Н5-1 Весна на Заречной улице

Изида Фант
Под стихами указаны:
поэт
композитор
исполнители

ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ

к/ф "Весна на Заречной улице", 1956, Одесская к/ст. Реж.- Феликс Миронер,
Марлен Хуциев. Цветная версия - 2010 г.

Когда весна придёт, не знаю,
пройдут дожди, сойдут снега,
но ты мне, улица родная,
и в непогоду дорога.

На этой улице подростком
гонял по крышам голубей
и здесь, на этом перекрёстке,
с любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил,
моя душа полна тобой.
Зачем, зачем на белом свете
есть безответная любовь?

Когда на улице Заречной
в домах погашены огни,
горят мартеновские печи,
и день и ночь горят они.

Я не хочу судьбу иную,
мне ни на что не променять
ту заводскую проходную,
что в люди вывела меня.

На свете много улиц славных,
но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
родная улица моя.

Алексей Фатьянов
Борис Мокроусов
Николай Рыбников (к/ф), Гарик Сукачёв и Пётр Тодоровский, Михаил Михеев и
Алексей Волков (концерт общественной организации "Дети войны", 24.1.2013),
Алексей Гоман, Борис Гребенщиков, Заур Тутов (1999).


КОММЕНТАРИИ (ютуб, сайт Б.А.Мокроусова):

- Все знают и любят фильм режиссёра Марлена Хуциева по сценарию Ф.Миронера
"Весна на Заречной улице". Все, конечно, сопереживали его прекрасным героям. Вы-
шедший на экраны в 1956 году, он стал поистине золотым фондом советского кино.
В Одессу, где проходили съёмки, были приглашены Борис Мокроусов и Алексей Фатья-
нов, где произошло их знакомство с актёрами: Н.Ивановой, Н.Рыбниковым, П.Пугачё-
вой и другими.
Изучив сценарий и переживания героев, композитор написал несколько вариантов ме-
лодий, из которых был выбран один. Фатьянову пришлось серьёзно потрудиться над
текстом...
Песня особенно понравилась Николаю Рыбникову. Молодой актёр, только что окончив-
ший ВГИК, и песня, исполненная им, помогли друг другу в их дальнейшей судьбе. Он
оставался верен ей до конца жизни, оборвавшейся в 1990 году.
(с сайта Мокроусова)

 Марлен Хуциев:
- Композитор и поэт сумели разглядеть самую душу, образную суть будущего фильма.
ВЕСЬ ФИЛЬМ В ЭТОЙ ПЕСНЕ.



- Красивая песня, красивые люди, красивое кино и что-то такое доброе-доброе,
щемящее сердце.

- А ведь только 10 лет прошло после страшной войны. Вся Украина была сожжена до-
тла. И за 10 лет, ко времени создания фильма, всё восстановили: Днепрогэс, заводы
в Запорожье. Время было трудное, но народ на этом не зацикливался. Все верили,
что трудности эти временные. Гордый был народ. Это был народ победителей.

- Ведь всё же правда! Всё это строили обычные люди - конструкторы, инженеры,
рабочие. И жили как обычные люди, планировали, думали о завтрашнем дне. Не "ус-
пешные бизнесмены", не "талантливые банкиры", не "крутые менты"... Как же много
мы потеряли!

- Это строили мои мама и папа, свёкор и свекровь. Нам с мужем по 60, а до сих
пор слёзы на глазах. Фильм, как книга, настольный.

- В 1967 году мои папа и мама - комсомольцы - приехали осваивать Каракумы, нашли
газ и основали посёлок Газ-Ачак. Я там родился и горжусь этим. Моя Туркмения,
цвети и расцветай!

- Уважаемые друзья, а вы знаете о том, что прежде, чем сыграть эту роль, Николай
Рыбников несколько месяцев специально проработал сталеваром на сталелитейном
заводе? Это чтобы стопроцентно войти в роль. Вот такие честные люди жили в то
время, даже роль в фильме стремились сыграть как в реальной жизни...

