По конкурсу О поэтах и поэзии

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/02/10/4704 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/03/25/9193 - Итоги конкурса

Подведены итоги конкурса «О поэтах и поэзии», на который было принято 100 заявок. Их могло было быть и больше, просто время приема подошло к концу. Я специально предложила к Юбилею Ликбеза самую простую тему - кто из нас не писал на неё стихов! Что скрывать, когда горячей темы у нас нет, а писать стихи хочется и «можется», то  мы всегда что-то рифмуем или про погоду, или про то, как пишутся (или не пишутся) стихи и как мы страдаем от вечно убегающего от нас вдохновения. А тут как раз подвернулся Юбилей Ликбеза, впервые отмеченный мною с неприличным «размахом»: с раздачей грамот и со взаимным пожеланием успехов!!! )))

…Звенит и поёт юбилей:
«Ликбезу» - слова и подарки.
От самых заветных друзей -
Стихи без единой помарки!      
                (Татьяна Гордон  - участник конкурса)

Именно этого мне и хотелось от данного конкурса! Лучший подарок конкурсной площадке, занимающейся вопросами ликвидации безграмотности - это поданные на конкурс произведения, которые не просто вынуты из запасников личной страницы, а заранее выверены, избавлены от технических недочетов (для чего и написаны статьи Ликбеза!), придирчиво перечитаны: все ли предложения понятны и грамотны? Все ли образы и эпитеты уместны? Насущны ли они для содержания, объяснимы ли с точки зрения их смысла?

«Пировали, веселились - подсчитали, прослезились». Из 100 поданных произведений я обнаружила только 23 (!!!) стихотворения, которые заслуживали внимания по содержанию и по исполнению, из числа которых только и можно было на свой личный вкус отбирать в шорт-лист от 8 до 12 стихов, чтобы присваивать им какие-либо очки. 

Это - подарок Ликбезу?

Впрочем, ничего нового для себя я не узнала: мастера сайта как писали хорошие стихи, так продолжают их писать- Ликбез нужен им только в качестве  дополнительного источника получения званий лауреатов, а те, кто пришли на сайт только пообщаться и снять стресс, даже и читая статьи (что делают далеко не все!), все равно  никакому принудительному лечению свои стихи не подвергнут и будут и далее писать, как всегда писали - точно так же,  как они говорят в своей устной речи - бессвязно, безграмотно и… предсказуемо. И Ликбез тут - не более, чем приятное и полезное  развлечение  для единственного автора сайта - меня самой. Что тоже нормально.

Разбор стихов Юбилейного конкурса я планировала разделить на две статьи. Первая - о стихах, которые понравились и частично были  включены в мой собственный  шорт-лист, и вторая - о не оправдавших надежд. Будет она опубликована или нет, я  пока не знаю: портить настроение не хочется, а все самое главное и нужное о типичных недочетах  содержания уже изложено  в статье  «Прозаическая основа стихов» http://www.stihi.ru/2016/03/21/2111.

Итак, начнем о хорошем.

Эти стихи  я разделю на три группы в соответствии с жанрами, в которых они были написаны: иронические стихи,  красивая лирика и поэтический рассказ. Различаются они стилем речи, а общее в них - НАЛИЧИЕ содержания. Не важно, какие стихи мы написали (тем более - подали на конкурс!) - шутливые, ироничные, жанровые или красивую мелодичную лирику, - все они обязаны быть СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМИ. А еще лучше -нести авторскую мысль, а не повтор всем известных мыслей или призывов.

Как обычно, слова, выделенные мною в тексте заглавными буквами - это места, которые хотелось бы исправить.

А) Иронические стихи

№1.  О да! Игорь Халюков

Настоящие таланты умирают в нищете,
Не сыскав достойных видеть их творенье на холсте,
Иль достойных слышать рифму, и сонату, и этюд,
Слишком приземленный нынче городской и сельский люд.

Вот и я подряд УЖ сколько, погрузившись с головой
В творчестве погряз настолько, что обратно ни ногой.
Я творю без остановки: прозу, музыку, стихи…
Я крутой мужик, однако, остальные – лопухи)))

Всегда плохо воспринимаются стихи,  написанные в повелительном наклонении - как обращение с воображаемой трибуны к другим или с насмешкой к «некоторым», пусть даже и с иронией. Другое дело, если речь персонажа написана  от первого лица: «Настоящие таланты умирают в нищете, не сыскав достойных видеть их творенье на холсте» или «Я творю без остановки: прозу, музыку, стихи».  Самоирония, особенно, если автор обладает  хорошим чувством юмора - всегда вызывают симпатию.

Хочу обратить ваше внимание, что добрая половина не номинированных стихов - имеют  примерно такое  содержание, только вот написаны всерьез и от второго лица -  без лишней скромности! )))

№2. Осень и поэты. Станислав Фишель.

