Наука-БароПсихология ВВодная

Серж Флейринг
Тибетский ламаизм и парапсихология--https://www.youtube.com/watch?v=XY6v0wU0XMI
Многие связывают Тибет с мистицизмом, так же как просвещенный Запад с рационализ­мом, верховенством науки. Но все это не со­всем так. Парапсихологические явления на Западе объясняются вмешательством поту­сторонних сил. В Тибете их считают резуль­татом проявления человеческой психики. Ти­бетцы различают две категории парапсихологических явлений. К первой категории от­носятся те явления, которые вызываются од­ним человеком или группой людей бессозна­тельно. Это происходит помимо их воли, по­мимо их сознательного вмешательства. Поэ­тому происходящие при этом парапсихологические явления не преследуют никакой цели, не вызываются в интересах одного человека или группы людей. Ко второй категории от­носятся те парапсихологические явления, ко­торые вызываются сознательно. Они чаще всего проводятся отдельным человеком, но могут проводиться и группой людей.
В Тибете практически повсеместно рас­пространено представление о том, что все происходящее в мире строго определено (де­терминировано) тем, что уже происходило ранее. Причем это "ранее" может означать и день, и год, и сто лет, и даже тысячу. Любое явление, вызванное сознательно или бессозна­тельно, является детерминированным. Ника­кого произвола нет и быть не может. Парапсихологические явления могут быть вызваны причинами, которые порождают в человеке волю к созданию этих явлений, или же причинами, которые приводят в действие скрытые в нем силы без его ведома, а также внешними причина­ми, которые способствуют возникновению явления независимо от человека-создателя. Труднее проследить действие причин, ко­торые отдалены во времени десятками и сотнями лет. Такие при­чины тибетцы называют "потомством" причин. О них можно су­дить только по следствиям, которые проявляются в настоящее время.
Тибетцы привлекают к объяснению парапсихологических явлений такой глобальный термин, как "концентрация мысли". Этот термин применяют и западные парапсихологи, которые, правда, начиняют его словами, за которыми невозможно усмот­реть какого-либо реального содержания. Так, профессора Мюн­хенского института парапсихологии на каждой странице своих учебников говорят о том, что если длина волны одного человека не совпадает с длиной волны другого, то телепатическая связь между ними затруднена. Но спросите их, что такое эта длина волны, и они ничего вразумительного сказать не смогут. Это про­сто попытка облечь свое непонимание в современные научные термины. Очень неудачная попытка, которая может только от­толкнуть людей.
Что же касается концентрации мысли, то по тибетским пред­ставлениям она не является произвольной. Она служит непосред­ственной причиной парапсихологического, паранормального явления. Однако концентрации мысли предшествует множество вторичных причин, которые в той же степени необходимы. Спо­собностью концентрировать свою мысль обладают далеко не все. Но ее можно существенно развить. Только в том случае, если сила концентрации мысли у человека намного превосходит та­ковую у самых одаренных людей, можно рассчитывать на то, что парапсихологическое, паранормальное явление можно бу­дет вызвать. В результате концентрации мысли возникает некое явление, которое за неимением лучшего термина называют энер­гетическими волнами. Кстати, этот термин сами тибетцы не ис­пользуют. И на него надо смотреть как на средство достижения некоего понимания процесса, хотя сам термин не очень удачный. С нашей точки зрения куда удачнее и правильнее было бы гово­рить о потоке информации от того человека, который сконцент­рировал свою мысль. Тибетцы же оперируют понятием, которое можно отождествить с силовыми токами. Но самое распростра­ненное у них понятие — энергия. Они учат, что энергия рожда­ется при любом физическом действии. Она точно так же рождает­ся при работе сознания, при работе духа, слова или тела. Поэто­му в основу всех психических явлений они ставят энергию.
Тибетские учителя-маги разработали несколько способов использования энергии, которая вырабатывается при концент­рации мысли. Так, они считают, что этой энергией можно заря­жать любой предмет. Затем энергия, содержащаяся в этом пред­мете, может быть использована уже в другом качестве. Напри­мер, если человек входит в контакт с таким заряженным энер­гией предметом, то в результате его жизненная энергия может возрасти. При таком контакте человеку может сообщаться бес­страшие и т.д. И это не только теория. Тибетские ламы применя­ют эти правила на практике. Они заряжают энергией амулеты, пилюли, святую воду и другое с тем, чтобы предохранить их бу­дущих хозяев от несчастий и заболеваний. В наше время то же пытается делать Чумак. Мы не знаем, какова технология у Чу­мака, но тибетские ламы, прежде чем заниматься этим делом, должны прежде всего очиститься, соблюдать специальную диету и предаваться в уединенном месте медитации. Затем лама кон­центрирует мысли на определенном предмете с намерением сооб­щить ему благодатную силу. На такую подготовку уходят неде­ли и месяцы. Сама же кульминация освящения и завязывания вол­шебных веревок или шарфов может занимать всего несколько минут.
Но переданная предмету энергия может и значительно боль­ше. Она может сообщить предмету некое подобие жизни. Он при этом получит способность двигаться и выполнять действия, ко­торые ему предпишет человек, который вдохнул в него жизнь. Тибетцев не удивишь тем, что лама может послать "торма" по воздуху тому, кому они предназначаются.
Можно использовать это средство для того, чтобы причи­нить зло другим. Приводится такой случай. После многомесяч­ной тренировки, концентрации мысли маг способен сообщить свою волю орудию убийства — ножу. Нож получает задание убить определенное лицо. Данный нож подбрасывается намечен­ной жертве. Дальше дело только во времени. При необходимос­ти жертва возьмет нож в руки, и этот дальше действует сам, а точнее по заложенной в нем программе. Одухотворенное оружие может быть опасным не только для жертвы, но и для самого мага. Но это только в том случае, если маг не обладает достаточной силой, достаточными знаниями и способностями. Все внимание маг концентрирует на той задаче, которую должно выполнить данное оружие. Для этого существуют определенные обряды, которые выполняются в определенной последовательности дли­тельное время. Надо особо подчеркнуть, что тибетцы отнюдь не привлекают для объяснения этого явления никаких демонов. Они все называют своими именами. Их не удивляет, что усилием мыс­ли можно создать подобие человека, который может с вами бесе­довать и выполнять любые ваши указания. Почему они должны удивляться, что нож оказывается послушным воле мага. Кстати, как нож может стать опасным для своего хозяина-мага, так и созданное призрачное существо может выйти из повиновения ему. Но это только в том случае, если маг проявил в своем деле недо­статочно профессионализма и силы.