- Николаю Рыбникову помогал вживаться в образ 23-летний Григорий Пометун, впос-
ледствии заслуженный сталевар Украины.

- Рыбников просто неотразим.
- Любимый кинофильм, любимый актёр.
- Николай Рыбников - гордость и краса советского экрана.
- Великолепное исполнение Рыбникова, яркое и запоминающееся своей неповторимой
манерой.
- Родной парень. Забыть нельзя.
- Рыбников - чудо! Бессмертное обаяние.
- После выхода фильма песня приобрела большую известность.

- Нина Иванова гениально сыграла эту роль, так как сама являлась эталоном внут-
ренней девичей чистоты и верности. Что-то неуловимое присутствует в этом фильме-
это субстанция высшего порядка.

- Меня всегда поражала красота этой девушки (Нина Иванова), не только внешняя,
но и внутренняя. Почти во всех советских фильмах созидательное нравственное нача-
ло, любовь к Родине и честному труду.

- Вот идеал русской красоты ...
- В те времена фигура у женщин была женственней.
- Красивый генофонд.

- Парень, что играет водителя, был лётчиком-штурмовиком, более 60 боевых вылетов
на ИЛ-2. После ранения его хотели списать из авиации, но он добился, чтоб ему
разрешили летать и именно в его лётной части.

/ ВЛАДИМИР ГУЛЯЕВ(1924-1997) - советский актёр театра и кино, заслуженный артист
РСФСР (41 фильм), УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Лётчик-штурмовик 826
Витебского Штурмового авиаполка 335 Штурмовой авиадивизии в годы войны, УЧАСТНИК
ПАРАДА ПОБЕДЫ; с 1943 по 1945 совершил 60 боевых вылетов, награждён 2 орденами
Красного Знамени и орденами Отечественной войны обеих степеней. Из-за ранений и
контузии в конце 1945 года ушёл из военной авиации. Последний полёт совершил на
на новом вертолёте МИ-8Т в к/ф "Бриллиантовая рука"/

- Фильм начали снимать с 1953 года. Некоторые сцены снимали в Одессе, большая
часть съёмок прошла в Запорожье на заводах Запорожсталь и Днепроспецсталь.

- В конце 1956 года фильм стал лидером проката и собрал более 30 млн. зрителей.
- После выхода фильма появились улицы Заречные.
- Прекрасный фильм. На нём выросло 3 поколения.
- В Запорожье поставили памятник героям фильма.

- В центре Запорожья, на бульваре Металлургов, бандеровцы разбили памятник Саше
Савченко ( Памятник "сталевару Саше" открыли 15.11.2013 - за 2 недели до начала
киевского евромайдана)... на глазах сотен людей... Было около 7 вечера, проспект
патрулировала милиция. Но никто не задержал молодчиков в масках-балаклавах,
выкрикивающих "Слава Украине!"

- Над памятником просто глумились, но не разрушили...

- Фильм заканчивается песней, в которой есть такие знаменательные слова: "Я не
хочу судьбу иную, мне ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди
вывела меня." Выйти в люди - в переносном смысле, значит стать человеком, в бук-
вальном плане - оказаться вместе с людьми, а не в стороне от них, то есть связать
свою личную судьбу с их судьбами. Жаль, что таких фильмов уже не будет, не пото-
му, что времена другие, а потому что люди уже не те.

- Фильм - просто шедевр: о простых людях, о жизни. Почему сейчас не могут снять
такие фильмы?

- Потому что сейчас рабочие профессии не в чести. Да и скромная девушка - это не
типично для нашего времени, никто не поверит.

- В то время было почётно быть рабочим.

- Фильм безумно трогательный, смотришь его и веришь, что есть ещё что-то доброе
и светлое. А Рыбников - идеал мужчины.

- Обожаю старые фильмы! Насколько же просто, жизненно, естественно и красиво.

- Спасибо за то, что были такие фильмы, такие актёры, такие песни. Спасибо за
то, что удалось немного пожить в нашем Советском Союзе.

