Ледяная купель

Михаил Васильевич Гуляев
   Люблю зиму. Конечно многие вздрогнут, и поморщатся: «Чего же хорошего? Холодища, снег, вьюга! Ужас! И как такое может нравиться? То ли дело – весна, или лето. Осень в России тоже хороша и невероятно красива, но только до поры дождей, грязи и холодов. А зимой, когда в наших краях от мороза толстым слоем льда покрыты реки, пруды и озера – могут быть счастливы, например, разве что любители зимней рыбалки, целыми днями в толстых шубах и валенках сидящие у просверленных во льду лунок, ждущие, когда клюнет рыба!
Нет, зимой я не рыбачу, но почти всегда рядом со мной именно фанатики - рыбаки, еще до восхода солнца спешащие забросить под лед свои удочки   
Раннее утро. Предтеча восхода солнца багряными красками освещает горизонт на востоке. Хрупкая, тихая и торжественная гармония пространства, спящего подо льдом и снегом Строгинского залива Москва – реки. Покрытые кружевами инея ветви деревьев над большой ледяной прорубью, окутанной легким туманом поднимающегося над ней в морозном воздухе пара. Таинство. Снимаю одежду, обувь, и обнаженным телом чувствуя свежесть и простор объятий матери - природы босыми ногами по снегу подхожу к самому краю. Зимой вода в проруби залива кристально – чиста даже в таком мегаполисе, каким является Москва. На дне видна каждая песчинка. Стайка рыбок, при приближении человека медленно и неохотно уходит под лед. И я за ними, совершив крестное знамение, так же медленно вхожу в ледяную воду и погружаюсь с головой. Три раза. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. 
В народной традиции православных христиан России – купание в проруби зимой на праздник Крещения, 19 января. Считается, что в этот день вся вода освящена Духом Святым, и обладает особыми целебными свойствами. Именно поэтому очень много людей, даже атеистов, на Крещение стремятся набрать в церкви Святой воды, и даже, расхрабрившись – окунуться в прорубь. На всякий случай. Вдруг и вправду поможет?  Особенно рада по такому случаю блеснуть перед друзьями и любимыми девушками своей доблестью и бесстрашием молодежь! Сколько шума, веселья, счастливых улыбок в людской реке, стекающей от жилых кварталов к проруби и обратно в Крещенскую ночь! Воистину святой праздник народного единения!
Но есть люди, для которых зимнее купание не является эпизодическим курьезом. Нас обычно называют моржами, хотя жирный, ленивый, апатичный и абсолютно беспомощный в своей массивной неуклюжести на суше морж уж никак не похож на людей, образу которых, по моему мнению, более соответствовал бы одинаково подвижный и динамичный как в ледяной воде, так и на суше, белый полярный медведь.
А вот и они, спокойные, доброжелательные, светлые и в основном немногословные люди,
мои знакомые, один за другим спускаются по тропе вниз. Доброе утро! Доброго здравия! Бог в помощь! Как водичка? Добродушно перешучиваемся с рыбаками, закутанными в полушубки так, что виден только красный от мороза нос, съежившимися возле своих лунок.
Наша прорубь расположена в стороне от лишних глаз, спрятана под крутым берегом и нависающими над ней густыми ветвями деревьев. Мои товарищи – люди серьезные, скромные и очень далеки от эксгибиционизма, соревнований на выносливость, показухи и экстремальных публичных шоу, на самом деле мало имеющих отношения к укреплению душевного и телесного здравия, в которые обычно превращают зимнее купание персонажи, с которыми нам не по пути.
Купаемся мы обычно ранним утром, либо поздним вечером, когда в зимнем парке на берегу реки безлюдно.  И дело не в том, что каждый из нас - православный христианин, по крайней мере я лишь немногих видел в нашей церкви. Просто это – свято и сокровенно. Даже для тех, кто к существованию Бога относится скептически. Это невозможно объяснить, это необходимо почувствовать, когда выходишь из тисков ледяной воды на снег. Непосвященным и новичкам может показаться странным и невероятным, но мы, имеющие большой опыт купания, не спешим судорожно вытирать тело и одеваться. Более того, мы вообще не пользуемся полотенцами. Почему?  Спустя минуту - две организм на холоде адаптируется и влажное обнаженное тело охватывает тихое, спокойное тепло, невероятная бодрость и свежесть. Если потом окунуться в прорубь еще раз – такое впечатление, что тело пылает, покалываемое раскаленными иглами. Такое впечатление, что с тела и души сброшена тяжкая, глухая скорлупа, мешавшая каждой клеточкой чувственно и восторженно соединиться с огромной вселенной, стать неделимой частью безбрежного океана гармонии.