Описанный пример с ножом имеет и еще одну сторону. Маг не может внушить ножу, что он должен делать, без того чтобы мысленно не указывать ему на жертву, которая должна постра­дать. При этом возникает вопрос — что здесь срабатывает вер­нее - воздействие на нож (путем концентрации мысли) или воз­действие на саму жертву (тем же путем). Исключить действие на человека-жертву таким путем нельзя. Остается только выяснить, что является более результативным — действие на нож или не­посредственно на жертву. Ясно, что действует и то и другое и соотношение разное в каждом конкретном случае. Это зависит не только от работы мага, но и от особенностей жертвы, от ее внушаемости, ее телепатических способностей. Тибетцы верят, что тем магам, кто овладел глубинами оккультных наук, нет не­обходимости прибегать к посредству неодушевленных предме­тов. Она путем внушения (телепатии) может даже на расстоянии приказать людям, животным, демонам, духам и пр. совершить самоубийство или любое другое действие. Для нас же важно было подчеркнуть (и рассмотреть этот случай), что воздействие на не­воодушевленный предмет возможно и реально. Но это под силу только высокопрофессиональным магам.
Надо добавить, что против этого действия имеется и проти­водействие. Человек-жертва, который все время находится во всеоружии против указанных действий, направленных против него, может отражать поток информации, направленный на него.
Но это возможно только при соответствующей подготовке и сис­тематических тренировках.
Имеется и другой вариант, когда энергия (информация) пере­дается концентрацией мысли на любое расстояние без использо­вания какого-либо материального тела. Эта сила проявляет себя различным образом, но именно там, куда она была направлена. Во-первых, эта сила (информация) может вызвать явления психи­ческого порядка. Например, эта энергия может проникнуть в данный объект и он становится обладателем необыкновенной силы. Собственно, так учитель передает свои способности уче­нику. Он передает ему не доктрину, не тайные знания, не сверх­секретные методики и приемы. Он передает ему прежде всего силу и духовные способности. Если ученик это получил, то он и становится посвященным. Кстати, на тибетском языке посвяще­ние означает передачу власти. Передача духовной силы на рас­стояние дает учителю реальную возможность поддерживать и оживлять духовные и физические силы ученика, который нахо­дится от него далеко. Они не только обмениваются телепатичес­ки информацией, но могут в виде "тюльки" посещать друг друга, беседовать друг с другом наяву, хотя на сЛмом деле физически удалены друг от друга на многие сотни километров.
Концентрацией мысли можно на расстоянии заниматься вам­пиризмом. На определенный объект направляется энергия (ин­формация), которая возвращается обратно, обогащенная энер­гией данного объекта. Тибетские ламы способны путем концент­рации мысли проектировать возникшие в их уме образы и созда­вать всевозможные иллюзии (людей, божества, животных). Та­кими иллюзиями могут быть также разные предметы, пейзажи и т.п. Слово "иллюзия" тут не совсем подходит, поскольку создан­ные феномены не всегда являются неосязаемыми. Они часто не­отличимы от реальных людей, предметов, пейзажей и т.д. Их можно изучать, с ними можно разговаривать, не замечая, что они просто созданы силою мысли. Мы уже говорили, что мыслеформы материальны. Это положение является основным во всей пара­психологии. Но слово "материальный" не надо воспринимать узко. Материальное тело не обязательно должно обладать весом или быть видимым. Ведь радиоволны материальны, но они неви­димы и не имеют веса. Очевидцы, побывавшие в Тибете, описы­вают паранормальное явление так: "Лошадь-иллюзия бежит ры­сью и заливается ржанием; едущий на ней иллюзорный всадник может соскочить с нее, заговорить с прохожим, есть пищу, приго­товленную из обычных продуктов; призрачные розы распростра­няют далеко вокруг себя нежный аромат; дом-иллюзия дает при­ют путникам из плоти и крови и т.д.". Далее очевидец пишет: "Все сказанное кажется просто волшебной сказкой, и девяносто девять процентов тибетских рассказов о подобных происшест­виях заслуживают именно такого отношения. Но, несмотря на это, иногда доводится быть свидетелем смущающих фактов. Не­которые странные явления имеют место в действительности, и их реальность отрицать нельзя. Для того, чтобы проиллюстриро­вать отношение тибетцев к паранормальным явлениям, приве­дем дословно со слов очевидца два примера таких явлений:
Одного купца с караваном захватил в пути сильный ветер. Вихрь сорвал с купца шляпу и забросил в кустарник у дороги. В Тибете существует поверье: тот, кто подберет потерян­ный подобным образом головной убор во время путешествия, навлекает несчастье. Следуя суеверному обычаю, купец предпо­чел считать шляпу безвозвратно потерянной.
Шляпа была из мягкого фетра с меховыми наушниками. Сплющенная и наполовину скрытая в кустарнике, она совсем утратила свою форму. Через несколько недель в сумерках один человек проходил мимо места происшествия и заметил очерта­ния притаившейся в кустах фигуры неясной формы. Прохожий был не из храброго десятка и пустился наутек. На следующий день в первой же деревне, где он остановился на отдых, он рас­сказал селянам, что видел нечто очень странное, спрятанное в кустах недалеко от дороги. Через некоторое время странный предмет обнаружили в том же месте и другие путешественники. Они не могли понять, что это было, и обсуждали приключение в той же деревне. Еще многие замечали таким же образом невин­ный головной убор и рассказывали о нем местным жителям. Меж­ду тем солнце, дождь и пыль сделали свое дело. Фетр менял ок­раску, а ставшие дыбом наушники отдаленно напоминали щети­нистые уши какого-то зверя. От этого вид разлохмаченной шля­пы сделался еще страшнее. Теперь уже всех проходящих мимо деревни путешественников и паломников предупреждали, что на опушке у дороги постоянно сидит в засаде нечто неведомое — ни человек, ни зверь — и необходимо его остерегаться. Кто-то выразил предположение, что это некий демон, и очень скоро до сих пор безымянный предмет был возведен в дьявольское досто­инство. Чем больше людей видело старую шляпу, тем больше ходило о ней рассказов. Теперь вся округа говорила о притаив­шемся на лесной опушке демоне. Затем в один прекрасный день путники увидели, как тряпка зашевелилась. В другой раз прохо­жим показалось, что она старается избавиться от опутавших ее колючек, и, в конце концов, шляпа сорвалась с кустарника и помчалась вдогонку за прохожими, убегавшими от нее со всех ног, не помня себя от ужаса.