- СССР БЫЛ ЛУЧШИМ ПРОЕКТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА... Врагов было слишком много, и они
оказались изобретательнее... Мы в области духовности, искусства достигли неве-
роятной высоты и сами этого не поняли... Позволили убедить себя, что Запад ушёл
вперёд... Да, вперёд, а мы шли вверх, перескакивая через несколько витков истори-
ческой спирали... Мы взлетали!

- Смотрите, сколько нас ещё не подверглось подлости, маразму и деградации 21-го
века. А ведь если ещё научиться на ошибках Советского Союза, может получиться
даже лучше.

- С большим удовольствием смотрим с мужем старые вечно молодые советские фильмы!
А песни в них какие были! Это эхо нашего светлого прошлого.

- Сколько раз пересматриваю этот фильм, и каждый раз как в первый.
- Эти песни греют души простых настоящих тружеников.
- Песня, артисты и фильм обречены быть вечными.
- Главный вывод: горят мартеновские печи, и эти песни всё ещё важны!
- Просто прекрасная песня. Спасибо тебе, СССР!
- И каждый думал, что поют про его улицу.
- Эта музыка гораздо более роднее, чем то, что нам пихают сейчас.
- Прекрасная песня. Слушаешь, а на душе спокойно и тепло.

- Алла Ларионова (жена Рыбникова) вспоминала, что слышала эту песню даже в Изра-
иле в испонении уличного певца.

- На проходящем фестивале поэзии Алексея Фатьянова на его родине эту песню поёт
весь зал.

- Необыкновенная лиричность этой песни.
- Слова, заставляющие думать о том, что чувства людей одинаковые всегда.
- Песни нашей преданой Родины.

- Чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что у нас больше не будет фильмов
для души. Современные фильмы, наверное, смотрят только зрители "Камеди клаб".

- Замечательная картина - пример того, как высказаться о любви и влюблённости
без пошлости. Актуальности не утрачивает.

- Уже 100 раз посмотрела. Но когда снова смотрю, снова слёзы и переживания за
всех героев. Умели же раньше фильмы снимать.

- Такой фильм никогда не возьмутся переснять. Это жизнь, которую не пережить нам
с вами, ребята, как жили в то время.

- Фильм-легенда! Время любви, чистоты.
- Такой душевный и добрый фильм.

- Современное поколение во многом с покалеченной психикой и с изуродованной ду-
шой - спасибо политикам. Достаточно почитать, на каком языке они изъясняются.

- Мы выросли духовно на этом фильме. Только так надо строить отношения.
- Красивая любовь. Умели раньше любить, дружить.
- Вроде ничего такого, а как цепляет фильм.

- Фильм гениален... никаких спецэффектов, не чета извращённым современным филь-
мам. С работы придёшь, взглянуть не на что, одни менты и киллеры...

- После армии работал вместе с мамой на заводе... Проходил недавно мимо бывшей
проходной - всё продано давно... Но песня сама в мозгу звучала.

- В этом фильме всё невероятно близко и душевно. Лично мне чёрно-белый больше
нравился - более соответствовал тому нелёгкому, но всё равно такому прекрасному
времени.

- А ведь это советское Запорожье!

- Больше этого нет, Запорожье захватили фашисты... Поколения спины ломали, чтобы
в один день какой-то вайзман всё подобрал под себя с помощью бандеровских фашис-
тюг, поддерживаемых обамкой...

- Кто бы мог подумать, что здесь поднимут голову фашисты...

- Вот она бывшая Украина - добрая, душевная, человечная, поэтичная и рабочая.
Глядя на современных татуированных, лысых агрессивно-дебильных скотов с выпучен-
ными от воплей глазами и нацистскими речёвками, просто не верится, что всё про-
исходит в реальности...

- Строили гигантов промышленности... Украина за 25 лет построила себе только да-
чи, особняки, и некоторые вырастили поколение засранцев без флага и без Родины.

- Сейчас принято говорить, что во времена СССР нам лгали. Посмотрите этот фильм
и сравните с тем, что в последние 20 лет нам говорили под видом правды.