Ну, до чего любвеобильна осень!
Весь лес влюбился вдоль и поперёк.
И штамп расхожий, что про «неба просинь»,
Один ленивый только не изрёк

А что же лес? Да там дубы сплошные…
Дуб - дуб и есть - в берёзку он влюблён!
И эти аналогии смешные
Ревнивым шумом дополняет клён.

Ещё добавим клёкот журавлиный,
Короткий день и листья на воде
И алый куст есенинской рябины
Пылает здесь и далее везде...

А счастье тоже осенью уходит,
Махнув рукой в окошечко такси,
И так же славно вместе было, вроде!
А не вернётся, сколько ни проси!

Я не в упрёк, товарищи поэты!
Жизнь и сама - затёртое клише.
Моя любовь была со мною летом.
Теперь сентябрь. Она ушла уже...

Придраться не к чему. Грамотный точный язык, мягкая ирония (не злобная критика других, а доверительный рассказ обо  всех нас: «И штамп расхожий, что про «неба просинь, один ленивый только не изрёк» или «ещё добавим клёкот журавлиный…» - автор не возмущается чужими несовершенствами, не отделяет себя от других, а просто повествует о поэтах и  заканчивает стихи мудрым замечанием, на порядок выше основного содержания стихов: «Жизнь и сама - затёртое клише». И все это к месту, с добром, талантливо. А главное в стихах есть логическая связь между предложениями, нет случайных заполнений строки  фразами ни о чем. Вы  думаете, последнее - естественно? Что вы! Это - почти эксклюзив!)))

№3. Поэтический салат. Мыкола Питерский

Купил я рифм на рынке полкило,
Полил елеем поэтическим из амфор,
И в руку взяв, как нож, своё стило,
Я накрошил гипербол и метафор.

Взял пряности – иронию, сарказм,
Прибавил троп, а вместо майонеза,
Чтоб избежать давно избитых фраз,
Для остроты добавил антитезу.

Эпитетами сдобрил, не скупясь,
Насыпал три щепотки синекдохов…
Не ел такого блюда отродясь –
Но поглядел, – что ж, выглядит неплохо!

Потом инверсиями всё перемешал,
Попробовал – готов салат весенний.
Ура! Я новый кулинарный СТИХ создал!
Я повар! Я поэт! Я просто гений!

Этот прием встречается довольно часто:  автор играет названиями специальных терминов, используя их для своих целей. В  данном случае названия поэтических средств подаются нам  в  качестве компонентов кулинарного блюда - стихотворения. К сожалению, автор в концовке назвал это блюдо  неправильным словом СТИХ (стих - это одна законченная строка стихотворения ), что не дает права на номинацию этого неплохого произведения. Понравилось, что автор знает значение тех терминов, которые употребляет - все они удачно вписаны в фабулу, правильно согласованы. В основе стихов -  ирония над поэтом, злоупотребляющим поэтическими средствами в ущерб содержанию, но она  обращена  на себя: «Я повар! Я поэт! Я просто гений!» - и это не может не вызывать симпатию к стихотворению.

№4. Вариации на тему гекзаметра. Владимир Потаповский
 
СнИтся однАжды мне сОн (после бУрной пирУшки):
БУдто живУ я в прекрАснейшей ДрЕвней ЭллАде.
Не родились ещё БАйрон, ШекспИр или ПУшкин,
Есть лишь ГомЕр... У него я – писцОм (на оклАде).

Целыми днями пишу я про штурм Илиона
И про скитанья ИтАки царя – ОдиссЕя.
Строк написала – по-моему – до миллиона!
Страшно обрЫдло всё. ГдЕ ты, родная РасЕя?!

Что ж мне, слепца “испражнЕнья” - записывать вЕчно?!
Я ведь не хуже егО предложенья рифмУю!
Время – и в Греции – очень летит быстротечно.
Стану «аэдом»! И гордость потешу больную!

Диким гекзаметром Древнюю Грецию муча
( Баба-аЭд!), сразу стану диковиной местной!
Вмиг наберётся поклонников целая туча,
И, как Сафо, буду я “всеэллАдно” известной!

И не беда, что таланта – “котёнок наплакал”!
Есть честолюбие... ( Всякий прославиться хочет!)
Надо бы в Дельфах спросить, что предскажет оракул:
Скоро ль прославлюсь?.. Что пифия мне напророчит?..

...Нет здесь, в Дельфийской пещере, ни звука, ни света.
Трещины скал на слова манускрипта похожи.
Я над разломом стою, дожидаясь ответа...
Вот входит пИфия... Словно из ТАртара, рожа!

