Греция. С Любовью о Греции и о Море

Георгий Радуга
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА: СОЮЗ ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ

" Итак, от этих занятий вся Италия наполнилась философами и мудрецами, и, будучи раньше страной неизвестной, позже Она, благодаря Пифагору, была названа Великой Грецией, и у них  явилось весьма много философов, поэтов и законодателей..." 
    Ямвлих (ок. 250- ок. 330) – автор сочинения «Жизнь Пифагора»

И если говорить нам о «старушке Европе», то здесь несомненно, что именно Древней Греции уготовано было стать колыбелью европейской цивилизации.

Само географическое положение Греции, омытой морем и рассыпанной в море, определило ей эту великую миссию (см. КАРТУ). Море издревле играет огромную роль в истории человечества: оно не только даёт пропитание, но и дарует общение людям. Море не только благотворно действует на ум одного человека, но и поддерживает сознание общности у группы людей – народа и нации – и тем самым содействует развитию национальной культуры. Море объединяет людей и зовёт их в дорогу. Не случайно одно из древнегреческих названий моря означало дорогу.  И не от древнегреческого ли « понта» (море) проистекает русское слово «путь», и когда говорят сейчас современники «возьмём для понта», они, возможно, забыли уже, что когда то  говорили тем самым, возьмём в путь, в дорогу, всё необходимое! Итак, Друзья, возьмём всё необходимое нам из Древнего мира, чтоб применить на практике в настоящем!

   Но особое море – Средиземное. Оно омывает сразу три континента. Его лазурные воды ласкают и согревают всё живоё.  И  уж вовсе уникальна и неповторима  его восточная часть – Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией. Во всём Эгейском море нет точки, удалённой от суши – будь то материк или ближайший остров – более чем на 60 км., как и во всей Греции нет места, отстоящего от моря более чем на 90 км.

   Россыпи островов, больших и малых, покрывают Эгейское море. Не успеешь отплыть от одного из них, как на горизонте появляется второй, затем – третий. Круг Киклады( гречес.  КРУГ) – острова Киклады образуют вытянутый круг, обрамляющий остров Делос – вершины некогда ушедшего под воду горного хребта – и небрежно разбросанные Спорады(гречес. Рассеянный, отдельный)  создавали идеальные условия для древнего мореплавателя, для которого упускать берег из виду было безумием. Эти острова стали опорами незримого моста, связавшего Азию с Европой…  (Добавлю, тогда не здесь ли находился 1 из Центров  и Окружных Систем Городов утонувшей Атлантиды, мы знаем, что у нее было много и других  Центров в мире на земле, так и после потопа атланты потом ушли в Египет и в Гималаи и в др. районы мира, это уже не ТАЙНА)
    
   Эгейское море для древних греков – это не просто ловли кефали или сардин, но это и ПУТЬ к иным народам и иной культуре, это ДОРОГА к невиданным произведениям искусства и сказочным восточным богатствам, это ОКНО в неведомый мир Знаний, хранимый скупыми на слова восточными мудрецами. МОРЕ – это путешествие в волшебную страну чудес, дорогу в которую указывают ЗВЁЗДЫ.
   Начиная с 8 века до нашей эры у каждого большого города-государства Эллады появляются за морем свои колонии. Эти отростки сильного эллинского древа появляются всюду: в Южной Италии и по берегам Южной Галлии, в Иберии и Северной Африке, в дельте Нила и на далёком Понте Эвксинском (Чёрном море), где только один Милет основал около сотни поселений.

    Но – и в этом источник греческого гения – открывая в плаваниях новые земли, вступая в прямые контакты с великими восточными цивилизациями, греки умели найти в себе способности усваивать их уроки, а не отмахиваться от них. Греки не только впитывали мудрость великих учителей, но и творчески преломляли её, а главное – сказочно обогащали.
«Что бы эллины ни перенимали от варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства»  (Платон «Эпиминос»). Вот почему именно восточные греки, и прежде всего ионийцы и эолийцы, заложили основы философии (Фалес из Милета), математики (Пифагор с острова Самоса), лирической поэзии (поэтесса Сапфо с острова Лесбос). Так зарождалась новая оригинальная культура, так по незримому островному мосту перетекала в Европу древняя восточная мудрость.

  Но и материковая Греция, изрезанная горными хребтами и глубокими долинами, походила скорее на группу островов, на каждом из которых протекала своя жизнь. Горные кряжи, будто стены крепостей, защищали жителей долин от смертоносных вихрей завоеваний, беспрепятственно  проносящих над беззащитными равнинами. Сама  богатейшая природа способствовала возникновению в Греции сотен обособленных городов-государств (по гречески полисов, полис – город ), цепко державшихся за свою политическую и хозяйственную независимость.

   По крутой тернистой тропинке (греки не любили обходных путей и прокладывали тропы напрямик, высекая ступени в скалах) можно было подняться на ближайшую Вершину и окинуть чистым взором всё своё государство, лежащее внизу в долине.  По другую сторону хребта, в другой долине, притаилось уже другое государство …

 (продолжение следует)