Повитухи-архаичные ремёсла. Бабка Кашка

Эля Зелинская
Бабка Кашка известность имела широкую и  не только в селе Н*, где, казалось, она жила с первого дня  основания его, но  еще с  пяток близлежащих пользовалось её знаниями и умениями.
Кашка была повитухой, и дел ей на этом богоугодном  поле хватало. Сто лет назад бабы, как  говорил некий писатель, рожали много и охотно.

 В разных  местах страны, особенно в  пограничье,   требовался народ.  Понятия и традиции  были на стороне многодетных семей и средства контрацепции  в современном виде отсутствовали, аборты,  конечно,  были, но  частенько заканчивались смертью женщин,  и церковь тоже  не поощряла это*.
 
Бабка Кашка , сколько ее помнили, всегда была  повитухой, и, что называется,  этим даром награждена от  Бога. Кашкой прозывалась потому, что на РОДИНАХ-КРЕСТИНАХ говаривала  своим негромким характерным голоском « А вот бабкина кашка." Повитуха варила родильную кашу,  богатую и сытную, все участники семейного праздника  ели ее,  и обязательно шел спор - кто последний отведает, тот весело и  шумно разбивает на счастье ребенку горшок из-под каши. Так  и сохранилось "Бабка Кашка"


А что тут такого? Я знала человека с присказкой  «И горя мало». Алкоголик, имевший   поистине золотые руками и ум,  которые  он заливал водкой. Когда-то  у него была семья и  работа на морском судне, имя-отчество и фамилия.  Но алкоголь  вытащил его на сушу,  и теперь  он жил, если уместно это слово,    нанимаясь на любые работы по деревням. Он потерял все:  семью,   имя и фамилию и остался « Горямало». И как же это «Горямало» много говорило  о нем и его жизни.


Бабка Кашка несомненно имела имя – Александра. Но знали ее только Кашкой. Теперь все родильные-крестильные старинные обычаи и  обряды исчезли.  Ушли и родильные каши, непременный атрибут семейного праздненства, посвященного рождению ребенка,  отличающиеся от  постных каш на поминках или Рождество   своим  богатством – заправленные  маслом или салом и мясом, на молоке – чтобы жизнь ребенка была богатой.

Будоражила всех своей странной, скрытой, полной необъяснимых умений и знаний жизнью. Она жила одна всегда и  семью не завела, да и кто бы решился взять ее в жены?

_____________________________

* Были посты, и в храмах народу разъясняли, что пост он и для близких отношений пост. И  в году  достигали до 200 дней: пост Рождественский с 28 ноября до Рождества Христова – 40 дней, самый большой Пасхальный – 50 дней, Петровский пост в 2014 году. достигал 34 дня.  Спасы августа -  15 дней, помимо этого посты пятничные и в среду,  к примеру, в 2014 году было 190 дней-постов в году.
Церковь порицала нарушения предписаний и в   посты не венчала,  считалось, что дети,  зачатые в пост,  испытывают   в жизни все постные лишения – слабы здоровьем, болезненны, несчастливы, жизнь тяжела и трудна. И изучение демографических дореволюционных документов  приводит к любопытной статистике – детей спустя 9 месяцев после поста рождалось меньше.


Увлечена и занята своим делом была до беспредельности. Вид ее никогда не менялся – маленькая, тоненькая, с совершенно непроницаемым лицом и сильным взглядом ясных черных глаз. Прямо пронизывала, если пристально,  особенно смотрела, и казалось, насквозь  для нее  видно все-все, что  делаешь, думаешь и будешь делать и думать.

Ходили слухи, что она ведьма. В ее доме чистота и пустота, на взгляд людей зажиточных и озабоченных накоплением. Висели пучки трав, корешки, в склянках снадобья – что впрочем и понятно: принимать роды и помогать младенцу появиться на свет божий не каждый возьмется. Кашка умела лечить женщин и детей, и вообще много чего умела и знала  такого, что слабые пугались ее умений. Боялись, а бегали к ней и явно и тайно многие. И разве что-то скроешь от бабки Кашки?


Отношения между мужчиной и женщиной начинаются  просто – нечаянным взглядом, прикосновением, улыбкой или словом, а  приходят  к неизбежному   и сложному – к чувственной, физической близости.
Какими бы ясными или тайными не были  избраны  дороги в отношениях, но рано или поздно  женщины, а то и мужчины  обращались к  бабке Кашке.