- Действительно культовый фильм.

- Я счастлива, что в моей стране такие фильмы и такие актёры. Всегда есть, о чём
подумать и что посмотреть.

- Я люблю тебя, Родина, в ночь эту лунную,
широки твои нивы, леса и поля.
В эту ночь мы вступаем, мечтая о многом.
К дальним странам свои поведём корабли.
Мы свободу подарим далёким народам,
отгадаем мы давние тайны Земли.
Всё мы сделаем так, как и надо, родная.
Дай ты время немного, всё закончится в срок.
И спокойно огромные горы вздымая,
коммунизма приблизим золотой огонёк.

- Отличный фильм, вызывающий самые лучшие чувства.
- Потому что режиссёры вложили в фильм душу, а не бюджет и кассовые сборы.
- Что-то неуловимо доброе, чего сейчас не хватает в фильмах.

- Если сравнить переживания героя этого фильма (Николая Рыбникова) с сексуальной
озабоченностью героев американского фильма "Безбрачная неделя" (Оуэна Уилсона и
Джейсона Судейкиса), то становится страшно: какая колоссальная пропасть между на-
ми...

- Сейчас мёртвые фильмы, нет души, не берут за душу.

- Как всё дорого и близко сердцу моему... Заводская проходная, которая действи-
тельно вывела меня в люди и в жизнь, через которую я 15 лет проходил в свой,
такой родной и дорогой, литейный цех завода КМЗ города Кургана. Лучшие годы моей
жизни!

- Смотрю и узнаю своих родителей. Это была их жизнь, их молодость. Работали, жи-
ли в общежитиях, снимали комнаты... Строили дома и получали квартиры, в которых
теперь живут их внуки.

- Великое поколение, так называемая "сталинская гвардия".
- Красиво, душевно, жизненно.
- И фильмы, и песни были незабываемые! Они помогали людям жить с хорошим настро-
ением.
- Это кино учит любви и добру.
- Классика.

- Доброе и светлое, как этот прекрасный фильм, вечно. Гадости и извращения запад-
ной "культуры" сгинут. Никто о них вспоминать не захочет.

- Когда мы говорим, что вспоминаем то время с ностальгией, речь идёт не о зарп-
латах, а об отношении людей друг к другу и народов, то есть о духовности, а не о
материальном.

- Старый добрый фильм про рабочих, про простых людей... Нам НЕ ХВАТАЕТ РУССКОЙ
ДУШИ и энергетики 50-х ... нас разложили изнутри "пресловутые ценности Запада".
Хочу в СССР.

- Это фильм юности моих родителей. Обожаю старые фильмы. Кем бы мы были без этой
музыки, этих артистов, этой страны? Всё, что чистого и светлого осталось в душе,-
всё из бывшего СССР.

- Они жили в сложное, трудное, но честное время.

- Это те парни и девушки, которые знали войну. Это поколение поднимало из руин
города, строило заводы. Это были люди простые в общении, доверчивые, способные
придти на помощь, не прося взамен ничего. Это ЛУЧШИЕ ЛЮДИ МИРА!

- Советские фильмы все прекрасны... Они показывали, какой должна быть жизнь, они
учили нас жить. СОВЕТСКОЕ КИНО СОЗДАВАЛО ЧЕЛОВЕКА ... а нынешнее русское кино
разрушает человека, ломает его.

- О вечных жизненных ценностях, о культуре, вере, традициях, о человеческих от-
ношениях.
- Вот истинно русская культура взаимоотношений.

- Благодаря таким людям, как в этом фильме, как "комсомольцы-добровольцы", "офи-
церы", победили страшного врага, восстановили страну за 5 лет, "рекордам дали
наши имена", через 16 лет после войны полетели в космос ... 20 лет после развала
показали, смело шелуху и стало ясно, где ядовитая дешёвка, а что настоящее ...
Оказалось, что без высокой идейности, героических ценностей, правильности ничего
великого создать невозможно. Сегодняшний гнилой мир плодит преступное уродство.

