Насущное хайдеггеровское

Марина Артюх
   Сколь бы груба и ещё достаточно неразвёрнута была та схема, которую я сейчас приведу, пока мы не схватим мысль хотя бы на её уровне - будем всё время блуждать в потёмках и с темой и с Хайдеггером.
   Итак, пока крайне схематично, но накидываю...
В том, что мы привыкли называть "природой" имеется на самом деле сразу несколько "природ", и хотя мы не отдаём себе в этом отчёта, в конечном счёте это оказывается предельно важным. Имеется природа неживая, природа живая и природа человеческая(условно пока назовём так), и самое интересное, эти природы оказываются принципиально РАЗНЫМИ. Нельзя непосредственно переходить от одной природы к другой, применять открытые в одной законы к другой, такие природы как бы являются самостоятельными мирами, несущими свет собственной истины. Несомненно между ними происходит взаимодействие, но мы должны удерживать относительную самостоятельность этих миров.
   Теперь будем двигаться последовательно. Мир неживой природы по Хайдеггеру есть мир "подручного" - то есть того, что у нас под руками и выступает всегда для нас как СРЕДСТВО - мы используем его "для чего-то". Это мир целиком пронизанный зависимостью - как от нас самих, так и внутри себя: любое средство, любое орудие труда существует всегда для другого средства, прикладывается к нему, исполняет в нём свою роль, так молоток нужен чтобы забить гвоздь, если говорить на таком банальном уровне. Но дело не в молотке вовсе, а в том, что, чтобы мы не взяли из этого мира, оно уже всегда отнесено к другому - для чего-то другого есть. Лопата, чтобы копать землю, ручка, чтобы писать. чашка, чтобы пить и т. д. и т.п. Хайдеггер обращает наше внимание на принципиальную ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ этого мира - каждое "подручное" относится к другому "подручному", существует для него, используется через него. Но и это ещё не всё - оно также имеет и свою значимость в нашем мире, свою ценность, то есть относится и к нам. И вот в этот зависимый, принципиально относительный мир и смотрит, по большому счёту человек, с ним в основном имеет дело, орудует и действует. Естественно, что это накладывает отпечаток и на нас самих. Когда мы смотрим в лицо предметов, мы сами становимся предметны, в некотором роде. К сожалению, человеческой природе присуще невольно переносить знакомство с миром "подручного" на людей, и вот мы уже видим, как и сам человек для другого человека выступает лишь СРЕДСТВОМ для достижения своих целей. Но это неправильно, это в корне неверно, говорит Хайдеггер. Мы не сможем увидеть своей собственной природы, самих себя, глядючи лишь в лицо "орудийного" мира, мы будем постоянно заблуждаться и обманываться.
   Далее... Из совместной встречи, воздействия человеческого мира на мир неживой природы образуются некоторые их модификации-симбиозы. Эти миры не остаются такими, какими бы они были сами по себе - чистыми, но модифицируя друг друга порождают определённые аберрации - скажем так проекции друг на друга. И вот такой проекцией человеческого мира на мир "подручного" является "наличное". Здесь мы подступаем к самому сложному, поэтому необходимо сосредоточить всё своё внимание, чтобы верно уловить то, что касается "наличного", ибо человек и до сих пор!!!! прежде всего и больше всего запутывается именно в этом "наличном", а не в орудиях и подручном самом по себе. Каким образом появляется "наличное"? Хайдеггер говорит - путём обмирщения и некоторым образом умерщвления, если можно так сказать, когда средство перестаёт уже быть средством - через нашу деятельность с относительными орудиями-средствами, каждое из них в конце концов приобретает как бы свою значимость отдельно от всех других - то бишь мы начинаем говорить "молоток есть" и нам уже не важно, в данном высказывании где там гвозди, к которым его надо применить, нам уже важно, что он вообще есть или его, молотка нет - то есть нам уже важно его Бытие - имеется в наличие или же нет... Так мы сами потихоньку, шаг за шагом производим эту новую модификацию относительного мира "подручного" - модификацию "наличного Бытия". Теперь уже у нас все на свете просто ЕСТЬ. Вещь есть. Предмет есть. Солнце есть. Пространство есть. Луна есть. Животное есть. Человек есть. Это всё НАЛИЧИЕ... И нам кажется, что мы действительно понимаем, что говорим... Но это не так... Потому что ТАКОЕ есть - родом из мира средств, из мира подручного, из неживого мира. Всё то, что мы называем реальностью, действительностью, объектом, субъектом, всё это, к сожалению, принадлежит лишь НАЛИЧНОМУ БЫТИЮ... Но, оно, увы... не в состоянии объяснить нам всей полноты наших миров - даже полноты неживой материи оно не в состоянии объяснить, а уж живую природу и самого человека тем более.