Она говорила тихо, ровно, мелким,  каким-то завораживающим полутоном, и мало. Но если говорила, как золото сыпала. Слушать надо было не вполуха, знаете ли.
И  надо  сказать, что ее не только побаивались, но и чтили за  молчание. Умела она молчать, и была непроницаемой, что бы ни увидела и ни узнала, а память  изумляла своим превосходством.  Ну, слушайте, ведь через ее руки прошли почти все жители, потом их дети и внуки. Она только  взглянет и скажет кто и чей это человек, даже спустя  пятьдесят лет.


Только она,  как компьютер, помнила и знала истину, знала всю правду- кто и  чей, как случилось и почему.
Ну да, вот  носит человек, к примеру,  фамилию  Ларин. Да ни он, ни его отец не ведают, что истинный родитель Куроватов с другой деревни. С ним жена Ларина  тайно по лету  встречалась, когда ходила по грибы или за ягодой. Куроватова  осенью забрили в армию, увезли за тысячи верст и где после армии он остался. Он никогда не узнает о том, что у   него есть  продолжение. И  его неведомого  сына   сравнивают с дедом Лариной, другие находят сходство с  родней  самого Ларина:  «Смотри, уши ну точь в точь как у дядьки Петра», «Не, губы и походка - копия дед Матвей Ларин».

И только бабка Кашка знала, что Ларин  бесплодный от рождения, но благодаря ей, дети исправно у Ларина появлялись.  Двое были от   друга детства жены Ларина, который  жил в уезде, и  Марфа Ларина ездила туда продавать  на праздники творог и масло, сметану и яйца, оставалась ночевать у сестры, да вот встречался ей  этот друг Щепалов Митька, и  рад был  разнообразить свою жизнь. До него и не доходило, что у него двое сыновей на стороне.  И  зачем смуту вносить в семью и в жизнь людей.

 Ларина год прожила со своим и побежала к Кашке. « Помоги, нет детей, лечи». Та ей и сообщила,  что детей не будет. Но Ларин замечательный человек, хороший муж,  а потом превосходный отец,   и Марфа  Ларина это ценит и уважает своего мужа.  У нее два пути – жить с мужем без детей или с детьми, но вот с  такими. Ларина без детей жизнь не представляла и ее муж Ларин тоже. Ну и пусть себе живут. Об этом знают двое – Кашка и Марфа.  Жене Ларина уже не надо искать встреч с другом детства. Дети выросли и свои семьи имеют. Просто, да не каждая пойдет на это.


Другая просит  о  том, что бы ее дите родилось на месяц раньше. Кто поможет? Бабка Кашка. А этой надо, чтобы наоборот, дите появилось позже,  и бегут все к ней, могущественной и  таинственной бабке Кашке. И мы бы не сказали, что все просьбы выполнялись. Но как умело  она  убеждала – психолог она была природный.


В иной на первый взгляд благополучной семье со здоровыми мужчиной и женщиной дети – сплошь уроды рождались. И только бабка Кашка знала,   в чем причина,  знала и намекала самой женщине. Но толку было  немного.
Баба скрывала от всех истинную причину,  прятала  эту сторону своей жизни, впрочем не такую уж и редкостную – жертва в руках  жестокого мужа. И  была рабою из рабов. И не хотела она рожать детей от него, и прибегала к сущим инквизиторским средствам к себе, только это выливалось в уродства детей и приносило новые страдания.  Трудно порою понять  женщин.


А если бы деревенская дурочка  Васичка могла  понятно говорить и вообще общаться, то смогли бы  узнать , что ею с восьми лет  пользовались все,  начиная с деда и кончая братьями, не говоря о соседях. Природа лишила ее ума и подкинула  иного,  рано проявившегося, и  делавшего мужчин скотами. Да ведь это были ее родственники. Что она сказать могла кроме бля-бля-бля и мычания?


Кашка с непроницаемым лицом и с ушедшими вглубь глазами принимала ублюдков Васички, винила себя в том, много лет назад не себя слушала, а  мамашу Васичкину.  Двое детей  у сексуальной  Васички  - два деревенских дурачка,  дочь прибилась к  пьющему, побои да жестокость достались.   Сын Васички – несчастное существо,  бестолковое и ничего не умеющее. Старуха, глупая мать Васички,  замучилась с ними со всеми. Какова роль Кашки в том, что,  не смотря на использование Васички  мужиками и юнцами, детей она не рожала, никому не известно.