Шляпу оживило воздействие сосредоточенных на ней много­численных мыслей. Это происшествие, как уверяют, истинное и приводится в качестве примера могущества концентрации мыс­ли, даже бессознательной и не преследующей никакой опреде­ленной цели".
Мы же добавим от себя, что очень важную роль в жизни играет концентрация мысли, информации на том или ином вопро­се, Вы концентрируете свою мысль, свое внимание на любой не­значительной болячке и, продолжая делать это ежедневно и еженошно, доводите эту незначительную болячку до раковой болез­ни. Вы боитесь чего-то или кого-то и все время подогреваете в себе этот страх. И страх делает свое дело — самое худшее в конце концов происходит. Значит, имеет смысл поставить все на свои места, перевернуть картину, которая висела на стене вниз головой. Значит, надо верить в лучшее, не бояться болезней, не бояться реальных и мифических врагов, вселять во всех, кто на­ходится вокруг вас, эту веру в лучшее, в то, что у них будет все хорошо, что у всех будет все хорошо, что у страны будет все хорошо. К сожалению, это не понимают "кликуши", вещающие по радио и телевидению. Мало того, что у них нет правильного видения мира и чувства собственного достоинства. Они полива­ют всех граждан таким потоком отрицательной информации, что вряд ли отдают себе отчет в том, какой вред они наносят всему обществу, всей стране. Помните о действии мыслей и помните слова из Евангелия о том, что согрешивший в мыслях есть согре­шившим на самом деле. Так оно и есть.
Второй случай очевидец описывает так:
"Старушка мать одного купца, ездившего каждый год по делам в Индию, как-то попросила сына привезти ей из святой земли какую-нибудь реликвию. Тибетцы считают колыбель буд­дизма — Индию — святой землей. Купец обещал выполнить это поручение, но в хлопотах забыл о своем обещании. Старушка тибетка очень огорчилась и в следующем году, когда караван сына снова отправился в Индию, опять попросила привезти ей реликвию. Сын обещал и опять забыл. То же самое повторилось и в третий раз. Но теперь купец, уже подъезжая к дому, вспомнил о просьбе матери и при мысли о горе благочестивой старушки сам искренне опечалился. Пока он размышлял, как бы попра­вить дело, ему на глаза попался валявшийся на обочине дороги осколок собачьей челюсти. Купец нашел выход из положения. Он вырвал из высохшей челюсти один зуб, очистил с него пыль и завернул в кусок шелковой ткани. Приехав домой, он преподнес этот зуб матери как исключительно драгоценную реликвию — зуб великого ученика Будды Сарипутры. На седьмом небе от радости преисполненная благоговения старушка спрятала зуб в ковчежек на алтаре. Каждый день она совершала перед ним свя­щенный обряд, зажигала светильники и окуривала его благово­ниями. К старушке присоединились и другие верующие, и через некоторое время собачий зуб, возведенный в достоинство свя­тых мощей, вдруг начал излучать сияние. Эта легенда породила следующую поговорку: "Поклонение заставляет излучать сия­ние даже собачий зуб".
Мы думаем, что комментарии тут излишни. Читатель пони­мает, что именно концентрация мысли создает силу воздействия. Поэтому и говорят о намоленных иконах, которые, несомненно, оказывают воздействие на молящихся.
На Западе практикуют контакт с духами, вызывают духов исторических личностей или знакомых и родных. Те существа, которые создаются магами в Тибете, не имеют ничего общего с такими духами. Мы уже говорили, что маги осуществляют мате­риализацию, создают "тульпу" (магические создания, иллюзор­ные призраки). Собственно, и техника на Западе и в Тибете раз­ная. В Тибете маги не стараются вызвать дух, не приглашают свидетелей этого действа. Тибетским магам для материализации не надо ни стола, на котором соединяют руки участники спири­тического сеанса, ни черного кабинета для медиума в состоянии транса. Нет нужды и в темноте. Свои опыты по материализации тибетские маги могут проводить и при солнечном свете, и в при­сутствии случайных прохожих. Тут все зависит от способностей создателя призраков, от того, насколько эффективно он спосо­бен концентрировать свою мысль. Надо иметь в виду, что ре­зультаты процесса материализации могут выйти из-под контро­ля. Это значит, что некоторые из материализованных признаков создаются произвольно. Это происходит в том случае, если со­здатель признака наделен достаточной духовной силой, или мгно­венно, или же постепенно. Сам процесс, включая все его фазы, очень длительный.
Описываются случаи, когда материализуется существо не­произвольно и оно похоже на создателя. Любопытно, что сам создатель может его не видеть, тогда как другие свидетели его видят и общаются с ним. Получается что-то вроде двойника. Но на самом деле таких двойников может появиться одновременно несколько. Поэтому говорить здесь о двойнике некорректно. Но в большинстве случаев создание не похоже на создателя. Но со­здатель творит то, что считает нужным. И это у него получается.
Приведем дословно три случая, которые были описаны оче­видцами и засвидетельствованы одновременно несколькими из них.
"Один служивший у меня юноша отправился навестить ро­дителей. Я отпустила его на три недели. По истечении этого сро­ка он должен был купить для нас припасы и нанять носильщиков для доставки грузов через перевалы. Молодой человек загос­тился у родственников, и о нем ничего не было слышно около двух месяцев. Я начала бояться, что он не вернется. Как-то но­чью я увидела его во сне. Он мне приснился в необычном для него костюме и с европейской шляпой на голове. Такой шляпы я у него никогда прежде не видела. На следующее утро один из слуг прибежал за мной с криком: "Уангдю идет! Я его сразу узнал!" Такое совпадение показалось мне любопытным. Я вышла из па­латки посмотреть на Уангдю. Мы стояли на возвышенности над равниной, и я очень отчетливо увидела внизу на дороге Уангдю. Он был одет совсем как в моем сне и поднимался один по тропе, петляющей зигзагами по горному склону. Я заметила вслух, что у Уангдю нет никакой поклажи, и стоявший рядом слуга отве­тил: "Он, должно быть, обогнал носильщиков". Кроме нас, Уангдю видели еще двое из наших людей. Мы продолжали наблюде­ние за приближающимся юношей. Он уже дошел до стоявшего у тропы маленького "шортена". Высота этого шортена на фунда­менте в форме куба со сторонами около восьмидесяти сантимет­ров, вместе с верхней его частью и шпилем не превышала двух метров. Он был сплошной кладки, наполовину из камня, наполо­вину из глины, и в нем не было ни одного углубления. Молодой человек прошел за шортен и больше не появлялся.