Пифия, севши на глиняный стульчик треногий,
Дыму нанюхавшись, мне в полутьме прокричала:
- БОойся поэтом прослыть: Олимпийские бОги
Род проклянут твой навЕк, до конца от начала!..

- Светлые боги, прошУ вас, - я тут же взмолилась, -
Не позволяйте писать мне, отныне, ни строчки!
Пусть я писать разучусь, окажите мне милость:
Чтоб не смогла я поставить ни цифры, ни точки!

Пусть между мной и стихами разверзнется Лета!
Впредь не поддамся я “стихосложенья бацилле”.
Боги Олимпа! Не дайте проснуться поэтом!
Лучше отправьте меня на съедение СцИлле!

Зевс-Громовержец, в ответ, прогремел мне, на это:
- Ты не терзАйся, не мУчь себя самообманом!
Света, не бойся, ты, вряд ли, проснёшься поэтом:
Будешь ты вечно считаться в миру графоманом!

В комментарии к стихам автор называет их гекзаметром и даже показывает нам через выделение Иктов, с какой интонацией нам их следует читать. Гекзаметр - это шестимерный стих, состоящий из стоп дактиля, хорея и включающий в себя спондеи, не требующий концевых рифм. В этом стихотворении мы имеем рифмованные стихи, выстроенные строчным логаэдом из 4 дактилей и 1 хорея. (100 100 100 100 10) - это не совсем гекзаметр. Но это не так уж и важно. У стихов масса достоинств: грамотная и связная речь, цельный сюжет, язык  с богатым и точно подобранным набором слов и  тонкая ирония.

№5. Кулинар. Александр Веселов

Смахну белым фартуком фальшь голодную.
Довольно страдать дистрофией, пьяницы!
Ставь на огонь сковородку холодную
Литературы - пусть маслице плавится!

Избавьтесь, красавцы, от лени и Кравица!
-Парфэ из фиалок? – Отлично! Но позже.
Хотите пирожное? Извольте лакомиться!
Я приготовленное скушаю тоже.

Выходят эклерами черные строчки.
Я пробую их. Хм! А ведь вкусно!
И я запекаю до глянцевой корочки
Слоеное тесто искусства.

По стилю стихи напомнили мне поэзию Маяковского. Полностью (в одном стиле речи) выдержана их лексика, раскрыта тема - образный рецепт приготовления произведения искусства, легкий поэтический слог. Не могу не согласиться с автором: вкусно написано!

№6. Пишу стихи. Тони Дакота   

Пишу стихи, я также как и Пушкин.
Слова умею лихо рифмовать.
Я, как и он, не ведаю где кружки,
Но вместо няни вспоминаю мать.

Пишу стихи, я так же как Есенин.
Я, как и он, с рождения поэт.
Пишу всегда про избы и про сени,
Передаю старушкам всем привет.

Пишу стихи, я так же как Некрасов.
Не мелочусь - тяну его масштаб.
Я, как и он, пишу без выкрутасов
Про наших русских и бесстрашных баб.

Пишу стихи не хуже всех поэтов.
Пусть снимет кто-то про меня кино.
Пишу я от куплетов до сонетов,
Но получается всегда... оно.

Я прежде считала себя  противницей использования нецензурной лексики в поэзии, но эти стихи показали мне, что имеет значение, где и как «запретные» слова использованы. Если в иронических стихах, если - к месту  и тем более - не явно, а с намеком на них, то почему бы и нет?? Автор производит впечатление хорошо образованного человека - очень остроумно и точно (со знанием материала) им сделаны аллюзии на  хрестоматийные стихи Пушкина, Есенина и Некрасова, есть ироничная и яркая концовка. Связный продуманный сюжет и правильная речь.  Почему бы не номинировать?

Б) Красивая лирика о поэтах и поэзии

Теперь рассмотрим стихи с красивым содержанием - лирику, написанную если «не высоким штилем», то поэтическим языком,  насыщенным  тропами. В этом жанре - свои  трудности: очень опасно заполнить строки «красивостями» - случайными фразами, не работающими на содержание, мимоходом упомянутыми и тут же забытыми, ненужными, а подчас и дикими по смыслу. А еще - не растерять связности сюжета, вложить  в стихи хотя бы минимальное  содержание.

№7. Неси меня, моя строка. Борис Поляков 2               

Неси меня, моя строка!
А вот куда – и сам не знаю,
Когда тебя я начинаю,
Как дочку нянчу на руках…

Неси меня волной греха,
Полуночного нетерпенья
На пьяный праздник откровенья,
На пир родного языка.

Волной стыда неси меня,
Прихлынув утром к изголовью, –
В обход тщеты и суесловья,
И ангелов, и воронья.

И выплесни волной любви,
Отмыв от похотливой славы,
На суд людской, святой и правый –

И тем спаси и погуби.

