Путь на Парнас

Татьяна Стукова
               
Стихи я начала сочинять еще в школе, лет в 14-16.
Возможно, повлияла манера выдачи книг в наших городских библиотеках, детской, школьной и взрослой.
В нагрузку к трем художественным обязательно заставляли выбрать или книгу стихов, или что-нибудь по естественным наукам. Библиотеки, таким образом, выполняли план по книговыдаче книг разных отделов и др., а я приобщилась к чтению стихов и много интересного узнавала о природе. Потом это все в работе очень пригодилось.
В свободной торговле книги тогда покупали только по блату, дома их было не так много, зато были доступны библиотечные. Читала я запоем все свободное время.
Так как я брала книги на свой и на два родительских формуляра**, 12 штук на неделю, у меня все старшие классы было что почитать, кроме учебников.
Многие из ныне изучаемых в школе поэтов тогда были запрещены. Высоцкого, например, мы читали в тетрадках у друзей, в основном, или слушали пластинки «на костях», о некоторых авторах даже и не слыхали.
Больше всего мне нравились стихи Лермонтова, Маргариты Агашиной, Леонида Мартынова (стало интересно сначала, что мог сочинить однофамилец убийцы Михаила Юрьевича), Вероники Тушновой, Ольги Фокиной, Дмитрия Кедрина... В школе читали классику, для себя искала лирику, записывала в блокнот.  Некоторые стихи помню до сих пор.
А, (как говорят маститые поэты – «Учитесь, читайте классику»), когда много стихов читаешь, можешь нечаянно и сам заговорить в рифму. Вот я и заговорила.
Смутно помню только об одном опусе. Это было абсолютно глупое стихотворение, вернее, рифмованные строчки о празднике Октября, воспевающее революционный порыв рабочих и матросов, роль партии и Ленина и т. п. Но дли-и-и-нное...
  Рядом стихов никто не сочинял, и вскоре меня послали в областной центр, в Волгоград, на встречу юных дарований для получения грамоты за участие в конкурсе.
Там я впервые услышала живую музыку – Бетховена, «Лунную сонату», встретила живого поэта Маргариту Агашину, автора песни «Растёт в Волгограде берёзка». Да, и увидела «живого» Ленина – между рядами из зрительного зала прошел на сцену актер в образе.
Почему это все запомнилось?
Ведь в нашем детстве почти не было телевизора, мир был несколько ограничен рамками села, города. Хотя я уже успела до этого попутешествовать по стране, о чем уже писала, (http://www.proza.ru/2016/01/31/2481 , http://www.proza.ru/2016/02/12/1857), и в Крыму побывала, в Артеке, о чем еще не успела рассказать.
После этого творческие способности надолго угомонились. Мне кажется, я не сочиняла больше стихов ни в школе, ни в институте, кроме как прибауток уже для своих детей и сказок для них же.
       Потом я долго работала учителем в начальной школе. Иногда приходилось придумывать стихи, загадки для детей, ваять надписи для различных конкурсов. Очень редко появлялись стихи для души.
Где-то в начале девяностых годов мои стихи о природе и о жизни начали  печатать в районной газете. Тогда она выходила три раза в неделю, хватало места и для творчества сельских авторов. Там были напечатаны мои сказки и басни для детей и взрослых, «Азбука природы» - короткие рассказики о животных, растениях края.
Сейчас наша районка видит свет раз в неделю, страница на программу, полстраницы на рекламу – не до поэзии. Местные газеты ведут трудную борьбу за существование, им уже не до творчества, хотя бы жизнь района охватить.
Не до стихов и сказок.
Но, благодаря газете и школьной проектной деятельности, есть надежда, что скоро выйдет сборник стихов наших районных поэтов. (В честь года литературы – 2015.) Группа энтузиастов (учителя района с учениками) собрали все газетные стихи, нашли даже те, о которых забыли авторы. Ученики ходили к местным поэтам, знакомились, записывали интервью. В результате получилась электронная поэтическая книга района – «Стихи самойловских авторов», в которой есть и мои стихи. А вот с бумажной версией проблемы: сначала горячо взялись за дело, собрали материал, нашли средства и все. Опять выходит  по-нашему, по-русски – хотели как лучше, а получилось... подобные планы уже строились теми же людьми. Если книга и появится, мне внести в свой рассказ уточнения и изменения недолго.