В этом месте, кроме одиноко стоявшего шортена, не было ни деревьев, ни домов, ни холмов. Сначала мы — слуга и я — предположили, что Уангдю присел отдохнуть в тени маленького памятника, но ничего не обнаружили. По моему распоряжению двое из наших людей пошли разыскивать Уангдю. Я следила за ними в бинокль. Они тоже никого не нашли.
В тот же день, к пяти часам пополудни, Уангдю появился в долине во главе маленького каравана. Он щеголял в знакомых мне шляпе и платье. Я их уже видела на нем — сперва во сне, потом в утреннем мираже. Ничего не рассказывая прибывшим, не дав им опомниться и поболтать со слугами, я принялась рас­спрашивать носильщиков и самого Уангдю. Из их ответов явст­вовало, что они все вместе ночевали слишком далеко от нашего Лагеря, чтобы кто-нибудь из них мог дойти до него рано утром. Кроме того, Уангдю все время не отходил от каравана ни на шаг. В течение нескольких недель сразу после происшествия у меня была возможность проверить правильность этих показаний у крестьян селений, где Уангдю с носильщиками останавлива­лись в пути, я убедилась, что люди сказали правду, и Уангдю ни разу от каравана не отлучался".
Второй случай описывается так:
"Как-то днем меня посетил один тибетский художник, с ув­лечением писавший ужасных тибетских богов и усердно им по­клонявшийся. За художником я разглядела немного туманный силуэт одного из его фантастических персонажей, так часто фи­гурирующих на его полотнах.
Я была так поражена, что невольно сделала резкое движе­ние, и художник направился ко мне, без сомнения, с намерением спросить, что со мной случилось. Я отметила, что призрак за ним не последовал. Быстро отстранив моего гостя, вытянула руку и сделала несколько шагов к призраку. Я ощутила прикосновение к чему-то неплотному, уступающему нажатию. Призрак рассе­ялся.
В ответ на мои вопросы художник признался, что он уже несколько недель вызывал виденное мною существо, а в этот день много работал над изображающей его картиной. Словом, все его мысли были сосредоточены на божестве, которое он меч­тал изобразить. Сам художник призрака не видел".
Пример произвольно вызываемого явления описывается так:
"В то время мой лагерь был разбит недалеко от Пунаритед в Кхаме. Однажды днем я разговаривала с поваром в хижине, служившей нам кухней. Юноша попросил выдать ему провизию. Я сказала: "Идем ко мне в палатку, ты там возьмешь из ящика все, что тебе нужно". Мы вышли. Подходя к палатке, полы ко­торой были откинуты, мы оба вдруг увидели сидевшего за моим столом на складном стуле главного ламу рите. Мы не удиви­лись т-7 этот лама навещал меня довольно часто. Повар тотчас же сказал:" К вам пришел "римпотше". Мне нужно вернуться приготовить для него чай, провизию я возьму потом". —"Хоро­шо, приготовь поскорее чай", — ответила я. Слуга ушел, а я поспешила к палатке. За несколько шагов до нее мне показа­лось, будто перед палаткой клубится и медленно от нее удаляет­ся пелена прозрачного тумана. Лама исчез. Очень скоро вернулл ся слуга с чаем. Не застав ламу, он очень удивился. Не желая Пугать его, я объяснила, что ламе нужно было только сказать мне два слова. Он занят и не мог остаться дольше. Я не приминула рассказать об этом происшествии самому ламе, но он только ехид­но захихикал и не захотел ничего мне объяснить".
Каковы же мотивы создания призрака? Одна из целей этого является обеспечение для себя могущественного покровителя. По­кровительство очень своеобразное — призрак появляется вмес­то хозяина в разных местах, там, где захочет хозяин. Это, как утверждают, в Тибете практикуется часто, Широко распростра­нено среди лам по утрам воплощаться в облик бога-хранителя. Это для них не представляет никакого труда, они могут превра­титься в кого угодно. Это делается для того, чтобы удалить от себя любые враждебные для него существа. Ведь они тогда вос­принимают его не как человека, а как божество. Они способны внезапно воплотиться в образ любого из многочисленных тибет­ских божеств.
Призраков ("Тульп") создают и с другой прагматической целью. Это слуга, послушное орудие для выполнения всех жела­ний. Призрак может быть создан любой по внешности, полу, воз­расту, наклонностям, красоте и силе. Но здесь есть одно важное "но". Дело в том, что призрак постарается освободиться от воли, опекунства своего хозяина. Поэтому это занятие не безопасное. С течением времени призрак видоизменяется, меняет свои каче­ства и становится коварным и злым. Если маг не в состоянии его уничтожить силой своей мысли, то призрак остается существо­вать независимо от него, творя вокруг себя зло.
Очевидец-женщина, которую мы выше цитировали, делит­ся своим опытом создания призрака — "Тульпы":
"Я решила тоже попытаться произвести опыт материализа­ции. Чтобы не подпасть под влияние внушительных образов ла­маистских божеств, всегда бывших у меня на глазах, так как их живописными и скульптурными изображениями я обычно себя окружала, я выбрала для материализации незначительную лич­ность — приземистого дородного ламу бесхитростного и весе­лого нрава. Через несколько месяцев добряк был создан. Мало-помалу он "закрепился" и превратился в нечто вроде незваного гостя. Он совсем не ждал моего мысленного приглашения и яв­лялся, когда мне было совсем не до него. В основном иллюзия была зрительной, но как-то я почувствовала задевший меня ми­моходом рукав платья и ощутила тяжесть его руки на своем пле­че. В это время я не жила в затворничестве, каждый день ездила верхом и, по обыкновению, пользовалась отличным здоровьем. Постепенно я стала замечать в своем ламе какую-то перемену. Черты лица, которыми я его наделила, изменились. Его толсто­щекая физиономия похудела и приняла хитроватое и злое выра­жение. Он становился все назойливее. Одним словом, лама ус­кользал из-под моей власти. В один прекрасный день пастух, при­носивший нам масло, увидел мой призрак и принял его за самого настоящего ламу во плоти. Может быть, мне следовало бы предо­ставить это явление его естественному развитию, но мой необыч­ный компаньон начинал действовать мне на нервы. Его присут­ствие превратилось для меня в настоящий кошмар. Я уже начи­нала терять контроль над ним и решила рассеять иллюзию. Мне удалось это только после полугода отчаянных усилий. Моему ламе жилось в это время не очень-то весело".