- На моей родной улице (недалеко от Садового кольца в Москве) было 7 заводов и
фабрик. Все они превратились в офисы, на стадионе выросла башня с офисами веду-
щих IT-компаний...

- Почему же интересна и сейчас "Весна на Заречной улице", хотя прошло больше пол-
века? Потому что в ней есть живой человек. Искусство рассказывает о человеке и
для человека... Сейчас мы имеем немалое количество картин, в которых нет людей,
на их месте некие манекены или, хуже того, один костюм на плечиках.


                *  *  *
МОКРОУСОВ БОРИС АНДРЕЕВИЧ  (14.2.1909 - 27.3.1968) - советский композитор,
Лауреат Сталинской премии второй степени (1948), Заслуженный деятель искусств
Чувашской АССР (1962).

МОКРОУСОВ: "Мечтаю создать такие песни, которые долго бы жили в народе и так бы
верно передавали жизнерадостность нашей эпохи, что эти песни любили бы все, что-
бы повсюду распевали бы их на улицах и площадях, на полях и в школах, в кварти-
рах и клубах - словом, всюду, где живёт и трудится советский человек".


Мокроусов родился 14 (27).2.1909 года в посёлке Канавино (ныне в черте Н.Новго-
рода). В семье Андрея Александровича и Марии Ивановны было четверо детей: Борис
(1909), Анатолий (1910), Ольга (1912) и Александра (1914).
В 7 лет (1916) мать отвела Бориса в начальное училище (после революции - семилет-
няя школа №2). Борис был разносторонне одарённым ребёнком, проявлял наклонности
к рисованию, литературе, музыке. Школьный учитель полагал, что из него вырастет
художник. В школьной самодеятельности Борис научился играть, освоив балалайку,
мандолину, гитару по слуху.
В первые годы после революции по всей стране создавались рабочие клубы - очаги
массовой культуры. Народная власть стремилась открыть дорогу к искусству самым
широким слоям трудящихся. Появился такой клуб железнодорожников и в Новгороде.
Здесь 13-летний Борис впервые услышал рояль...
В 1923 году Борис начал учиться в Сормовской музыкальной школе, оставаясь порой
на ночь у рояля. Он вынужден был подрабатывать в мастерских или тапёром в клубе,
чтобы помочь семье, все деньги отдавал родителям, но в 1925 году принял решение
посвятить себя искусству и решил поступать в Нижегородский музыкальный техникум.
Переростка без музыкальной подготовки встретили "без особого энтузиазма", но
преподаватель Н.Н.Полуэктова почувствовала музыкальное дарование и взяла его в
свой класс. Мокроусов всю свою жизнь оставался ей благодарен и, приезжая в Горь-
кий, всегда её навещал.
В 1926 году вступил в комсомол, был заместителем секретаря комсомольской органи-
зации, принимал активное участие в общественной жизни. Сотрудничал в нескольких
газетах, организовал концертную группу, которая выступала в клубных радиопереда-
чах. Отличался прямотой, честностью, самоотверженностью. Правдивость была свой-
ством его натуры. Всегда защищал слабых, если их обижали. Однажды спас другу
жизнь, когда он тонул.

К середине 1920-х годов при высших учебных заведениях страны начали открываться
РАБФАКИ, куда посылали молодых рабочих, не успевших получить нужного специально-
го образования, но проявивших незаурядные способности к определённому делу.
Мокроусова послали учиться на рабфак Московской консерватории. Учиться было
очень трудно, но уже через год его перевели на композиторский факультет консер-
ватории. В студенческие годы он начал свою композиторскую деятельность.
В 1936 году Борис заканчивает МГК по классу композиции Н.Я.Мясковского и начина-
ет самостоятельный творческий путь.
Получили признание симфонические произведения, музыка к радиопостановкам и доку-
ментальным фильмам ("25 лет РККА", "Сталинград"), опера "Чапай" (1938), оперетта
"Роза ветров" (1947), сошли с экрана и стали широко популярными песни к кино-
фильмам "Свадьба с приданым", "Неуловимые мстители", музыка Мокроусова звучала
во многих драматических спектаклях. Но главным, любимейшим жанром композитора
становится песня, где он достигает наивысших художественных результатов. Первая
"мокроусовская" песня, сразу сделавшая его известным, была написана в 1938 году
("Милый мой живёт в Казани" на слова С.Соловьёва).

