Вокруг Пальмиры

Андрей Леонидович Климов
В Питере, в Северной Пальмире, на Лахтинской улице прошлым летом, в августе уничтожили барельеф Мефистофеля на фасаде одного из домов начала 20 века. В сирийской Пальмире в том же году боевики, террористы  взорвали храм Ваала. К тому и другому событию возможны разные подходы. Россия собирается восстановить храм Ваала в Пальмире; ещё одно событие из той же серии. Вариантов имен Ваала, между прочим, много; один из них, встречающийся в Библии, - Вил, или тот самый ВИЛ, чья мумия лежит в мавзолее на Красной площади, в Москве. Тогда становится понятным, почему нынешняя кремлёвская власть кидается восстанавливать храм Ваала в Пальмире, храм, посвящённый одному из самых мрачных и страшных языческих культов, который широко практиковал человеческие жертвоприношения, особенно жертвоприношения детей, коих сжигали в угоду мерзкому демону. Московскому демону с Красной площади  по сей день тоже приносятся человеческие жертвы; весь русский народ брошен в печь, и пошёл на прокорм ВИЛу. Кремлёвские власти явно оберегают московский культ ВИЛа, иначе откуда такая забота о храме Ваала в Пальмире?

Если отвлечься от культурной значимости того или иного исторического объекта (ведь не всё же, в конце концов, исчерпывается культурной ценностью, есть ещё и нравственные, и духовные ценности), то останутся соображения иного характера, скажем, исторической памяти добра и зла. К примеру, сегодня то и дело раздаются голоса, требующие убрать с Красной площади мавзолей Ленина. Предположим, в силу каких-то причин и обстоятельств, мавзолей будет разрушен. Наверняка, определённые общественно-политические силы России станут требовать восстановления разрушенной «святыни», как исторического и культурного памятника, неразрывно связанного с российской революционной историей первой половины 20 века. И, собственно говоря, такое требование будет вполне обоснованно и понятно; но в то же время найдутся и такие, кто будет отстаивать и другие подходы к проблеме исторических памятников и культурного наследия.

Когда в Питере одни уничтожили барельеф Мефистофеля (демона зла) на фасаде старого дома, другие обвинили их в мракобесии и варварстве за разрушение культурно-исторического памятника прошлого. И как в данном случае определить, кто был прав? Те, кто видел в барельефе Мефистофеля, прежде всего, образ вселенского зла, транслирующего в наш, земной мир энергию тьмы и разрушения, или их оппоненты, поборники сохранения наследия прошедших веков, независимо от их нравственной и духовной подоплёки?

Думается, что примирить противоборствующие стороны никому и никогда не удастся, ибо каждый из нас сознательно или несознательно стоит на стороне добра и света, или же на стороне тьмы и зла. Третьего не дано. А историческое наследие, помимо его исторической и культурной значимости, тоже не выпадает из прокрустова ложа света и тьмы, хотя долгая череда прошедших веков и имеет способность окрашивать прошлое в розовые цвета.