Стихи, написанные стилем речи поэзии «золотого века» - легким, литературным,  с чистым певучим ритмом, возвышенной лексикой. Сейчас так почти не пишут - другое время! - но не только потому, что «не модно», а скорее потому, что общего уровня культуры не хватает. Начитанности, знания классики, внутренней духовности. Не получится подражание поэзии золотого века у автора, если в нем самом нет всех этих качеств. Что, безусловно, наша общая беда. Данные  стихи достойны самой высокой оценки.

№8. Как беззащитный лист. Светлана Салахова   

Припрятывает осень свой парик,
Снимает с клёнов праздничные стяги,
И день ПРЕСВЕТЕЛ, СЛОВНО Божий ЛИК,
КАК ЛИСТ не тронутой пером БУМАГИ…
Пусть длится вечно жизни краткий миг!

И хочется намеренно прослыть
Отчаянным художником – поэтом:
Все краски неба взять да и разлить
На землю обесцвеченную эту…
И, Господи, Тебя благодарить!

А осень шепчет мне: «ПОКА! ПОКА!
Успеешь ли предзимьем насладиться?»
И тянется послушная рука
Оставить след на девственной странице…
День выпит – до последнего глотка!

Незримый Богородицын покров
Расстелет ночь над рыхлыми полями,
А по нему в тишайший из миров
Войдёт зима неспешными шагами…
Так зАрождаетсЯ в душе Любовь! 

…Позволь, Отец, Тебя благодарить
За этот краткий миг, за вечность эту!
Что протянул связующую нить!               
За то, что мир Тобой раскрыт поэту –
Тобою вверен – хрупок и лучист,
Как первый снег. Как беззащитный лист.

Лиричные, красивые стихи, хотя и не безукоризненные. По ритмике - напрягает строка с многосложным словом  «зарождается», в котором в месте Икта вынужденно прочитывается второе ударение «Так зАрождаетсЯ в душе Любовь». По лексике - не нравится два  идущих подряд разнородных сравнения к слову «день»: «И день ПРЕСВЕТЕЛ, СЛОВНО Божий ЛИК, КАК ЛИСТ не тронутой пером БУМАГИ…». Сравнение  то неоправданно высокое («Словно Божий лик»), то и тут же приземленное («как лист бумаги»). Да и слово «пресветел» вместо «светел» здесь неуместно - оно используется для другого стиля речи и применения. Не очень подходит для возвышенной лирики  и разговорное - «осень шепчет мне: «ПОКА! ПОКА!» - смешение разных стилей речи в одном стихотворении.

№9. Я всё придумала. Фаина Садко            

Да будет свет, да будет тьма,
Всё остальное я сама
Не совершу – так сотворю,
А согрешу – так отмолю.
Мне Бог простит мои грехи,
Ведь я их трачу на стихи.

Пусть сон – не в руку, день – не в масть,
Зато от скуки не пропасть.
К чему ругать весь белый свет,
Мол, счастья не было и нет...
Пусть беды копят дураки.
Я беды трачу на стихи.

И вот удача! Всё сбылось,
Свершилось, сладилось, смоглось!...
Но птица синяя крылом
Махнула, скрывшись за углом.
И ни словечка, ни строки
Мне не добавила в стихи.

А там, в стихах, полно чудес,
Там Бог не выдаст, черт не съест,
Там всё, как я того хочу,
И даже то, о чём молчу...
Там смех и грех, там свет и тьма.
Я их придумала сама.

Я всё придумала...

Еще один стиль речи - не перенасыщенный образами, а почти разговорный («дураки», «Бог не выдаст, черт не съест», «свершилось, сладилось, смоглось»), тем не менее - это тоже лирика - доверительный рассказ поэта о своем творческом процессе. Очень хороший - грамотный, русский, с богатым словарным запасом язык, связный сюжет. Отличные стихи. 

№10. Росток. Елена Кирьянова 2      

Вначале жизнь бросает семя
На почву жаждущей души,
Для прорастанья нужно время,
Оставь его и не спеши.
Не прикасайся к хрупкой тайне,
Пусть в глубине астральных сфер,
Под скрытым пологом сознанья,
Поспорят Бог и Люцифер.

Росток пока что слаб, и нежен -
Нечёткость мыслей, смена чувств,
НО ЗОВ ЕГО СТРОКОЮ БРЕЗЖИТ -               
УЖЕ ГОТОВ СОРВАТЬСЯ С УСТ!
Вот мысли форму обретают,
Острей и ярче ЧУВСТВ ШТРИХИ -
Слова СКВОЗЬ душу прорастают
И превращаются в стихи!