Для нас все описанное выше является крайне необычным. Тем не менее у тибетцев это не вызывает какого-то удивления. Они просто по-разному воспринимают, а точнее объясняют то, что видят. Одни считают, что имеет место внушение в чистом виде и никакого призрака как такового нет. Маг внушает всем мысль о существовании призрака, поэтому они его и видят. Это результат только мысленной концентрации мага. Другие счита­ют, что материализация действительно имеет место. Во всяком случае никто не сомневается в том, что ламы и маги могут делать практически все. Это касается мистиков, которые достигли высоких степеней духовного совершенства. Этим людям не обя­зательно и вовсе умирать, как считают тибетцы. Они могут рас­твориться, трансформироваться без остатка. Считают, что неко­торые из их национальных легендарных персонажей поступали именно так. Насколько это реально, можно судить из такого опи­сания, оставленного нам тем же автором:
"Одного из духовных наставников Траши-ламы звали Кионгбу римпотше. Во время моего пребывания в Жигатзе он был уже весьма преклонного возраста и вел жизнь отшельника на берегу Иесру в нескольких километрах от города. Мать Трашиламы глубоко его чтила, когда я у нее гостила, мне довелось слышать много необыкновенных историй из его биографии. Го­ворили, будто с годами рост ученого подвижника уменьшался. В глазах тибетцев это является признаком высокого духовного совершенства. Существует много преданий о рослых мистиках-магах, постепенно доходивших до крошечных размеров и, в конце концов, совершенно исчезающих. Когда стали обсуждать пред­стоящее освящение новой статуи Майнтрейи,Траши-лама вы­разил желание, чтобы ему эту церемонию проделал Кионгбу рим­потше. Однако святой заявил, что умрет раньше завершения по­стройки храма, где находилась статуя. Траши-лама попросил отшельника повременить со смертью и освятить храм и статую.
Подобная просьба может показаться европейцу нелепой, но она находится в полном соответствии с тибетскими верованиями в могущество великих мистиков, обладающих властью выбирать время своей кончины.
Учитель снизошел к просьбе Траши-ламы и обещал совер­шить обряд освящения храма. Приблизительно через год после моего отъезда из Жигатзе строительство храма и статуи довели до конца, и был назначен день торжественной церемонии освя­щения.
Когда этот день наступил, Траши-лама послал за Кионгбу римпотше роскошные носилки и почетный эскорт, чтобы доста­вить старца в Трашилхумпо. Всадники видели, как отшельник сел в носилки, захлопнули за ним дверцу, и шествие тронулось в путь.
Тем временем в Трашилхумпо собрались на торжество ты­сячные толпы народа. Велико было всеобщее изумление, когда Кионгбу римпотше появился без свиты и пешком. Он молча во­шел в храм, приблизился к статуе вплотную и постепенно с ней слился. Немного позже в окружении почетной свиты прибыли носилки. Открыли дверцу... в носилках никого не было. Многие утверждают, что ламу Кионгбу никогда больше не видели".
Как можно понять то, что произошло? Первый вариант. Мистик создал свой двойник-иллюзию, который вошел в носил­ки, а потом отправился в храм. При контакте со статуей призрак рассеялся. Сам лама в это время мог преспокойно находиться у себя дома. Второй вариант. Лама призрака не создавал, а про­сто воздействовал на расстоянии на всех присутствующих. Поэ­тому они видели то, чего на самом деле не было. Обсуждался и третий вариант, при котором ламы в это время уже вообще не было в живых. Он, как и говорил вначале, в свое время умер. Но поскольку пообещал, то создал вместо себя призрак-тульпу, ко­торый все описанное и проделал. Возможно ли такое? Специа­листы не сомневаются в том, что возможно. Они считают, что путем особого вида концентрации мысли можно создавать явле­ния и для будущего. Если при этом концентрация мысли прошла удачно, то целевая цепочка созданных по воле мага действий будет разворачиваться далее механически, не нуждаясь больше в содействии мага. Во многих случаях маг не в состоянии разру­шить созданное им же и воспрепятствовать явлению произойти в назначенное время, поскольку порожденная им же энергия, кото­рую он направил на определенную цель, уже находится вне его контроля.
Остановимся очень кратко на технике парапсихологических опытов, которую практикуют мистики и маги в Тибете.
Первое, что должен уметь каждый практикующий в облас­ти парапсихологии, должен владеть своим телом. Одним из уп­ражнений у тибетцев является "тумо". Само это слово означает тепло, хотя в обычной ситуации в этом смысле не употребляется. Но истинный смысл его глубже. Кто владеет "тумо", тот не за­мерзнет на высоте от 4000 до 5000 метров даже в легком платье. Он останется здоровым , прожив там в пещере на снежной вер­шине всю зиму. Но упражнение "тумо" не только обеспечивает тело теплом. По словам специалиста, "тело наполняется произ­водящей энергией, порождающей способности духовного сози­дания. Но эта энергия неуловима и невидима и не имеет ничего общего с грубой материей".
Тот, кто хочет овладеть искусством "тумо", должен отка­заться от одежды и никогда не приближаться к огню. Считается, что упражнениями не следует заниматься в помещении и даже в селении. Воздух должен быть чист как от дыма и запахов, так и от различных оккультных влияний.
Упражнение делается в единственном покрове из бумажной материи. Начинающим разрешается садиться на кусок циновки или на доску. Опытные ученики сидят на голой земле. На выс­шей стадии обучения они сидят прямо на снегу, на льду замерз­шего потока и т.д. Упражнение делают натощак.
Упражнение делают в одной из двух поз: в обычной позе медитации со скрещенными ногами или в сидячей позе на запад­ный лад. В последнем случае руки лежат на коленях, безымян­ный и средний палец подогнуты под ладонь, а указательный, мизинец и большой пальцы вытянуты. Вначале делается несколь­ко дыхательных упражнений. Ученик добивается свободного прохода воздуха через ноздри. Надо сосредоточиться мысленно и представлять себе, что из вас с воздухом извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, ложь и глупость. При вдохе же при­влекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей и все то, что существует в мире благородного и высо­кого.