Каждая семья – это тайны, и порою такие, что если бы знал, волосы дыбом стояли. Но об этом молчала ведьма бабка Кашка.
Иной раз примет роды, держит в руках нового человечка, смотрит внимательно и что видит  там в этом крошечном тельце, головой  еле заметно качнет. Бабе только скажет, если сочтет нужным:
- Добрый сынка у тебя вырастет. Не люби, знаешь ли, его больше всех. Не ограничивай в его стремлениях.
 И все.Как понять?


Другая   родила  5-6 детей от дурного и вечно пьяного мужа и похотливого как козел,   и буквально с того света  ее  вытащили в последний раз от тяжелых родов,   не хотела  больше  рожать – этих бы поднять. И  свое желание высказала в сердцах, но не узнает никогда, что причина освобождения от кабалы  бабка Кашка. Но это редкие случаи. Бабка Кашка против Бога не шла, а без  его воли  и волос не упадет с головы.

Придет к ней девка, да одна ли приходила,  лица нет от горя – встречалась, любила,  поддалась чувству. А он бросил. Теперь дите будет, а не замужем. Все о позоре узнают. Что делать?  Жизнь себе сломала девка. Родители еще не догадываются, но это дело одного-двух  месяцев. Помоги, Кашка, все отдам…


- Моя ты детонька, Я бы уже в золоте жила. А тебе скажу  - все зря небом не дается нам, женщинам. Значит  тебе, чтобы осознать жизнь, себя понять  и что-то, надо пройти свой путь страданий и боли. Каждому дан свой путь страданий. Я научу тебя, что делать, но это не то, что ты ожидаешь.

Скажет,  сама смотрит пристально, ждет, как та себя поведет. Если слушает жадно, не трандит одно « избавь, избавь Кашка», то такое скажет, чего девка и не ожидает:
- Ты, хорошая моя,  приди и все,  как есть, скажи матери и отцу.  Все скажи. У тебя добрые родители,  покайся  перед Богом и перед ними от сердца. Ты кого боишься больше? Матери с отцом? Бога? Людей?

Пройди дитя мое, своим путем страданий и не бойся страдать. В страдании вся баба зреет. А покаешься – прощена будешь. Другой раз, зрелой, ты на скользкие дороги не ступишь.  Не это страшно. Ты будешь матерью, которая сама прощать научится, жестокосердной не станешь. А мать тебя не бросит. Только ты не злобься. Терпеливо снеси все. Да,  будет у тебя дите. Дети для матери не позор. Горя тебе от него не будет.  Увидишь. И еще -  не проси этого… кого любишь, ни о чем. Постарайся не видеть его, даже если любишь его. Может он,  пройдя путь к тебе,  что-то имеет в сердце – вернется. Не  вернется – разве об этом жалеть?


Говорит тихо, говорит, как паутинкой мягкой шелковой окутывает, и свое представьте, сделает.

А если девка слезами обливалась  и умоляла, Кашка  крестилась долго, молилась беззвучно.   Все спрашивает, спрашивает, кажется,  уже все выведала.     Нет,  еще вопросы подкидывает  потерявшей голову девке. И все видит. Всю будущность   одержимой страстями или  слабостями  девки. Крестит ее.  Та от страха трясется,  от непонятного взгляда бабки Кашки. И  Кашка побеждает или  девка  бежит к другой повитухе, что не взваливает на себя сомнения.


А бабка Кашка,  не раскладывая карт, знает, эта Полька еще 2-3 раза будет плод изводить травами, затем выйдет замуж за пьющего и глупого парня, хорошие таких девок  сторонятся , и станет  Полька   крикливой , жизнь необдуманная   вся в заботах и трудах, ни сна ни отдыха - болезни, злоба на мужика, на себя, на детей и все сама выстроила.


- А я тебе что говорила? Дверцу прикрой плотно, да никому не показывай, что у тебя есть и чего ты хочешь. Держи своих коней в узде крепкой. Иначе понесут, и уже несут… до беды. Молчи,  баба. Сама виновата.