Стихи, которые вполне можно номинировать, хотя и они не без недостатков. Не нравится выбор слов «чувств штрихи» (штрихи - случайное и не самое уместное определение) и вся в целом строка: «Но зов его строкою брезжит - уже готов сорваться с уст!». Образы хороши, когда они подчеркивают или раскрывают  качества какой-то одной категории: если росток, то хотелось бы далее образов, ему свойственных, а здесь то зов (ЗВУК), то брезжит (распространяет СВЕТ), но «брезжит СТРОКОЙ» и при этом «готов сорваться с УСТ» (речь уже не о записи текста, а о речи) - и все эти разнообразия образов относятся к РОСТКУ. Аналогично со «штрихами чувств». Использование метафор и  эпитетов - очень ответственная  работа. Не должно быть ощущения, что строка заполнена чем -то случайным, выигрывает умение создать подобие образов - продолжение их по всему стихотворению. «Слова СКВОЗЬ душу прорастают» - заставило меня удивиться: было бы понятнее «ИЗ души». Достоинство стихотворения - попытка создания сюжета, рассказа о том, как рождается стихотворение. Не поверите, но наличие продуманного сюжета - это действительно большая редкость в пакете стихов данного конкурса!

№11. Стихи. Анна Шер      

Стихи – это трепетный, радужный шар,
Когда в лёгком танце живая душа
Летит за пределами звука и света,
Стихи – это огненный хвост от кометы,

Танцующий благовест, ангельский щит,
Бурлящий поток, что к истоку спешит,
Любви светозарное, чистое пламя,
Стихи – это то, что случилось не с нами.

У солнечной заводи прожитых лет
Дрожит на ветру голубой первоцвет,
Забыты все скорби, тревоги и бури,
Душа растворяется в светлой лазури,

В святом изумлении дышит едва –
И ливнем бегут золотые слова.
Стихи – это к райскому саду дорога
И сердце, открытое людям и Богу!

Здесь тоже, казалось бы, много метафор к стихам, но автор не пытается вместить их в одно предложение, он последовательно рисует словом нам разные образы стихов, разносит разные картинки в отдельные законченные строфы. Это - профессиональная работа. Меня здесь ничего не напрягает в исполнении - легкий поэтический слог, грамотная речь. И ощущение благодатного света от стихов.  При этом, заметьте - простейшая рифмовка,  обычный ритм - никаких поэтических выкрутасов, а читаешь и радуешься!
 
№12. К поэзии. Евгений Крюков-Донской 

О поэзии издавна БАЮТ –
Где взойдет она, там страдают,
Сомневаются, верят в пророчества,
Запираются в одиночества,
Строят мост между словом и мыслью,
Тяготятся семейной жизнью.
Разлучаются в ней и встречаются,
Ценят правду, грешат и каются…

В ней надеются, верят и дружат,
Не прислуживают, а служат.
Но, в лесах наших душ, или во поле,
Не растёт она, где ни попадя.
Для неё, знают многие, точно,
Благодатной должна быть почва –
Новым мыслям, и ритмам, и памяти,
К солнцу манящим, а не к паперти.

И капризна она, и ранима,
Притягательна и гонима.
И восторги нужны ей, и дождики,
И философы, и художники…
Кто влюблялся в поэзию, знает,
Как душа без неё страдает,
Как перечим судьбе мы с рвениям –
Лишь бы видеться с вдохновением.

И болезнь нам она, и отрада,
Осторожней бы с нею надо,
Потому что, пока не доказано –
Чьи мы дети – души иль разума?..
О поэзия, чье ты создание?
Сердце спрашивает, любя.
Ты сама себе ищешь страдания?
Иль страданьям нельзя без тебя?

Здесь тоже чувствуется профессионализм  исполнения и присутствует связность мысли. Прекрасная умная концовка: «Ты сама себе ищешь страдания? Иль страданьям нельзя без тебя?»,  умные находки: «Как перечим судьбе мы с рвениям – лишь бы видеться с вдохновением».
По технике есть небольшой недочет  рифм «или во поле- где ни попадя» - составная рифма была хорошо задумана, но полного созвучия не получилось. И не понравилось слово «бают» вместо «говорят»: слово такое есть, но стиль речи - не для этого стихотворения.

№13. Хранители тени, пронзённые светом. Нина Аксёнова-Санина    

Хранители тени, пронзённые светом,
Ушедшие в землю корнями,
Раскинули ветви от солнца до ветра
Меж травами и облаками.

Большие деревья. Настолько большие,
Что их не достать, я не птица.
Не вить мне гнезда на далёкой вершине,
Могу только им поклониться
За то, что дышу этим воздухом пьяным,
Спасаясь от пыли и зноя.
Родные зелёные великаны
Живое укрыли собою ...

... Большие поэты. Настолько большие,
Что нет им нужды возноситься.
Они разноцветные крылья сложили
В открытые нами страницы.
Махнуть, что ли, ими, взлететь над собою,
Пусть даже в поэтах я не был,
И всё, что назвали моею судьбою,
Увидеть хоть мельком – да с неба.