В 1939 был призван в Красную Армию, служил в образцово-показательном оркестре
наркомата обороны, где проводил учебно-воспитательную и творческую работу с мо-
лодыми музыкантами. Это пригодилось ему потом в работе над созданием цикла за-
мечательных солдатских песен. А тогда он написал яркую и мелодичную музыку к ки-
нофильмам "Халкин Гол" и "Московская орденоносная".

Большое влияние на выбор направления в музыке оказала встреча с композитором
В.Захаровым - художественным руководителем хора им. Пятницкого. Театрализованное
представление хора "У околицы", насыщенное русскими обрядами, песнями, частушка-
ми, потрясло его. Выходец из народа, связанный с его жизнью и его судьбой, Мок-
роусов навсегда остался ПЕВЦОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ДУШИ.

Композитор В.Соловьёв-Седой, отмечая своеобразность и искренность песенного твор-
чества Б.Мокроусова, его неповторимый мелодический дар, проникновенность, глубо-
кую лиричность и убедительность музыкальной образности, выделяет ещё одну су-
щественную черту - чувство музыкальной драматургии.

Солдатская тема проходит через всё творчество Мокроусова. Его песни утверждают
величие и бессмертие подвига солдата в дни войны. "Песня защитников Москвы"
(1942) вела в бой, помогала громить немецких захватчиков. Особенно вдохновлял
бойцов припев: "Мы не дрогнем в бою за столицу свою. Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной, обороной стальной разгромим, уничтожим врага".

В 1948 Владимир Нечаев исполнил на радио песню "По мосткам тесовым" (на слова
А.Фатьянова), которая стала одним из символов послевоенного времени и была ис-
пользована в многосерийном телефильме "Наша биография" ("Год 1946-й").

Мокроусова и Фатьянова свела судьба в послевоенном 1946-м году. Около 30 песен
родилось у этих талантливых людей, и всем им присуща неразрывная связь с жизнью,
бытом родной страны, её прошлым и настоящим. В 1946-48 гг. увидели свет песни
"Гость", "Третий батальон" - о фронтовых годах, о крепкой солдатской дружбе.
Авиация была любима всем народом. Дети играли в лётчиков и хотели ими стать.
За 10 лет перед первым полётом в космос Мокроусов и Фатьянов написали песню
"Мы люди большого полёта", как бы предвосхитив это событие.
У боевого лётчика И.В.Шамова на высоте 500 м у самолёта отказал двигатель (1947).
Он чудом остался жив, но был парализован. После долгого лечения начал писать сти-
хи. По его просьбе Мокроусов приехал к нему. Так появилась песня "Костры гудят
далёкие".
В 1949 году Мокроусов и Фатьянов написали песни "Зацветает степь лесами", "На
крылечке твоём", "Хвастать, милая, не стану" ("Куплеты Курочкина") к спектаклю
"Свадьба с приданым", который показывался 152 раза (московский Театр сатиры) и
имел невообразимый успех. Популярность песен ещё больше возросла, когда "Свадьба
с приданым", снятая на Мосфильме, вышла весной 1953 года на экраны страны.

К 100-летию завода "Красное Сормово" (1949) директор завода Е.Э.Рубинчик попро-
сил земляка написать песню, которую и "после юбилея хотелось бы петь". Так появи-
лась "Сормовская лирическая" ( на стихи Евгения Долматовского), которую запели
не только горьковчане, но и вся страна. Долгое время мелодия песни использова-
лась в качестве позывных горьковского радио, и сейчас её поют на свадьбах, твор-
ческих и дружеских встречах. "Песня давно стала народной".