Как к ней Танюшка привязалась – загадка. Танюшка – моя прапрабабка.  И тоже повитухой была, как Кашка.
Частенько к ней забегала и не боялась. Сказывали,  что тоже была черноглазая и очень наблюдательная. Принесет бабке Кашке домашнего гостинца от матери и себя и  «можно, я побуду у тебя, у тебя так хорошо». И смотрит внимательно, как Кашка над травами и снадобьями колдует. Вообще-то пошло все после того,  как бабка вылечила Танюшку от болезни.


Кашка и не старалась учить.  Сама поймет,  если надо. Да и мать Танюшки как-то обмолвилась, что она чтит и уважает Александру Егоровну больше всех, как никого, но пусть ее дочь выберет иной путь и сама решит об этом. Самоотверженность эта ни к чему девчонке.
- Жаль. Есть в ней тяга и Господь одарил ее немало. За много лет первая такая, которой бы я передала,  что имею и знаю.
На это мать Танюшки,   улыбаясь.  отвечала:
- Разве ты или я должны приказывать ей?  Сама  выберет.
Танюша выбрала Кашку.

Как- то Танюша спросила бабку Кашку:
- А как ты стала повитухой? Кто тебя научил всему этому?
- А другая такая же повитуха.

Когда Кашке было лет восемь или десять, она,  будучи старшей в семье,  помогла матери разрешиться от бремени, причем  учиться не у кого было, а  все как надо делала. Пока  отец приехал из леса, да повитуха пришла,  девчонка уже запеленатого держит. Повитуха заметила, что девчонка не боится, не глядит на тайны деторождения глазами  любопытными,   а спокойна и  довольно толково и умело помогала, а как радовалась  человечку, своему братцу,  закричавшему и заявившему о себе.


- Как ты решилась, детонька моя?
- А я у кошки котяток принимала уже. А их было семеро!  И с мамкой теленка у Середки. Все рожают почти одинаково, какие хорошенькие они!

Поняла, что ей от Бога дано. Стала брать ее с собой после разговора с матерью к роженицам. Рожали в некоторые периоды по несколько баб в день. Почему? В те времена посты соблюдали и бабы верили, если дите зачато   в пост – ждут его худая и постная жизнь, полная лишений, как и сам пост. Вот и нагоняли в иные дни, церковью разрешенные.

- Не ведомо мне, почему так, от Бога все идет, когда плоду надо завязываться,  когда нет. Ты  смотри на все живое – зверь весной свое потомство производит.
От греха, в грехе – грех множится, несчастный человек в жизнь идет и все ему тяжело и трудно дается. И не понимает почему. Родители…

В самом начале приобщения к своему мастерству взяла  Кашку, еще Александру с собой к одной роженице.  А идти надо было на дальнюю прибрежную улицу. Уже стемнело. Повитуха  Домнушка  все наставляла. Привычка у нее была такая говорить полушепотом,  кратко и  не частила, своеобразная  была речь и много в ней слов,  ласковых к бабам,  возможно,  бабка Кашка  и ухватила ее манеру  говорить. Подходят к хате уже в полной темноте. Домнушка остановилась и говорит:


- Подойди к темному окошку, детонька. - указывает  на оконце  совершенно без признаков света  внутри дома, а Домнушка,  дескать,  покараулит,  чтобы никто не заметил.  Кашка взглянет и скажет, что увидит в там, в хате-то.
Александра смутилась сначала:

- Не бойся, я ж рядом.
Кашка думает,  что там,  в темноте увидишь. Вот на другой половине избы  окно светится, лампа горит, роженица ждет.
Но все сделала, как повитуха велела. К крайнему окошку приникла,  в темной глубине дома   увидела  в сумраке комнаты,  как вечером бывает или наутро,  с балки  веревку, на ней  повешенного,   парня  лет 18-19. Кашка от ужаса рот рукой закрыла и отшатнулась.

- Не бойся, детонька,  не бойся ничего.  – Домнушка отвела девчонку от окна.
- Ну,  что ты там увидела? – А Кашка - девчонка руками похолодевшими вцепилась в Домнушку.
- Там парень повешенный... висит.
- А еще что?
- Как будто утро раннее или вечер. Домнушка,  кто это? У них нет ведь парней,  я боюсь.
А Домнушка успокаивает. Не бойся. Да. Нет парней у них, но мы с тобой поможем ему родиться.

И рассказывает, если повитуха хочет узнать судьбу того,  кто родится, надо незаметно подойти  перед самым рождением человека  к темному окну и взглянуть внутрь дома. И если у нее есть этот дар – повитуха увидит все:  и  кто родится и какой будет жизнь и  даже смерть человека, как сегодня.