Хранители слова, от века до века
Вы лечите души глаголом,
Сжигая себя безрассудно, нелепо,
Не требуя дара другого.

Здесь я тоже чувствую руку мастера - все слова работают на содержание, помогают ему, а не просто «украшают». Нет пересказа банальных истин о поэзии, есть сокровенные авторские размышления о судьбе больших поэтов, сравнение их с деревьями, которые  «Настолько большие, что их не достать, я не птица». Автор не набивается в ряды великих (как это  звучит в стихах на подобную  тему у многих авторов данного пакета) и не выпячивает себя и свои трудности, он только мечтает «взлететь над собою, пусть даже в поэтах я не был, и  всё, что назвали моею судьбою, увидеть хоть мельком – да с неба». Прекрасные стихи.

№14. Сквозь зеркала. Людмила Клёнова

Уставший ветер тихо спит на крыше,
На гривах снов – ночные кружева…
Летят года – невидимо, неслышно,
Добавив боли в строки и слова;

И чуть заметней патина как будто
В порталах чутко дышащих зеркал…
Туда б уйти, доверившись чему-то –
Да в Зазеркалье - грани острых скал,

И ранят душу нынешнестью горькой,
Не позволяя крылья распахнуть…
О, расскажи, тебе досталось сколько
Мечей и стрел, проникших молча в грудь?

А ты идёшь – по Времени, по звёздам,
По прошлым судьбам, близким и чужим…
По перекрёсткам, чётким невозможно,
Что режут жизнь на части, как ножи…

А ты идёшь – по струям Водолея,
Ты – там, внутри, в зеркальных витражах …
И отраженья множатся, смелея -
И проступает надпись на ножах;

Лиловых лезвий отблеск гасит свечи
На той тропе, где ты – сквозь стон зеркал,
Как сквозь осколки бед, расправив плечи,
Уже готов взойти на пьедестал…

Долго сомневалась - приводить ли в пример эти стихи? Безусловно, мастерски написанные. Но по теме ли они? Где тут о поэзии? И решила, что тут о поэзии - всё. Может, это как раз и хорошо, что автор не повторяет банальные размышления о труде поэтов, о роли вдохновения, он просто делится своим миром творчества, где «там, внутри, в зеркальных витражах … отраженья множатся, смелея», где поэт «как сквозь осколки бед, расправив плечи, уже готов взойти на пьедестал…».  На этих стихах полезно поучиться владению образной поэтической речью.

№15. Единоверцу. Владимир Квашнин 2

Предназначение поэта –
быть врачевателем души.
Как миллионный лучик света,
пока мы живы, друг, спеши
учить других дивиться чуду –
мир видеть в капельке дождя...
Куда идем? Кто мы? Откуда?
Что оставляем уходя?
Спеши найти единоверцев,
спеши связать словами нить
и, протянув от сердца к сердцу,
своим теплом объединить.
Зови других смотреть на звезды,
качать ромашек облака,
расслышать в шепоте березы
слова людского языка.
Тяни из сумрака бездушья
в туманы утренних полей,
пиши, спасаясь от удушья,
о малой родине своей.
Той, что успел закрыть собою
в разгул предательства и зла.
Ведь та, большая, что без боя
мы все отдали, умерла.
Но мы крепчаем даже в горе!
Возьми каленые слова
и докажи заморской своре,
что Русь суконная жива!
Веди к деревне с русским небом,
чтоб каждый чувствовал нутром –
да, здесь и печи пахнут хлебом,
и избы ставят топором,
и свадьбы празднуют с Покрова,
и песни русские поют,
от Иванова до Чернова
в час испытания встают,
и самогонку пьют под сало,
и удивляют мир левши.
А это много или мало?
Вот ты, мой друг, и напиши.
Да так, чтоб строчки не пропало,
чтоб зацепило и достало,
до самой глубины души!

Здесь мне меньше нравится выбранный способ обращения автора «ты, напиши, веди…» Не люблю повелительной формы в стихах. Но талант, как говорится, не пропьешь: во всем видно мастерство владения поэтическим словом и  радует связность изложения. Нравится призыв автора: «Возьми каленые слова и докажи заморской своре, что Русь суконная жива!» - не могу с этим не согласиться, хоть и не положено судье оценивать позицию автора. Стихи понравились, зацепили и захотелось откликнуться на авторский призыв: «Тяни из сумрака бездушья в туманы утренних полей, пиши, спасаясь от удушья, о малой родине своей». Чем мы и займемся в нашем другом конкурсе «По земле русской», прием заявок на который уже начался.

