материального существования, а может и не иметь такого опыта. Этот опыт позволяет ей понять, что произойдет со всем тем миром, в котором она вечно наслаждается с Кришной, если Кришны в нем не будет, а вместо него все живые существа захотят встать на Его место. Те дживы, которые получили этот опыт — никогда больше не окажутся в материальном мире, поэтому их можно смело назвать вечно-освобожденными живыми существами. Но те из них, которые такого опыта не получили, обладают потенциалом для того, чтобы такое желание реализовать и, следовательно, такой опыт получить.
          
 Когда это происходит никто не может определить, поскольку духовный мир вечен и там отсутствует время. Благодаря этому подобное желание может возникнуть в духовном мире, но проявляется оно уже в мире материальном. Поскольку живое существо не может самостоятельно войти в материальный мир и выйти из него, всех жителей этого материального мира называют вечно обусловленными живыми существами. Однако когда джива вдоволь получает представление о том, насколько может быть ужасен и опасен мир без Кришны, Кришна приходит к ней на помощь и возвращает ее из состояния мимолетного забытия в духовную реальность Абсолюта. Память об этой жизни в материальном мире остается с ней навсегда, поэтому возвратившись домой, к Богу, она уже больше никогда не оказывается снова в мире скорби и иллюзии.
                Смотреть полную версию лекции
Один из самых важных стихов Шримад Бхагаватам, который в полной мере раскрывает все психологические принципы, заложенные в основе деятельности в материальном мире приводится в начале 12 главы 3 песни. Этот текст настолько важен, что до тех пор, пока преданный вайшнав не сможет до конца разобрать каждый его нюанс, он не сможет в полной мере понять истинные источники своей иллюзии, а значит будет обречен и дальше совершать множество ошибок.
Шримад Бхагаватам, песнь 3, глава 12
Вначале Брахма создал такие формы невежества, как самообман, страх смерти, гнев, вызванный крушением надежд, ложное чувство собственности, а также иллюзорную телесную концепцию жизни, или забвение своей истинной сущности. ШБ:3.12.3
На этот текст Бхагаватам нужно медитировать до тех пор, пока каждое его слово не станет источником нашей просветленности


                — матаджи Арчи деви даси

         Психологические принципы строения материального мира

                Первое качество — САМООБМАН
        Самообман это основа материального существования живого существа. Давайте с вами разберем, что же понимается под самообманом. Разумеется самообман это не такое мышление, в результате которого я, вечная душа, обманываю себя, убеждая в том, что я не вечный, а временный. Самообман это совсем другое. В основе принципа Самообмана заложена подмена представления о себе и своих возможностях. Это означает, что у нас есть какая-то определенная потенция, но мы начинаем думать, что обладаем потенцией гораздо большей. Тогда сам себя обманывая, такой человек начинает приступать к деятельности с той позиции, что он обладает теми силами и энергиями, которых у него нет. Другими словами Самообман подразумевает применение живым существом иной расы, нежели те вечныеотношения, которые связывали его до этого с Кришной.

Второе качество — СТРАХ СМЕРТИ
           На самом деле именно страх смерти порождает самообман, поскольку благодаря страху смерти человек погружается в иллюзию, которая рождает принцип самообмана. Живое существо не желает принимать тот факт, что оно умрет, поскольку это противоречит его духовной природе. Страх смерти приводит к генерации иллюзии, что смерти не существует, и именно эта иллюзия порождает самообман, который позволяет живому существу приступить к деятельности в материальном мире. Если человек осознает неотвратимость смерти он не может заниматься бестолковой и бесполезной материальной деятельностью, в которую погружены все живые существа в материальном мире. Именно поэтому иллюзия, возникающая под действием страха смерти порождает принцип самообмана.