-И что же, Домнушка, мы что скажем матери про то, что увидели?
- А ты как думаешь?
- Никогда, ни за что – шепчет Кашка. – Разве  можно такое?

- Истину говоришь. Тебе Бог дал такой дар – видеть и знать. Не каждой повитухе это дается. А тебя Господь любит. Да все дело  в том, что  бы ты не увидела и не узнала, но подумала, а надо ли людям знать об этом.

- И что, это всем так?
- Да,  детонька, перед рождением, как в смертный час перед Богом,  вся жизнь пробежит. Но об этом никто не знает,  кроме нас
-И ты что,  все время смотришь в окна?
- А ты как думаешь? Сама видишь, а  надо ли,  девонька,  знать это. Но иногда  приходится. Не всегда  получится в окна заглядывать.


- Нам, Домнушка, надо. – Вдруг твердо  сказала Кашка. – Ты можешь сказать, а сильно ли картинки при рождении отличаются от той жизни, которой живет человек?
Помолчала Домнушка. Затем шепчет еле слышно:

-  Если хочешь быть настоящей ведуньей, хочешь много знать и уметь, что простые люди не никогда не узнают и не смогут понять смысл скрытых вещей,  ты права.Надо. Верно ты ухватила. Но как бы страшно при видении не было, это только видение.  Призрак будущей жизни,  а по правде там никого нет.


- Теперь я  понимаю, почему вы никогда не плачете. Вы все знаете. И готовы ко всему. Вы про всех знаете все?
- Пойдем, детонька моя, ждет нас роженица, ей пришло время рожать.  Пусть она ничего не узнает.
- Да,  Домнушка, людям не надо знать будущее. Если ей скажем, мы им жизнь переломаем,  пусть живут,  как смогут.
Домнушка погладила девчонку по голове.


- Много тебе дано, детонька,  много.
Они вошли в дом,  на столе  стояла керосиновая лампа,  их  ждала роженица, это был ее второй ребенок.  Девочка 3-х лет спала за печкой, в другой комнате беспокойно муж вскакивал и ходил. Да старики свекор со свекровью  волновались, выглядывая.


Роды прошли нормально,  и здоровенький мальчик  огласил мир своим появлением и как радовались  все. Отец держал мальчика на руках,  пока Кашка обмывала его,  а Домнушка еще возилась с роженицей за занавеской. Кашка глядела на младенца,  ярко  закричавшего от первого вздоха, и сердце ее словно закрывалось каким-то слоем скорлупы - защиты от   не по ее воле возникших картинок. С годами этой защитный слой становился  толще и помогал ей выживать и  глядеть на все,  понимая.


Затем много всякого было необычного, удивительного или даже пугающего,   как этот день был первым взглядом  ее с другой стороны жизни.
Она не наблюдала потом за тем, как рос мальчик, хватало других дел и событий. Но через 17 лет услышала,   что у тех- то  парень такой хороший был и повесился. Влюбился в девицу, которая не пришлась по нраву родителям,  они своему  любимцу, красавцу  другую подыскали – времена были такие. А он не нашел сил и слов убедить мать с отцом.



 Ох, как много  ведомо Кашке,  и кто об этом знал кроме нее? Имела ли право повитуха Кашка менять картину чужой жизни? Может,  только посоветовать  взять нитки поярче,   да не такие суровые и грубые,  а шелковые тонкие да  яркие,  и твоя картинка жизни засверкает красками живого дня.
Да и что с того? Мало ли что шептала тихо Кашка и много ли  кто слушал ее?


 Сейчас таких повитух нет, женщины  стоят на учете и рожают в специализированных центрах. И это хорошо. Наука  побеждает в споре с интуицией и древними  традициями.
Нить необычных знаний  прервалась. Родники  древних знаний забыты и  неведомы, их  засыпают мусором,  грязью и этого человек тоже не замечает.
Из огромного древнего богатства природных знаний родильных обрядов и обычаев сохранилось  мало что.
Исчезли и  повитухи. Кашка передала свои умения Танюшке,  а  на Танюшке закончился век древней и очень нужной до недавних времен  профессии или ремесла и  мало кто  теперь знает,  а что делали повитухи, и почему их так звали.

Но кое что сохранилось и кое-что мы собрали.