Мокроусов был исключительно творчески продуктивен, замечательно трудолюбив, тре-
бователен к себе, отличался способностью быстро схватывать замыслы поэтов и ре-
жиссёров, находить невероятно точные напевы, создавать отвечающие духу пьесы
музыкальные образы, передавать глубокие душевные переживания.
Автор около 300 песен, оперы "Чапаев", балетов "Комсомолия", "Блоха", оперетты
"Роза ветров", симфонических произведений, написавший музыку к 16 фильмам, 14
спектаклям, радиопередачам, был полон творческих планов, но рано ушёл из жизни.
Все его песни могли бы звучать и приносить радость людям, воспитывать музыкальные
вкусы нашей молодёжи ...  Автору любимых народных песен в Википедии уделили (в
разделе "Биография") 9 строчек, а в списке песен - их 12! и ни слова о его вы-
дающемся творчестве (а вот биографию какого-нибудь медийного извращенца вы читать
устанете, так же как и считать награды).
"Мы не можем согласиться с господином В.Молчановым (сын композитора Кирилла Мол-
чанова, ведущий), заявившем в телепередаче "Помню...Люблю...", посвящённой твор-
честву Мокроусова, что Борис Андреевич мало успел что сделать. Просто мы много
чего успели забыть."
 (сайт Б.А.Мокроусова, статья музыковеда Н.Михайловской)


СПИСОК ПЕСЕН Б.МОКРОУСОВА

1) Будем помнить всегда
2) Без мечты нам жить нельзя
3) Вологда
4) Весна на Заречной улице
5) Вьётся вдаль тропа лесная
6) Возвращение
7) Высокое имя - солдат
8) Всегда ты хороша
9) Вечерком на реке
10) В первый раз со мной такое
11) Встречать зарю не приходи
12) Возраст призывной
13) Город мой
14) Гость
15) Два солдата
16) Давай сегодня встретимся
17) Дорожка фронтовая
18) Есть застава на южной границе
19) Жди солдата
20) Заветный камень
21) Зацветает степь лесами
22) Из-под камушка
23) Идёт рабочий класс
24) Когда поёт далёкий друг (о Иве Монтане)
25) Костры горят далёкие
26) Котелок
27) Куплеты Курочкина (Хвастать, милая, не стану)
28) Любовь для неё берегу
29) Люди! пока не поздно
30) Милый мой живёт в Казани
31) Море шумит
32) Матросы Байкала
33) Морская попутная
34) Мы - люди большого полёта
35) Мы с тобою не дружили
36) Мой любимый за рекой
37) Матросская застольная
38) Наговоры
39) Не знала я
40) Над покосами гаснут зарницы
41) Назначай поскорее свидание
42) На крылечке твоём
43) Ничего не скрывай
44) О родной земле
45) Одинокая гармонь
46) Осенние листья
47) Песенка фронтовых шофёров
48) Песня защитников Москвы
49) Песня о родной земле
50) Песня о Волге
51) Песня о Красном Знамени
52) По дороге степной
53) Пять шагов по млечному пути
54) Поют в лесу соловьи
55) Песня космонавтов
56) Песенка влюблённого пожарника
57) Первая любовь
58) Песня посвящается моя
59) Пионерская лагерная
60) Песня красных дьяволят
61) По мосткам тесовым
62) Прощание с морем
63) Рассказ гвардии рядового Власова Петра...
64) Сормовская лирическая
65) Солдаты - народа сыны
66) Сватовство
67) С гитарой иду я посёлком рабочим
68) Солдат в переплёте
69) Скрылись чайки
70) Тихо плещет волна
71) Там, где ты
72) Третий батальон
73) У колодезя
74) Хороши весной в саду цветочки
75) Ходят соколы
76) Четыре моряка
77) Чует сердце моё что-то
78) Широка ты, родная Россия
79) Шли два друга
80) Шумят, шумят берёзы
81) Я хожу по улице
82) Ясной ночкою
83) Я на реченьку гляжу