Некоторое время надо сосредоточиться. Мысленно отре­шиться от любых размышлений и забот. После этого надо погру­зиться в глубокое созерцание и покой. Надо вообразить в своем теле на месте пупка золотой лотос. Надо представить себе, что в центре лотоса стоит сияющий, как солнце, слог (часть слова) "рам". Выше над ним находится слог "ма" А из этого последне­го слога появляется богиня Дорджи Налджорма.
Эти слоги именуются "семенем". Их надо рассматривать не как символически выражающие различные понятия, а как жи­вые существа, которые способны двигаться и стоящие во весь рост. Слог "рам" означает огонь. Но надо представлять себе не просто огонь, а зародыш, источник, семя огня. Индусы при этом очень большое внимание придают артикуляции указанных слов-зародышей. Они убеждены, что в произносимых звуках и содер­жится их созидательная сила. В Тибете указанные слоги исполь­зуют в качестве схематических форм стихий, божеств и т.п. Пред­ставление об указанных слогах столь сильное, что опытный силь­ный маг, представив себе слог "рам" как живой образ, способен зажечь что угодно. Он может таким путем создать пламя даже там, где нет никакого горючего.
Выполняя упражнение, после того, как из слога "ма" по­явилась богиня, ученик должен представить себе, что она — это он, то есть он должен отождествиться с ней. После этого ученик созерцает букву "а" на месте пупка богини и букву "ха" на ее макушке. Он совершает медленные глубокие вдыхания и пред­ставляет себе, что они действуют наподобие кузнечных мехов, которые раздувают тлеющий под теплом огонь. Надо представ­лять себе, что пламя находится в "а" и имеет форму небольшого комочка. Каждый вдох должен вызывать ощущение струи возду­ха, которая проникает до пупка и раздувает огонь. После каж­дого глубокого вдоха следует задержать дыхание. Продолжи­тельность задержки должна постепенно возрастать. Но мысль должна непрерывно сосредоточенно следить за рождением пла­мени, которое поднимается по вене "ума", которая проходит вер­тикально в центре тела.
В литературе имеется и более прозаический вариант этого упражнения.
Для выполнения упражнения надо сесть на корточки, скрес­тить ноги и пропустить их под бедрами. Надо соединить руки и совершить следующие движения:
1.  Вращать желудок три раза справа налево и три раза сле­ва направо.
2. Делать желудком взбивающие движения с максимально возможной энергией.
3.  Раскачиваться,   встряхиваться, подражая при этом дви­жениям норовистой лошади. Рекомендуется слегка подпрыгнуть, не меняя позы со скрещенными ногами.
Указанные три упражнения рекомендуется повторить три раза и закончить большим прыжком. Надо постараться подпрыг­нуть как можно выше. Это упражнение чем-то похоже на индус­скую Хатху-йогу. Но последнее упражнение продолжают до тех пор, пока живот не примет "форму горшка". При этом дыхание задерживается. Затем следует слить себя с образом богини Дорджи Налджормы, как это уже было описано. Надо представить себе, что в каждой ладони вы держите по солнцу. По солнцу находится и под подошвами ваших ног и под пупком. Когда со­лнца трутся друг о друга, в руках и ногах вспыхивает огонь.
Огненные языки доходят до солнца под пупком, и это солнце вспыхивает. При этом все тело наполняется пламенем. Возника­ет убеждение, ощущение, что при каждом выдохе пылает весь мир. В этом варианте упражнение заканчивается двадцать од­ним большим прыжком.
Усвоил ли ученик упражнение, определяется очень нагляд­но. Экзамен проводят на водном бассейне (реке), которая покры­та льдом. Делают проруб. Экзаменующиеся совершенно голые усаживаются на землю, скрестив ноги. Обязательным условием является сильный резкий ветер. Проруб делают для того, чтобы в ледяную воду можно было опустить простыни. Они должны там замерзнуть. А сдающий экзамен должен закутаться ими оле­денелыми. Затем их высушить своим собственным телом. Так эффект от упражнения становится очевидным. Но испытание пос­ле этого продолжается — простынь снова мочат в проруби, и все повторяется. Все это длится всю ночь до рассвета. Победите­ля в таких коллективных экзаменах-соревнованиях определить не трудно, сосчитав количество высушенных каждым участни­ком простыней. Сколько их. Пишут, что некоторые испытуемые за ночь успевают высушить до сорока ледяных простыней. Но для того, чтобы сдать экзамен, необходимо высушить не менее трех простыней. Надо иметь в виду, что применяемые для этого простыни по величине равны большой шали.
Телепатия в практике тибетцев очень широко распростра­нена. Ученики часто общаются со своим учителем телепатичес­ким путем. Принципы, естественно, те же, что и уже были нами описаны. Результативность достигается концентрацией мысли. Можно развить в себе телепатические способности путем трени­ровок. Но есть люди, обладающие этой способностью от рожде­ния, от природы. В любом случае телепатия, как и все паранор­мальные способности, является результатом духовного совер­шенствования. Что касается специального обучения телепатии у тибетцев, то оно включает следующие упражнения.
Вначале надо выполнять все упражнения, которые дозво­лят войти в состояние транса. При концентрации мысли на од­ном объекте. Упражнения делаются до тех пор, пока субъект (тот, кто выполняет упражнение) полностью не сольется с объектом (с тем, кому он хочет телепатировать). Обязательно необходимо выполнять и дополнительные упражнения, позволяющие "опус­тошать" свое сознание от любой умственной деятельности. Надо стремиться создать в своем сознании состояние полного безмол­вия и совершенного покоя.
После этого надо выполнять упражнения по распознава­нию и анализу разнородных явлений, которые вызывают внезап­ные и необъяснимые психические и физические ощущения и осо­бые состояния сознания. Это —радость, печаль, страх, неожи­данные воспоминания о лицах, предметах, событиях, которые на первый взгляд не имеют никакой связи с ходом мыслей или же с действиями человека, который все это ощущает.
По тибетской традиции описанные схематически занятия ученик проводит в продолжении нескольких лет. Только после такой многолетней тренировки ученик допускается медитировать вместе с учителем. Такая совместная медитация проходит следу­ющим образом. Учитель и ученик закрываются в тихой, плохо освещенной комнате. Они оба концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения проводится его разбор (анализ). Ученик при этом рассказывает учителю обо всех фазах своей медитации. Он высказывает различные идеи, кото­рые возникли у него в процессе медитации. Он обсуждает с учи­телем свои субъективные представления. Вся эта информация сопоставляется с моментами медитации самого учителя. В ре­зультате анализа выявляются сходство и расхождения. Это был первый этап обучения телепатии.
