Две судьбы свела война

Вячеслав Харитонов 2
   Страшное слово "война" застало Капитолину Ефимову в Челябинске, где она родилась и, закончив медучилище, продолжала образование в мединституте. А, как известно, все медики - военнообязанные. Вот и в родном городе при госпитале формировался автохирургический подвижной отряд. С ним-то и должна бы уехать на фронт Капа. Но, узнав о том, что ей осталось сдать последний экзамен, начальство похлопотало и добилось того, что девушка получила возможность закончить учёбу, после чего её как дипломированного специалиста в октябре 1941 года направили в Москву в резерв Главного командования. Пробыв там с неделю и получив соответствующую подготовку, молодая медичка отбыла на фронт в 54-ю гвардейскую стрелковую дивизию, обороняющую столицу, в качестве командира медико-стрелковой роты одного из полков.

   С этой дивизией и прошла она славный боевой путь, о котором красноречиво свидетельствуют, наряду с орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалью "За боевые заслуги", медали "За оборону Сталинграда", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина", не говоря уж о юбилейных медалях и памятных знаках, полученных в послевоенное время. Да и сама гвардейская дивизия, которую бросали на самые важные направления по всем фронтам, была удостоена наименования Макеевской ордена Ленина Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии.

   Конечно, память сохранила и суровые дни обороны города-героя Москвы, и жестокие бои под Сталинградом, и взятие таких цитаделей фашизма, как Кенигсберг, и само его логово - Берлин. Но с Макеевкой особенно много связано. И потому, что здесь были жестокие бои с огромным числом убитых и раненых, и потому, что сюда после Победы ежегодно съезжались ветераны дивизии в праздничные дни. Приезжала и Капитолина Ивановна с мужем Борисом Михайловичем Полубановым, бывшим замполитом батальона связи той же дивизии.

   А познакомились они летом 1944 года случайно. Шёл бой за местечко с названием Саур-Могила. Медики, расположившись в кустарнике, принимали раненых. И вдруг Капитолина Ивановна увидела, как один из санитаров, прихватив бинты, направился куда-то в сторону. Как оказалось, там ожидал его раненый капитан, стеснявшийся из-за своей "царапины" отвлекать медиков, хлопотавших среди бойцов, которым их помощь была гораздо нужнее. Ранение офицера, хотя и было лёгким, всё же требовало оказания помощи. Капитолина сама вынула пинцетом торчавший из раны в руке осколок и перебинтовала её. А капитан тут же вернулся в строй, приступив к своим боевым обязанностям. Но после этого они стали встречаться чаще, а взаимная их привязанность переросла в подлинное чувство.

   Расписались же они уже в августе 1945 года в Сызрани, где жила мать Бориса, эвакуировавшаяся сюда вместе с Людиновским заводом, и где должен был бы работать и он сам, получив направление после окончания Ленинградского электромеханического института. Но внезапно грянувшая война распорядилась по-своему. Дилеммой "быть или не быть вместе" они и раньше не мучились, а теперь и тем более, ведь жили они совместно в Бресте, где Борис продолжал службу, но уже не в связи, а в танковой части.

   Это была уже прочная ступенька к совместному счастью. А тогда... Сколько испытаний и лишений пришлось пройти будущим супругам, брошенным судьбою в горнило войны! Тысячи и тысячи раненых и увечных, обречённых доживать свой век инвалидами или же обрести вечный покой в братских могилах.

   Помнится, как при форсировании Днепра, когда бойцы дивизии уже заняли плацдарм, а полковая медсанчасть ещё находилась в тылу у Малой Липатихи, приходилось на волокушах, наспех сооружённых из прибрежного тальника, переправлять раненых на наш берег. По зыбкому, только что взявшемуся льду. Сколько погибло тогда ребят и девчат!

   Или ночью под Макеевкой, когда перевозили раненых на 17 повозках. И были внезапно обстреляны из зарослей кукурузы. Одну лошадь ранило, изрешетило дугу повозки, но, к счастью, людских потерь удалось избежать, свернув куда-то на окольную дорогу и, проплутав до утра, прежде чем удалось выйти к своим.

   А вот младшему врачу полка Л.Померанцеву, с которым Капитолина училась в одном институте, только на разных факультетах, не повезло уже под Берлином. Он также ехал с ранеными на повозке по лесной дороге и был обстрелян. Из лежавших в ней никто не пострадал, а его и ездового пули не пощадили. Похоронили парня в городе Цоссене.

   Полусонной настиг осколок авиабомбы и санинструктора Люду, ночевавшую вместе с подругами в летнем саду в селе Большое Мешково на Украине. Да и сама Капитолина Ивановна дважды получала лёгкие ранения в бедро и голень, а однажды её серьёзно контузило и засыпало землёй в щели, после чего она стала недослышивать на левое ухо. Но тогда это казалось мелочью, и большого значения этому не придавали.

   Немало подобных историй мог бы рассказать и Борис Михайлович, дослужившийся до подполковника и награждённый тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны и многочисленными медалями. Демобилизовавшись из армии, он приехал в Сызрань к матери, где и пошёл работать на завод, а его супруга - в медсанчасть. Знаменательно, что год спустя после Победы, 9 мая 1946 года, у них родился сын Юрий.

   Супруг поначалу работал в одном из заводских цехов, а потом его избрали заместителем секретаря парткома, а секретарём тогда был ставший в последствии первым секретарём обкома КПСС Е.Ф.Муравьёв.

   Капитолина Ивановна 36 лет проработала акушером-гинекологом, последние полтора года трудилась в здравпункте цеха №30. С 1992 года на пенсии. Борис Михайлович умер в 1984 году, перенеся три инфаркта. 14 лет после первого из них выхаживала своего мужа супруга. Сделала всё, что могла, но...

   Теперь её единственная отрада и гордость - внук Андрей, работающий технологом в ЗАО "Кардан" после окончания политехнического института и службы в армии.

   82 года за плечами Капитолины Ивановны. Но она не утратила интереса к жизни. Сама управляется по дому, выращивает рассаду для дачного участка, куда ещё года два тому назад хаживала пешком. А это полчаса ходьбы. Теперь ждёт автобуса. Но с уходом за овощами и помидорами управляется сама. Вот только вскапывать дачу ей не под силу. Выручают сын с внуком. Такова она - наша старая гвардия: скрипит, но не сдаётся!

     ФРОНТОВАЯ ЛЮБОВЬ
   Супругам К.И.Ефимовой
   и Б.М.Полубанову.

     Не могли и думать даже,
     Захмелевши без вина,
     Что петлёю мёртвой свяжет
     Две судьбы одна война.

     Две судьбы - одной медали
     Две чеканных стороны.
     О таком и не мечтали
     Вечерами до войны.

     Хоть и были "ахи-охи" -
     Не хватало глубины.
     Той любви наивной крохи
     Навсегда погребены

     По жестокой вражьей воле
     Возле дотов и "ежей"
     На бескрайнем ратном поле
     Средь воронок и траншей.

     Но назло смертям, средь пекла
     Не дающая пропасть,
     Птицей Фениксом из пепла
     Возрождалась ваша страсть

     Без наива и апломба,
     Лунных бликов и цикад...
     Ей навек верны вы оба
     С первой встречи по закат.

     А сведёт на поле брани
     Внуков злобный ворог вновь -
     Пусть и их смертельно ранит
     Не осколок, а любовь.

   Газета "Машиностроитель" №17-18(3453-3454) за 30 апреля 2002 года.
   Под заголовком "Войной мобилизованная" опубликована в книге "Славные дочери Сызрани". Сызрань. 2004 год. Стр.25-45.