Р. Брэдбери. Ч. 5

Пиротехъник
                Рэй Дуглас Брэдбери. "Лёд и пламя"

                Ч. 5. СИЛЬНЕЕ – СМЕРТЬ!

        Лайт дикой кошкой бросилась к Кайону, визжа, царапая и норовя достать глаза. Кайон отпрянул с бранью. Пытался образумить Лайт... Но, увидав черту алеющей зари, предатель испугался и сбежал. Лайт остаётся, чтобы умереть.
        – Как?.. Ты сможешь ли идти?..
        Сим мрачно усмехнулся. От раны растекалась боль.
        – Нет, если мы пойдём обратно, то умрём. А мы пришли сюда не для того...
Глупец! Конечно, нужно было оставаться с Дайнком и размышлять, мечтать о Корабле!
        Свет хлынул из-за горизонта. Затихли стоны раненых. И стало жарко. Приближалась смерть.

        На шее Сима вздулись жилы, он закричал, что было сил, для жителей пещер:
        – Эй, вышлите сюда кого-нибудь на поединок!
        Молчание.
        – Эй, воина пошлите, да не труса! Я не сбегу! Пусть он попробует добить калеку! Я буду жить в его пещере!
        Молчание. Волною прокатился зной.
        – Эй, я ошибся в вас? – кричал с издёвкой Сим, – нет храбрецов добить калеку? Тогда я буду поносить вас, трусов, пока сжигает солнце мою плоть!
        – Я не люблю, когда меня поносят! – ответил вдруг силач в пещере наверху.
        Сейчас же отовсюду показались зрители.
        – Давай, толстяк, спускайся и добей меня!
        Чужак плечистый подошёл, не торопясь. Жара усиливалась.
        – Я Нхой. Сражаться будем без касания руками. Оружие простое – камни. Погибнешь – для твоей жены дам кров. Ты добрый воин.
        Над горизонтом показался краешек светила.
        Противники собрали камни – по горсти.
        – Давай! – кричали триста зрителей. – Скорее начинайте бой!
        Как будто плоской раскалённою плитой ударило бойцов. Всходило солнце. Заблестели спины. Скоро смерть.   
        Силач беззвучно пальцами метнул снаряд. Сим ощутил вкус крови из разорванной щеки, попятился. Боль полыхнула в раненной ноге, метнулась вверх ракетой! Он чудом устоял, но представлял собою лёгкую мишень.
        Нхой хладнокровно продолжал обстрел. Три с виду безобидных камня со свистом поразили нервные узлы, ударив в шею, лоб, живот! Сим рухнул в корчах на песок. Но, падая, отчаянно метнул свои снаряды...
        Всё!
        Один лишь камень, промурлыкав, долетел до Нхоя – прямо в глаз! Силач обрушил град камней на тело своего противника, но меткость изменила воину. Хватая жадно воздух, Сим привстал... Лайт выговаривала что-то ободряющее...
        Безжалостное солнце вышло полностью. Зеркальной ртутью заблестели скалы. Песок зашевелился, забурлил, возникли миражи. Пред Симом в рост стояли 10 Нхоев, вибрируя, как бронзовые гонги!
        Сим лихорадочно дышал, сжигая лёгкие и будто усыхая. Пот испарялся моментально, грунт дыбился, но Сим сумел подняться! Он смутно слышал: зрители над ним смеялись, и ободряли своего бойца...
        – Стой твёрдо, Нхой, потей, не двигайся, мужайся, силы береги!
        – Вот Испытание! Вот Испытание! – кричали люди наверху. – Под солнцем выстоит сильнейший!.. И победитель будет жить в пещере!..
        Сим понял – наступала кульминация дуэли. Сквозь адский зной протаял лик родителей: отец с убитым перекошенным лицом и мать – седые волосы, как дым...
        Смерть здесь!

        Лайт тонко всхлипнула, и Сим почувствовал, что за спиной упало мягко тело. Возможно, Лайт уже мертва. Она сейчас лежит на раскалённом крематории песка... Но обернуться невозможно. Он потеряет равновесие и тоже упадёт.
        У Сима подкосились ноги. "Я упаду, – подумал он, – и тоже стану пеплом. Но где же Нхой?"... А воин Нхой стоял напротив Сима – в поту, понурый, будто на его хребет упала глыба.
        – Нхой, упади! – твердил Сим мысленно. – Нхой, упади! Тогда смогу занять твою обитель!
        Но воин Нхой стоял, не падал. Лишь обнажились зубы, закипела на губах слюна, глаза бойца остекленели. Не падал Нхой. Держала Нхоя воля к жизни...
        Сим рухнул на одно колено.
        – Аа-ааа! – оставшиеся зрители победно взвыли со своих постов. Там знали: это смерть. Сим вскинул голову, растерянно и деревянно улыбался.
        И СНОВА ВСТАЛ.
Нечеловеческая боль гудела колоколом погибающего тела. Вокруг звенело, клокотало и шипело. Пред Симом выстроились миражом полсотни искажённых смертной мукой Нхоев.
        Но Нхой не падал!
        "Вот так, сейчас я упаду и буду видеть сны..." – подумал отстранённо Сим. Он посмотрел наверх – на зрителей...
        Они исчезли!
Всех жителей пещер прогнало солнце. Осталась только пара наблюдателей в укрытии. Сим пьяно рассмеялся. Пот, каплями срываясь с онемевших рук, не долетал до раскалённого песка, мгновенно испарялся...
        Нхой рухнул на живот.
        Но Сим уже не замечал, в последний раз просматривал свои видения.
...вот голубое озеро... река прохладной голубой воды... вот домики на берегу... там вдоль реки гуляют люди под деревьями... зелёные деревья много выше человеческого роста... а в небе высоко сверкают металлические зёрнышки...
        – А вот теперь, – ответил Сим себе, – я упаду, конечно, в это озеро.
        И он упал ничком.
        Гудели, пели ветры над долиной.

[комментарий ПиротехЪника]
        Поверить сложно – "Лёд и пламя" датировано 1946 г. Писатель неизвестен был и беден. Но именно тогда в Лос-Анжелесе, в книжном магазине, Рэй встретил Мэгги – жену, любовь и будущую мать его детей.
        Когда возник сюжет произведения? Быть может, Мастер видел сон... возможно, кто-то рассказал ему свои фантазии...  Рэй Брэдбери увидел образы героев, всю подоплёку ситуации, душевные переживания людей в их столь коротких жизнях, работал долго, переписывал, печатал текст... Конечно, он читал рассказ для Мэгги.
        Послевоенная Америка уже узнала о ракетах Вернера фон Брауна. И на обложке первого издания легко увидеть контуры ракеты ФАУ-2 (других больших ракет пока что не было!).
        Произведение, конечно, страшное. И суть его не только в том, что мы легко, бездумно тратим годы времени. Страшнее риторический вопрос – об эффективности (о смысле!) жизни человека. Вот вам, товарисчи, невыносимый адский мир, где люди гибнут, любят, борются, страдают и стремятся. Чем отличаемся от них? МЫ лучше или хуже? Что МЫ смогли достичь в своём комфорте бытия? Останемся ли МЫ людьми?..
        Читатель должен сам ответить.
        Великий космос!

        Продолжение: http://www.stihi.ru/2016/03/24/3690