На втором этапе ученик ничего не знает и не подозревает о предмете медитации учителя. Но он готовит свое сознание к вос­приятию образов, которые создает в своем сознании учитель. Ученик старается воспрепятствовать тому, чтобы в его сознании возникали какие-либо мысли. Он старается создать там полный вакуум. Если он этого добился, то дальше он наблюдает за не­ожиданно появляющимися мыслями, чувствами, представления­ми, которые ему кажутся чуждыми по его собственным интере­сам и представлениям. В конце выполнения упражнения опять же проводится разбор. Учитель и ученик проводят совместный ана­лиз ощущений и восприятий ученика и тех образов, которые те­лепатировал учитель.
После этого следует третий этап обучения телепатии, в ходе которого учитель задает ученику конкретные задания. Ученик во время проведения упражнений этого этапа находится на неко­тором расстоянии от учителя. Это расстояние пока что выбира­ется небольшим. Ученик должен во время упражнения сосредо­точиться и настроиться на прием информации от учителя. Если он правильно понял учителя, он ему отвечает сигналами или сво­ими действиями. Поэтому результат (положительный или отри­цательный) тут налицо. По мере закрепления положительных ре­зультатов расстояние между учителем и учеником постепенно увеличивается. Так, если они вначале находились в пределах одной комнаты, то теперь они могут рассредоточиться в разных комнатах. В зависимости от способностей и успехов ученика он может даже вернуться в собственную обитель (хижину или пеще­ру). Он может через некоторое время постепенно удаляться от жилища учителя на несколько километров.
Способности и телепатические способности учителя нахо­дятся вне сомнения. Он может читать мысли любых людей, в том числе и в любом объеме. Поэтому учитель всегда знает, когда его ученик готов выйти с ним на связь. Поэтому проблемы пред­варительного расписания или предварительной договоренности о времени проведения телепатических сеансов не существует. Проведение телепатического сеанса начинается с того, что уче­ники, которые рассредоточены на некотором удалении от учите­ля, начинают "созваниваться" (телепатическим способом) меж­ду собой. Обычно эти упражнения предполагают участие в них кроме учителя нескольких учеников. Когда ученики телепати­чески согласовали время проведения сеанса, подключается к сеансу и сам учитель. Те, кто уже находится на достаточно высо­кой степени совершенства по линии телепатии, проверяют свои успехи на своих коллегах — других учениках. Они посылают им телепатические сообщения в то время, когда те о них не дума­ют, не ждут их. Если удается их принять, то это свидетельствует об успехе тех и других. Ученики пытаются внушить своим кол­легам не только определенные мысли, но и действия. Некоторые из них пытаются внушить действия животным. И у них это часто получается. Но эти успехи не приходят сразу. На упражнения уходят годы. Этот срок зависит от природных способностей осо­бых паранормальных способностей (особенностей) данного кон­кретного ученика. Далеко не все желающие добиваются боль­ших успехов, достигают высокого уровня.
Надо иметь в виду, что это не курсы по телепатии, на кото­рых одна большая группа слушателей сменяет другую. При та­ком обучении все очень индивидуально. Учеников, замкнутых на одного учителя, мало, не более шести, а то и меньше. Ученики на короткое время собираются около учителя в какой-нибудь уединенной равнине вокруг жилища учителя (отшельника). У каждого слушателя (ученика) имеется своя примитивная хижи­на. Так хижины учеников располагаются по кругу радиусом в один-два километра от центра, где находится пещера учителя. Но главное правило достижения успехов в телепатии состоит в следующем: человек должен перестать рассматривать себя и "дру­гих" совершенно обособленными, лишенными точек соприкос­новения сущностями. Если эта преграда преодолевается, то те­лепатическая связь осуществляется просто. Телепатия осущест­вляется путем подключения к информационному полю Вселен­ной. Из опытов с животными и растениями (вроде опытов Бакстера) ясно, что и животные и растения надежно подключены к информационному полю Вселенной. Проблемы только с челове­ком, несмотря на его усовершенствованную центральную нерв­ную систему и самый большой мозг. Для того, чтобы человек мог подключиться к информационному полю, ему надо пройти боль­шой и не простой путь духовного совершенствования.
Приведем еще несколько парапсихологических упражнений тибетских лам.
Исключительно важное значение тибетцы, как индусы, при­дают дыханию. Мистики Тибета говорят: "Дыхание —лошадь, дух — всадник". Лошадь должна быть послушна всаднику. Кто овладел техникой дыхания, тот не только приобретает физичес­кую силу, но и побеждает в себе нежелательные страсти, гнев, плотские желания. Так достигается безмятежность, склонность к размышлению и пробуждение духовной энергии. Дыхательная гимнастика состоит в том, что тренирующийся принимает опре­деленные позы во время выполнения различных способов вдыха­ния, задержки и выдоха. Тренируются, как правило, голыми. О приобретенной учеником квалификации, о степени этой квали­фикации можно судить по форме живота во время задержки ды­хания. Собственно, они используют дыхательные упражнения индийских йогов.
Дыхание влияет как на тело, так и на дух. Тибетцы разра­ботали два метода. Первый — самый легкий — приводит к ус­мирению духа путем дыхательного процесса. Второй метод бо­лее суровый. Он позволяет регулировать дыхание и так доби­ваться спокойствия духа.
К дыхательным упражнениям часто присовокупляют меди­тацию — созерцание. Для этого привлекают магические круги, которые по-тибетски называются "Кйилкхоры". Такой круг пред­ставляет собой некий вид диаграммы, начертанной на бумаге или ткани. Круг может быть выгравированным на камне, метал­ле или дереве. Собственно, такие "круги" изготавливают и при помощи маленьких флажков, светильников, ароматических па­лочек, сосудов, наполненных различным содержимым, и тому подобное. Такой круг должен изображать целый мир в миниатю­ре. В этой картинке все изображено аллегорически. При этом божества или ламы изображаются в виде маленький пирамиды из теста. Ее называют "торма". Магические круги можно созда­вать и другим способом. Их можно просто начертить на досках или же на земле сухими порошкообразными красками. Магичес­кий круг может иметь три метра в диаметре. Такие гигантские колеса обносятся оградой из дерева или же из раскрашенного картона. Эта ограда должна изображать крепостные стены с во­ротами. В определенных местах устанавливаются маленькие флажки и алтарные светильники.