№16. Белле Ахмадулиной. Елена Парадизова

Не люди, и не Ангелы – Поэты!
Такая Особь -
тайна для наук...
А современники  ( их кто об этом просит?)
Плечами пожимают – недруг? Друг?

Но им – другие карты, клады, дебри:
Прописаны меж небом
и землёй...
Благословенны? Прокляты? Но мне бы
Их защитить, мне – женщине – собой!!!    

Моих счастливцев, братьев… у подранков
Года проходят – крылья не прямей…
Для них нет Времени… не поздно, и не рано
Живут – Сейчас… и лишь висок белей…

Квартиры, лестницы (там шаткие ступени):
В рассветах мнится сумрачный закат,
Ночей бессонных роскошь - вдохновенье!
Что по сравненью с ним вся боль утрат!!!

Гармония? Но нет, а есть – соитье
Сердец и рифм - совсем никак не снов,
Никак не грез, мечтаний, предвкушений...
Бредово? зря... со знаками отличья             

Те полуночники : блаженный блеск в глазах,
И бледность, затрудненное дыханье…
И в амплитуде - торжество и крах...
Как будто бы в просторах мирозданья

Вдруг перекрыли кислород…Но их
Я видела таких...
 таких - любила!
И верится, сама бы победила               
Всех, отвергающих возлюбленных моих!

Не люди и не Ангелы – Поэты!
Не каста, не собранье,
А - родство!
Где кровное их душ перетеканье
Естественно, как праздник Рождество! (???? )

Эти стихи номинации, к сожалению, не подлежали по лексике: не совсем правилен оборот речи «СОВСЕМ НИКАК НЕ …», слабая рифма «соитье-отличья»,  и более чем странное заключение  «Естественно, как праздник Рождество!» («праздник РождествА»), но дело здесь не только в согласовании, а в смысле фразы:  празднование Рождества  естественно далеко не для всех землян )))  Тем не менее, стихи мне понравились по содержанию, а еще больше заинтересовали по форме. Здесь есть попытка использовать нестандартную рифмовку 3-ей строки катрена не с концом первой строки, а со словом внутри строки. Превращение катрена в неравностопный пятистрочник звучит великолепно!

(Я изменила авторскую запись текста в метрическую, чтобы показать вам рифмующиеся слова). К сожалению, автор создал пятистрочник только в 1,2,7 и 8 строфах, а в строфах 3, 4, 5 и 6 - обычный катрен.

В) Поэтический рассказ о поэтах или поэзии

Данная группа стихов написана в ином жанре - жанре поэтического рассказа. Здесь меньше необходимости в изысканной поэтической речи, но больше внимания - к связности изложения истории - прозаической основе стихов. Там, где я никак не комментирую текст, означает, что задача автором выполнена, стихи пригодны для номинации

№17. Петроглифы для любимой. Валентина Калёва

Когда-то, много тысяч лет назад -
Сидела пара на краю обрыва,
И нежно ветер ласковый лобзал
Косматые нечёсаные гривы.
Под ними не спеша река текла,
За горизонт закатывалось солнце.
Обрывки шкуры грели их тела -
Двоих прелестно-юных кроманьонцев.
Во всём была такая новизна -
Хотелось петь и хохотать дуэтом:
Их в первый раз ужалила весна,
И ждАло впереди шальное лето.
Наивная любовь была чиста,
Не знала сплетен и кривых ухмылок.
Мерцала неизвестная звезда,
И ночь блаженной темнотой укрыла.
Наутро парень долго высекал
Рисунки, в руку взяв тяжёлый камень -
И эти знаки на одной из скал,
Должно быть, были первыми стихами...

№18.  Твои стихи. Руслан Цвиткис

Твои стихи не строчки на листке.
Твоих стихов не сыщешь в Интернете.
Они везде - вокруг и вдалеке,
В лугах и в небесах, на всей планете.

Твои стихи - желанные слова,
Первоначало, стержень и основа.
Лишь ими - знай!- душа моя жива.
Вновь слышу я три самых главных слова.

Сказала: "Я люблю тебя!" - стихов
Пронзительней на свете быть не может...
Сознайтесь (я и сам не без грехов),
Поэты - разве зависть вас не гложет?

№19. Памяти неизвестного поэта. Владимир Кузнецов 20

На простывшем ветру, чуть присыпанный девственным снегом,
Ты лежал на земле с перебитой осколком спиной.
В приоткрытых глазах стекленело холодное небо,
И слеза на щеке застывала водою живой.

На подходе к холму тебя ВЫЦЕЛИЛ выстрел снарядный.
Разбросало вокруг ФОТОЛИЦА жены и детей,
Разорвало шинель, поломало приклад автоматный
И швырнуло к берёзам, промёрзшим до самых корней.