Конечно большинство людей купается зимой с оздоровительной и закаливающей целью. Моя профессия хирурга естественно сопряжена с, порой экстремальными, нагрузками на нервную систему, и синдром хронической усталости, когда человек чувствует постоянную и угнетающую разбитость, вялость и сонливость днем при наличии хронических нарушений ночного сна в нашей профессии – проблема номер один. Но не для нас. Как ты расслабляешься после операций? Что? Ты не пьешь алкоголь? Вообще ни грамма? И не пользуешься снотворными и успокоительными таблетками? Ты… купаешься в проруби?! Недоверчиво кивают головой и за спиной крутят пальцем у виска. Напрасно. В офтальмохирургии, когда движения рук хирурга, оперирующего под микроскопом должны быть предельно точными, а реакция – молниеносной. Когда цена ошибки – слепота… какая речь может идти об алкоголе? Тем более об отупляющих и загружающих мозг таблетках? После проруби сон – глубокий, полноценный и такой сладкий! А днем – такая бодрость, спокойствие и уверенность! Вот и ответ, зачем мне нужно такое экзотическое, экстремальное и на первый взгляд, абсолютно опасное для здоровья и неразумное хобби. Это не хобби. И не только зимой.
Святые источники…  Летом мы с супругой на автомобиле ездим купаться в подмосковную деревню Дунино, где в лесу на берегу реки из-под земли бьет родник святого Иоанна Предтечи. Над ним сделан деревянный сруб с крышей, увенчанной православным крестом. Внутри – купель, глубиной по грудь, с проточной, чистейшей как слеза, ледяной родниковой водой. На стенах – иконы. Тихо горят свечи. В тишине и таинственном полумраке губы шепчут старинную молитву: «Господи Боже мой, да будет дар твой святой во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил…»  Благодать Духа Святого… после купания исполняем обычай – три раза тянем за веревку, привязанную к колоколу на крыше. И плывет над подмосковными лесами, полями, вниз и вверх по Москва – реке, поднимаясь к небу колокольный звон Святой Руси.
Обретение и укрепление силы Святого Духа, в победе воли и разума над властью изнеженной и ненасытной утробы, с ее стремлением к чревоугодию, лени, подчинению страхам, негативным эмоциям, безусловно являющимися основной причиной многих болезней. Способность в жизни совершать тот самый волевой трудный, опасный и решительный шаг во благо, вопреки диктатуре примитивных инстинктов. Вот что значит для православных христиан России причастие к родникам, святым источникам Родины летом, и купание в ледяной воде зимой. Где речь идет о работе по смирению и очищению, обретению спокойной, уравновешенной и бесстрастной бессмертной души, предназначенной для жизни вечной.
 Глубочайшая древняя вера, философия и культура дедов и прадедов. Что по сравнению с ней – хобби, банальные фокусы тренировки устойчивости к холодной воде с целью заботы исключительно о здоровье бренного тела и обретению славы у праздных зевак?
От берега речного залива до клиники – 10 минут пешком.  Это не установленная обязанность исполнять систематический ежедневный ритуальный обряд, либо расписание плановых тренировок, но обращение по зову души и тела. Как лекарство, которое применяется только по необходимости, дозированно, и иногда с целью получения дополнительной немедикаментозной и нетоксичной радости, бодрости, удовольствия.
В кабинете – вместе с горячим чаем из отвара целебных трав с медом в тело и душу вливаются блаженные волны тепла, силы и спокойной уверенности. Через пол – часа медицинская сестра позовет в операционную. Родственники пациентов волнуются. Тревога и надежда в глазах. Проходя мимо них в стерильную зону, всегда говорю:
«С Богом, родные мои!»
Мы обязательно победим. Да будет Свет!