Рафаэль Менгс. Портрет Иоганна Винкельмана

Елена Грислис
                "Единственный путь для нас сделаться великими - это               
                подражание древним". И.Винкельман.


                ИОГАНН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАН (нем. Anton Raphael Mengs; 22 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия — 29 июня 1779, Рим) — знаменитый немецкий историк и теоретик искусства. Его творчество пришлось на эпоху классицизма, поворот к которому был связан именно с ним.

             Известно, что Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. С именем Винкельмана, провозгласившим древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества, связан протест против искусства барокко и рококо, которое он отказывался принимать в сравнении с искусством Высокого Возрождения. 
               
               Главное произведение Винкельмана "История искусства древности" (1764) стало первым исследованием, в котором рассматривается история искусства как процесс, в котором приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления». Затрагивается вопрос и об эволюции стиля, идущей в ногу со складом мыслей по мере новых форм хозяйственного развития. В Греции издревле уважали художников, способствовавших распространению и применению предметов искусства. 
 

                В 1775 г. в Дрездене вышла работа Иоганна Винкельмана "Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре", которая произвела огромное впечатление на современников и создала предпосылки для развития неоклассицизма.  Главной задачей искусства должно быть «прекрасное», сущность которого заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Все это он видел у греков времен Фидия и Праксителя, когда счастливо совпали милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера.


            Такой поворот "к грекам", или неоклассицизм стал проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Многие деятели искусства восприняли как основополагающий тезис Винкельмана о существовании  только одной красоты, имеющей вневременное значение - заложенной в самой природе. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать.

                АНТОН РАФАЭЛЬ МЕНГС (нем. Anton Raphael Mengs; 22 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия — 29 июня 1779, Рим) — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Менгс был первым, кто попытался воплотить идеи Винкельмана в живописи. Сблизившись с ученым и просветителем, Менгс стал убежденным приверженцем его доктрины и воплощал его теорию в своих исторических полотнах.  Менгс, прекрасный знаток античного и современного искусства, вслед за Винкельманом проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам. Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения.


                Его книга, посвящённая Винкельману Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые — Цюрих 1762, переиздано 1765, 1774, 1788) использовалась во многих академиях как учебник. Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки. Он призывал соединить античную красоту с лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана и Корреджо. Следование великим мастерам прошлого художник считал единственным путём достижения идеальной красоты, той, которая не существует в природе, а является результатом отбора самого наилучшего. 

                При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского. Менгс стремился прежде всего к красоте форм и к соблюдению точных правил композиции, законов светотени и определенных приёмов живописи масляными красками, фресковой росписи, техники акварельного и пастельного рисунка.

                И не только он.  Винкельман также оказал огромное влияние на  формирование дарования знаменитой немецкой художницы - Музы галантного века АНГЕЛИКИ КАУФМАН. Она немедленно познакомилась с ним, как только оказалась в Риме. Научный авторитет этого историка и археолога в Европе  в то время был очень высок. Его находки при раскопках в Помпеях и Геркулануме открыли перед восхищенной девушкой античное искусство. Это совершило переворот в её художественном  мировоззрении в сторону классицизма. Она написала также его портрет.


               Из Милана приехала в Рим.
               Так хотелось  признанья  и благ!
               Её встретил  причудливый ним,
               С древним  свитком в  учёных руках.
               
               Это был  ИОГАНН  ВИНКЕЛЬМАН  -
               Археолог,  культур полиглот.
               Ангелика,  пройдя  много стран,
               КЛАССИЦИЗМА прияла полёт.

               Ей понравился сказочный мир
               Мифов древних,  легенд без конца.
               Битв и  празднеств  загадочный пир, -
               Всё, чем полнились  греков сердца.

               И могучей античной рекой
               Полились откровенья на холст:
               Афродита,  Парис молодой
               И... Елены краса в полный рост!


                Из поэмы "Рука и сердце Ангелики. Картины жизни".
                Картина 3. УРОКИ  КЛАССИЦИЗМА.


*    *     *


           Что же касается, художника Рафаэль Менгса, то его сегодня ценят, в первую очередь, как первоклассного портретиста.  Менгс умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели. Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Климента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании и императрицы Екатерины II. Его по праву можно считать одним из последних мастеров барокко.

          Слава же "первого неоклассициста", каким он сам себя называл, не пережила его, она угасла вскоре после смерти. В XIX веке Менгса считали «холодным и неискренним», тем не менее отдавая должное ему как портретисту. И портрет Иоганна Иоахима Винкельмана, выполненный им в 1774 году является ярким свидетельством его большого таланта. Думаю, именно он обессмертил художника.



__________________


                Антон Рафаэль Менгс.  Картина "Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана". Германия, 1774год. Доска, масло. 67 X 53 см. Санкт-Петербург. Эрмитаж.