А недавно принесли мне авторские экземпляры сборника «Вдохновение, творчество мастерство»: / Саратовское областное отделение общественной организации «Педагогическое общество России».– Саратов: Сарат. обл. отделение общественной организации «Педагогическое общество России».– 2016–159 с. 800 экз./,
Пусть  мелкими буквами, но на хорошей бумаге и не за мой счет там напечатано несколько моих «произведений»:
Там, где ивы баюкают речку…  19 стр.
Тому, кто может сочинять стихи… 20
Сочиняла  нескладушки… 20
Я Пушкину завидовать не смею … 20
Сказка про избушку на курьих ножках… 21
Яшкины сюрпризы… 22
Курс лечения… 27-31.
Пустячок, а приятно. Спасибо саратовскому педобществу.
Еще раньше, в 2009, в юбилейном пушкинском году, по одному из наших с дочерью стихотворений напечатали в сборнике «Венок Пушкину». За этой книгой пришлось ехать в Саратов еще с тремя «поэтессами» из нашего района, чьи стихи так же были опубликованы в этом «Венке». Причем одна из них, юная девушка, написала ни много, ни мало – продолжение романа «Евгений Онегин». На торжественном мероприятии всех похвалили, лучших наградили, авторы прочитали свои произведения и уехали домой с книгами – первыми, а может, и последними, в которых напечатаны были их произведения. Не любят у нас сейчас издавать поэтов, слишком их много развелось.
Но нам, графоманам, точнее, графоманкам, хочется, чтобы нас читали, иногда хвалили. И все мы как-то потихоньку собираемся на поэтических сайтах, таких, как Стихи.ру и еще десятке других.                И я там оказалась в конце  2015 года.
Появившиеся читатели подтолкнули к написанию новых стихов, и для детей, и для взрослых. И вот понеслось. Почти каждый день пишется по стихотворению, в голову приходят какие-то поэтические мысли. Правда, рифмы попадаются типа РОЗА – БЕРЁЗА, но, перефразирую известные строки Маяковского, «если люди тебя читают, значит, это кому-нибудь нужно».
Обычным люди, не умеющим слагать стихи, «высокой страсти не имеющим для звуков жизни не щадить», мои стихи чаще нравятся. Но на СТИХИ.ру – все уже ПОЭТЫ!, все сами умеют отличить ямб от хорея и чужих стихов просто почти не замечают. У меня даже родилось маленькое стихотворение об этом:
Щенок лопоухий ворвался
В компанию взрослых собак.
Он лаял на них и кусался,
И рядом в траве кувыркался,
и на вожака он бросался,
но был не замечен никак.
Поплёлся он прочь без оглядки –
-У них тут другие порядки-.
Конечно, щенок я давно не лопоухий, да и вожаков в той стае не обнаружила, но и замечена не была, в основном, никем. Слишком там много стихов, буквально, миллионы. Есть настоящие стихи, от души и сердца написанные, есть заумные, просто игра слов, в общем, на любой выбор. Чем мудренее мысли и рифмы у авторов, тем они более популярны на сайте.
  Я нашла на этом стихирском парнасе *  для себя маленький уголочек, несколько сотен своих читателей и достаточно. Сайт Стихи.ру помог навести порядок в моих разбросанных по тетрадкам записях. Уже сейчас можно выпустить пару книжек моих так называемых стихов, за свой счет, разумеется. Но пока хоть и хочется, но не можется, есть много других неотложных финансовых надобностей.
Эй, спонсоры, где вы, ау!
Помогите юному шестидесятилетнему дарованию. А впрочем, не надо. Обойдусь... Не такое уж я и дарование, скорее, графоман***-ремесленник. Работа была такая, научила сочинять.
 

* -Парнас — гора в Греции; в мифологии — место пребывания муз, в античной и европейской культуре — символ поэзии, поэтического признания (например: «занял место на литературном Парнасе»)  (Википедия), 

** Формуляр - Формуляр — библиотечная учётная карточка, в которой занесены... данные читателя, (Википедия), проще карточка читателя в библиотеке

*** Графоман – книжн.  – тот, кто страдает графоманией, патологически стремится писать, не обладая соответствующими способностями, талантом. https://ru.wiktionary.org/wiki/