С мечом и плугом

Вячеслав Харитонов 2
   По биографии А.С.Асташкина можно судить об истории страны на протяжении нескольких десятилетий. И в самом деле, родившийся в1923 году в небольшом посёлке Кубра Новоспасского района Ульяновской области в семье конюха и рядовой колхозницы, он прошёл большой трудовой и боевой путь, на котором, образно говоря, в избытке было и шипов, и роз. Закончив в Репьёвке шесть классов, с год проработал учётчиком в колхозе им. Ворошилова, а когда в Сызрани началось строительство СНПЗ, поступил в школу ФЗО, строил заводские корпуса и жильё.

   В феврале 1942 года молодого строителя призвали в армию и направили в Чапаевск на курсы младших командиров связи, откуда он попал сначала в Урюпинск под Сталинградом, а потом - на Дон, в район станицы Мигулинской. Здесь наши войска держали оборону, не давая немцам прорваться к Сталинграду. Комсомольца Асташкина взяли в полковую разведку. При захвате "языка" за Доном его впервые ранило, но языка-румына они всё же привели. Не дремали и немцы, выкравшие из соседнего взвода двух солдат и подложившие мину, за что взводный Кузнецов из Самары был обвинён в измене и тут же расстрелян.

   После выздоровления сержант Асташкин попал командиром расчёта в миномётную роту. В расчёте было четверо бойцов и по существу все тяготы делили поровну. Как-то в июле командование предприняло разведку боем. Ночью форсировали Дон и атаковали противника, прощупывая его оборону. А когда возвращались на свой берег, был тяжело ранен земляк Асташкина Фёдор Афанасьев, которого он вытащил из боя на своих руках.

   В ноябре наши войска начали наступление. В январе соединились со Сталинградским фронтом. Это произошло в Михайловке. Форсировав Северный Донец, овладели Изюмом.

   В марте 1943 года, после переформировки и пополнения, двинулись на Днепропетровск. Старшего сержанта Асташкина, командовавшего к тому времени взводом вместо погибшего офицера, направили на курсы младших лейтенантов при Первой гвардейской армии, после чего назначили в 152-ю стрелковую дивизию, в 480-й стрелковый полк. В его составе он и воевал до Победы. Днепр форсировали напротив Днепропетровска, за что потом соединению присвоили наименование Днепропетровской ордена Ленина дивизии. При этом погиб комдив, генерал-майор Коруно, которого заменил полковник Рыбалко. Расчёт Асташкина в деревянной лодке не доплыл до берега каких-то несколько метров. Рядом рванула мина. Лодка и миномёты утонули. Из восьми человек уцелело двое. С автоматом на шее Асташкин оказался в ледяной воде при сильном течении. Но доплыл до берега и успел уцепиться за корень подмытого дерева. Подтянувшись, выбрался на берег. Бой продолжали уже пехотинцами. Дошли до Николаева, откуда соединение перебросили на Первый Белорусский фронт в распоряжение Рокоссовского.

   Белоруссия запомнилась пинскими болотами. В наступление шли в мокроступах, сплетённых из лозняка. А для установки миномётов - под плиту забивали колья. Выстрел-другой - и они уходили в хлюпь. И так повторялось многократно. Здесь Алексей Степанович встретил родного дядю, сапёра В.Я.Бычкова. Но радость оказалась недолгой - на следующий день при авианалёте на наводимую переправу родственник и односельчанин был убит.

   А вот Буг полк форсировал без потерь. Местный старичок указал перекат, по которому благополучно и миновали вброд этот водный рубеж. Из Польши, уже в составе 128-го стрелкового корпуса, которым командовал генерал-лейтенант Батицкий, полк направили в Восточную Пруссию, где были самые жестокие бои. Не только древние замки, но и кирпичные сараи имели бойницы, направленные на восток, а через каждые 8-9 километров бойцов встречали каналы, которые тоже надо было форсировать с боем.

   Познал фронтовик и крепость стен Кенигсберга, Берлина, чешских городов, где и встретил Победу. Потом до Бреста победители добирались пешком. В штабе дивизии лейтенанту Асташкину приказали готовиться к Параду Победы в Москве, но его участником он так и не стал из-за того, что генерал-лейтенант Батицкий взял его к себе в адьютанты.
 
   Демобилизовался Алексей Степанович в октябре 1946 года. Грудь его украшали три ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали "За отвагу", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина" и "За Победу над Германией..." Позже к ним прибавились ещё один орден Отечественной войны, юбилейные медали и награды за труд.

   В ноябре 1946 года отдохнувшего фронтовика вызвали в райком, где первый секретарь С.П.Фёдоров предложил ему должность председателя колхоза "Победа Октября", который находился в селе Образцовом. На 150 колхозников было 450 га земли. Возделывали рожь, пшеницу, просо, картофель, а в пойме Кубры - овощи (капусту, помидоры, огурцы).

   Сеяли на лошадях и коровах сошниковыми сеялками. Бригадирами были фронтовики Аксёнов и Торхов, соскучившиеся по мирному труду. До 1950 года прикупили две грузовые машины, построили конюшни, начали закладку сада. В1950 году Алексей Степанович уехал в Куйбышев в школу подготовки председателей колхозов, закончив которую, в 1953 году принял колхоз им. Мичурина в Рамено.

   Конечно, не всё шло гладко. Приходилось вступать в конфликт и с властями. При Хрущове начались гонения на травопольную систему. Была установка - ликвидировать многолетние травы и внедрять кукурузу. Асташкин не подчинился, оставив 60-70 гектаров люцерны. Схлопотал на бюро райкома выговор. Но зато, когда в Рамено проводили семинар по животноводству, оказалось, что здесь дойным и сухостойным коровам дают сено. Кто-то из послушных руководителей изрёк: чего, мол, им не доить при таких-то кормах. На что первый секретарь райкома А.М.Горбунов ответил: а кто вам не велел? Голову, мол, надо иметь на плечах и не всегда брать под козырёк.

   Было и такое: приказывали уборку вести раздельным способом: а если район не тянул план по зерну - выгребали закрома у тех, кто его имел. Нависла такая угроза и над раменцами. Спустили добавочный план. На корню оставалось просо.
Его-то и убрали за одну ночь, пригласив людей со стороны. Намолотили проса по 32 центнера с гектара. Им и рассчитались с государством, а пшеницу оставили на трудодни и семена.

   Когда колхоз стал отделением совхоза "Большевик", Асташкин работал управляющим в Новой Крымзе, зам. директора совхоза по хозчасти, а последние годы перед выходом на заслуженный отдых - председателем рабочкома профсоюза.

   И ныне ветеран войны и труда живо интересуется событиями в стране и в районе, охотно участвует в общественной жизни пос. Варламово, где проживает вместе с супругой Анастасией Ефремовной, бывшей медсестрой. Асташкины воспитали двух дочерей, имеют трёх внучек и правнучку, которая учится в вечернем институте. Словом, жизнь продолжается.

   Газета "Красное Приволжье" №48(8880) за 4 мая 2000 года.