Третье качество — ГНЕВ
           Страх смерти порождает третье качество — гнев. Поскольку живое существо желает жить вечно, то факт приближающейся смерти приводит его в состояние гнева и зависти по отношению к тем, кто в отличие от них будет оставаться в живых. Пример этого гнева в самом ярком виде можно наблюдать вокруг даже сегодня, поскольку в нашу эпоху Кали негативные качества в людях выражены в большей степени, чем раньше. Как правило старые люди, которые уже чувствуют приближение смерти, находятся в очень гневном и раздраженном состоянии по отношению к более молодым, и очень ревностно следят, чтобы другие взрослые члены их семьи или рода оказывали им слишком много внимания, буквально к каждому их вздоху или движению. Они требуют, чтобы все окружение придавало слишком большое значение их, на самом деле, бессмысленному существованию, потому что человек к 60 годам, выполнив все свои общественные и социальные функции по сути дела остается сидеть без дела, однако требует, чтобы окружающие люди ценили его за прошлые заслуги. Все это является результатом проявления принципа гнева и раздражения перед фактом приближающейся смерти.  Гнев, вызванный крушением надежд в своем высшем проявлении реализуется как гнев перед фактом смерти. Мы должны понимать, что попадая в материальный мир, духовное живое существо меньше всего предполагало, что столкнется с таким явлением как смерть. Смерть кладет конец всем надеждам живого существа на дальнейшее чувственное наслаждение в материальном мире, поэтому сам факт смерти приводит дживу к максимальному гневу и раздражению.

Четвертое качество — ЛОЖНОЕ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ
             На самом деле именно на этом ложном чувстве собственности и основан весь материальный мир. Матаджи Арчи рекомендует каждому из нас погрузиться в небольшую медитацию на свой внутренний мир, остановить поток ума, подключить разум и зафиксировать в себе самую важную связку из всех принципов психологии материального существования — осознать, что именно ложное чувство собственности порождает у нас надежды. И пока мы так думаем, пока мы не понимаем, что все окружающие нас предметы и живые существа — это энергии Верховного Господа и предназначенные для Его наслаждения, до тех пор мы не сможем освободиться от страдания, связанного с крушением наших надежд.
Когда мы видим какой-то объект этого материального мира и думаем, что ЭТО МОЕ, мы начинаем строить иллюзорные надежды на наслаждение этим объектом в будущем. Не подозревая о том, что все объекты этого мира принадлежат Кришне и предназначены для Его, а не нашего с вами наслаждения, мы очень сильно расстраиваемся, когда законы этой материальной жизни отбирают у нас этот объект, что приводит к КРУШЕНИЮ НАДЕЖД. Истинное освобождение от данного психологического принципа кроется в остановке стремления и желания связывать все объекты этого материального мира со СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, т.е. думать о каждом из них «МОЕ» и «ПРЕДНАЗНАЧЕНО для МОЕГО наслаждения».

Пятый принцип — ТЕЛЕСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
              Основой ложного чувства собственности является телесная концепция жизни в паре с забвением своей истинной сущности, т.е. своего духовного тела. Иллюзорная телесная концепция становится основой психологического строения материального мира. На самом деле этот принцип обозначает, что у живого существа ЕСТЬ духовная сущность. Если бы мы были живыми существами без духовного прошлого, с одной лишь свободой выбора — выбрать материальный или духовный мир, то данный принцип не имел бы никакого смысла. Однако одно наличие этого качества оболочки подразумевает определенное прошлое и определенную природу живого существа, которой оно обладало до того, как попало в материальный мир.
              Психология духовного мира в корне отличается от психологического строения мира материи. Находясь в духовном мире, живое существо пожелало изменить расу и стать наслаждающимся, однако не имея опыта материального существования, по своему неведению, оно предполагало, что менять расу будет только оно одно, а все остальные живые существа сохранят свою прежнюю природу приносить ему радость и заботиться о нем. Когда же оно попадает в материальный мир, первым шоком для него становится осознание того факта, что все окружающие живые существа настолько же безразличны к его собственному счастью и благополучию, насколько оно само безразлично к их. Так у него возникает потребность войти в состояние соперничества с ним, что полностью противоречит духу взаимоотношений джив в духовном мире. Именно поэтому самой первой оболочкой, которой покрывается сознание живого существа в материальном мире — является оболочка забвения своей истинной природы в соединении с телесной концепцией жизни.