Проповедь о Судии и просителе-душе

Игумен Дионисий Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о неправедном судии, который по неотступности просителя, в конце концов, творит правду. И мы слышим о вдовице, которая будучи самым незащищенным человеком на свете, получает эту правду. И если неправедный судья - это тот, кто сравнивается с самим Богом, Который сотворит ещё быстрее, ещё большую и ещё более всесовершенную правду, то наша с вами душа это вдовица.
Если мы задумаемся о неотступности просимого, то очень часто в нашей жизни мы встречаемся с просителем, который неотступно просит, и сами тоже можем оказаться неотступно просящими. Но когда мы неотступно просим, то в нашей просьбе может быть истина, а может быть и ложь. Господь же как справедливый Судия и как милостивый Правитель может отвечать на наши просьбы как по своему Промыслу, так и по попущению. Но нам нужно понять, о чём мы просим, к чему стремимся, есть ли в нашей просьбе та истина, которая ее оправдывает.
Вдовица просит о торжестве правды, судясь с тем, кто оказался человеком, проявившем по отношению к ней неправду. По аналогии с ней давайте спросим сами себя: кто же проявляет самую большую неправду по отношению к нам? И если мы переберём всё на свете, если мы переберём всех судей мира, всех врагов, всё, что окружает нас, то мы поймем, что самую большую неправду нашей душе наносит сама наша собственная душа. Блаженный Августин говорит: «Взойди на трибунал своей души, дабы судить самого себя». Так вот мы, дорогие братья и сестры, какую бы неправду мира мы не испытывали, но самую большую неправду мы получаем сами от себя.
Когда мы обращаемся к Богу за помощью, когда мы просим от Него быстрого вмешательства в нашу жизнь, то если мы просим об истинном, если мы просим через опыт страдания, если мы действительно хотим приблизиться к Богу, то Господь проявляет Свой Промысел. Но если мы просим хитрое, лукавое, если мы пытаемся оправдать сами себя, если мы используем свою скорбь и боль в жизни не для того, чтобы утвердиться в Боге, а для того чтобы утвердиться в бытии без Бога, то Господь, быть может, и здесь, может попустить, дабы исполнилось просимое, но сие не на пользу.
Но как в нашей жизни соотносится промысел Божий и Божье попущение? Без духовной рассудительности, без подвига, без молитвы, без духовной брани, мы не сможем это понять. Но если мы обратимся к Богу всею своей душой, если мы с вами совсем не будем думать о своём, если мы будем бежать от самого себя, чтобы обрести себя в Боге, если неотступность нашей просьбы будет подлинной неотступностью, будет жертвой и самопожертвованием, если в нашей просьбе по отношению к Богу не будет эгоизма, не будет искания своего, не будет своей воли, не будет того, что часто мы считаем своим, если мы будем идти к Богу ради того, чтобы исполнить божественные словеса, там где мы оказываемся, - в учёбе, в послушании, в жизни, во взаимоотношениях с близкими и родными, то Господь совершит чудо. Тогда попущение уступит место Божественному Промыслу, тогда наша жизнь окажется легко ведомой Божественным Промыслом подобно быстро плывущему кораблю, а не парому, тяжело переходящему с места на место. Тогда вместо тягостности, вместо неопределённости, вместо серой беспросветности наших дней откроется Божественная Правда, словно светлое весеннее небо. Аминь.

20.02.2016