Ты ушёл воевать за родную страну в сорок третьем,
Неизвестный поэт, воспевавший берёзовый снег.
Невоенный совсем по отметке в военном билете
И по всей своей жизни. Наивный смешной человек.

Оставляя семью, ты заставил себя улыбнуться,
Избавляясь от плена неясных предчувствий плохих.
Ты любимым своим обещал непременно вернуться,
Непременно живым и прочесть фронтовые стихи.

Заметая следы смертоносной отчаянной брани,
Не найдя документов, в могилу швырнув автомат,
Упокоил тебя пожилой незнакомый крестьянин
И повесил табличку на крест: "Неизвестный солдат."

Дни текут чередой, растворяя последствия войн.
Время рушит мосты, города превращает в песок.
Покосившийся крест обвалился и стал перегноем,
Затерялся в траве ПОразмытый дождём бугорок.

Но, как скорбный салют громогласны, глухи и бесслёзны,
Поминаньем живым с беспристрастных слетая небес,
Над тобой прогремят синеватые майские грозы,
И осыплет свой снег благодатный берёзовый лес.

Неизвестный поэт, не воспевший пунцовые гроздья
Красно-жёлтых рябин и полей золотые огни,
Ты людьми не забыт... Ведь не зря зажигаются звёзды
На груди ветеранов в священные майские дни.

Будет свежий рассвет над холмами прозрачен и розов,
Будет птичий оркестр и парад исчезающих звёзд
В этот памятный день... Ведь не зря появляются слёзы
На обломленных ветром ветвях белоснежных берёз.

Выделила в тексте три слова, которые не особо понравились, но и не особо мешают…

№20. Кузнецов. Дмитрий Московский

По сути и по жизни - одинок,
В оценках – и безжалостен, и меток,
Он оценил мои двенадцать строк
В присутствии поэтов и ПОЭТОК.

Твердили все: «Да ты, в конце концов,
Пойми, насколько это необычно:
Впервые в жизни Юрий Кузнецов
Стихи чужие похвалил публично!»

Пишу об этом – и передо мной
Его монументальные творенья,
Где мысли окрыляют глубиной
На грани и за гранью исступленья!

Он не творил – взывал и призывал
Увидеть с ним изнанку мирозданья…
Я через двадцать лет расшифровал
Его НЕОБРАТИМЫЕ посланья…

И рассмотрел песок чужих дорог,
Иных миров расплавленное море…
И вздрогнул я, и уничтожил вскоре
Те самые свои двенадцать строк…

«Поэток» - это неологизм. Я не любитель их, но здесь это не мешает - ярко и понятно. Больше думала над смыслом фразы «Его НЕОБРАТИМЫЕ посланья…». Со смыслом её не определилась. ))) А вот содержание стихов замечательное. Речь здесь идет о Юрии  Поликарповиче  Кузнецове (1941-2003) - русском поэте и переводчике, профессоре Литературного института. Очень понравилась концовка стихов - она убедительнее, чем что-либо другое показывает  роль больших поэтов: «И рассмотрел песок чужих дорог, иных миров расплавленное море… И вздрогнул я, и уничтожил вскоре те самые свои двенадцать строк…»

№21. Родной язык - русский. Фрида Полак               

Бессонница-змея терзает душу,
Мысль подменяя грудой чепухи.
Открою сайт, её права нарушив,–
Слетайтесь в гости, ангелы-стихи!

Строка к строке – как нить, за словом слово
В цветном узоре крУжева сплелись.
Канва нежнейших чувств легла основой
Большой любви, с ней превосходна жизнь!

Но вот на фоне светлого сказанья
Небрежно проступил полыни сноп –
Подборкой фраз без знаков препинанья,
Без всяких правил – чей-то грубый «стёб».

Такой «формат», увы, сегодня в моде –
Невежды выбирают «новояз»,
Цинично, примитивно верховодят,
Бездарность выставляя напоказ.

«Все знаки – хлам, – сказал один «писака» –
Они мешают мысли излагать...»
Его б у восклицательного знака,
Как бунтаря, цепями привязать!

…Пусть у меня судьба теперь такая –
Жить от Руси в далёком-далеке,
По-русски говорю и размышляю,
Стихи пишу на русском языке.

Хочу, чтоб внуки речь не забывали
В любой стране, на краешке земли,
Чтоб Пушкина читать в оригинале
И без акцента говорить могли!

Хоть от ошибок никуда не деться,
Но признаю открыто, напрямик:
Родной язык, что мне достался с детства, –
Любимый, чистый, правильный язык!

А эти стихи (с мыслями автора  невозможно не согласиться!) - прекрасное заключение к к разбору конкурсных произведений  и предлог всем нам глубоко задуматься над фразой: «Невежды выбирают «новояз», цинично, примитивно верховодят, бездарность выставляя напоказ».

С уважением,  ваша Алкора.