На первый взгляд это напоминает несложную детскую игру. Поиграли и бросили. Но на самом деле здесь игра очень серьез­ная, она иногда стоит жизни. Недаром это не просто круг, а ма­гический круг. Здесь одно из двух: или все будет построено точь-в-точь как положено, или все обернется против создателя боль­шой бедой. Таким образом, создание магических кругов являет­ся очень непростой наукой (архитектурой?), на освоение законов которой уходят годы. Малейшая ошибка в рисунке, красках, размещении действующих лиц или окружающих предметов мо­жет обернуться бедой против создателя круга. Поэтому и начи­нать строить магический круг без разрешения учителя нельзя. Это разрешение имеет форму посвящения. Посвящение на созда­ние магических кругов должно быть достаточно высокого уров­ня, степени. Но дело тут не только в знании. Можно создать круг в полном соответствии с правилами, а он будет оставаться про­сто мертвой вещью и никакими магическими свойствами обла­дать не будет. Так происходит в том случае, если создатель кру­га не был посвященным, не получил нужной силы, энергии для одухотворения своего детища. Только некоторые ламы, кото­рые удостоены высших степеней посвящения, знают символичес­кие значения магического круга. Только они обладают знанием, как таким кругом пользоваться. Только такие ламы могут руко­водить посвященным учеником при создании магического круга.
Создание магического круга учеником делится на два эта­па. На первом этапе он создает материальный магический круг. На втором этапе он должен вдохнуть жизнь, дух в этот круг. На первом этапе ученик под руководством учителя создает основу, опору магического круга. В центре круга помещают централь­ную фигуру, или главное действующее лицо. Затем вокруг него создают мир, в котором это лицо по своей сути должно обитать. В этот окружающий мир входят и существа, которые должны по сути окружать центральную фигуру. Их изображают различны­ми фигурами или просто символами. При этом ученик должен научиться четко распознавать разнообразные образы. Вначале ученик собирает информацию о создаваемых им образах везде, в том числе в книгах. Затем, по мере того как это творчество его захватит полностью, нужная ему информация будет приходить к нему сама, непроизвольно, по мере того как она ему будет нуж­на. Это необходимый элемент любого настоящего творчества.
После создания материальной основы магического круга в него надо вдохнуть дух, жизнь. Мы себе представляем, что уста­навливали изображение бога и начинали ему молиться. Отнюдь нет. Устанавливали изображение бога или скульптуру, а затем обязательно давали этому изображению, скульптуре жизнь. То есть в неживой, неодушевленный предмет при помощи духовной эма надо вдохнуть жизнь, жизненную силу. Такой бог был спосо­бен оказывать влияние на ход событий. Он был включен в цепоч­ки информационно-энергетических потоков, соединяющих все живое и неживое в природе, включая, конечно, и человека. Для того, чтобы такой одухотворенный идол оставался в этой ин­формационной цепи, то есть чтобы он мог оказывать влияние на ход событий и судьбы людей, надо регулярно мысленно к нему обращаться. Надо ему молиться регулярно и страстно. Чем боль­ше людей ему молятся, тем больше сила такого идола.
Здесь мы подошли к очень важному, принципиальному во­просу: как указанный идол, рукотворный и человеком одухо­творенный идол, божество относится, соотносится к тому едино­му Богу. Который является единственным Творцом всего. Что касается идола, то он является информационным узлом, к кото­рому стекается информация и благодаря этому имеется возмож­ность оказывать влияние на события посредством этой информа­ции. Идол не выполняет своих собственных желаний. Он, как звено в информационной цепи, служит своего рода зеркалом. Если идолу перестать молиться, он теряет свою силу, он переста­ет быть идолом. Люди поклонялись идолам не зря, они ощущали от этого определенный эффект. Через идола можно было направ­лять потоки информации в нужном направлении. Если за здоро­вье какого-то человека молились у идола многие люди, то эта информация — энергия концентрировалась на нем и отражалась в сторону этого человека. Это давало свои плоды. Но идола не надо путать с Творцом. И, конечно, лучше молиться единому Богу, которому молятся все (или большинство), чем какому-то местечковому идолу. Кстати, если питательной силы, которая создается концентрацией мысли, направленной на него, идолу не хватает, то он перестает выполнять свои функции усилителя и ретранслятора. Он превращается из одухотворенного предмета в мертвую материю. Недаром индусы считают большим грехом прекращать или прерывать ежедневные служения-молебны уже одухотворенным богам-идолам. Правда, для определенных це­ремоний создаются какие-либо изображения богов, идолы и т.д. Они должны функционировать только на время этой церемонии. Если это так, то не заботятся о том, чтобы этим временным бож­кам молиться ежедневно. Тут в самый раз задуматься об изобра­жениях коммунистических идолов, которым возносили хвалу ежедневно и выражали им непрерывно благодарность за счас­тливую жизнь. Их изображения за 70 лет были очень сильно на­молены. Но сейчас эти изображения постепенно теряют свою ду­ховность и превращаются в кусок материи. Надо очень осторож­но относиться с каждой вещью, с которой вы длительное время очень близко связаны. Старайтесь, чтобы она не оказалась где попало и у кого попало. Вы связаны с ней узкими информацион­ными узами.
Вернемся к магическому кругу. Ученик создал его матери­альную основу и ему предстоит сделать главное — вдохнуть в него дух, жизнь. Как это делает ученик на практике? Дадим опи­сание одного из вариантов такого одухотворения.
"Вызывают в воображении образ божества. Сначала созер­цают только этот образ. Затем из тела божества возникают дру­гие формы. Некоторые из них идентичны по образу, другие отли­чаются друг от друга и от первоначального образа. Этих созда­ний часто бывает четыре, но при некоторых видах медитации они исчисляются сотнями, чаще их бывает неисчислимое множе­ство. После того, как эти разнообразные божества, окружаю­щие центральную фигуру, станут очень отчетливыми, они долж­ны мало-помалу снова одна за одной раствориться в ней. Она опять оказывается в одиночестве и затем начинает раскрывать­ся. Первыми исчезают ноги и таким же образом, медленно и по­степенно, рассеивается все тело. Наконец, исчезает голова, и от всей фигуры остается только точка. Она может быть темной, цвет­ной или ярко светящейся. Учителя-мистики связывают с этой осо­бенностью степень духовного развития ученика. В конце концов точка приближается к погруженному в медитацию ученику и вхо­дит в него. Тут же надо заметить, какой частью тела точка по­глощается. За этим упражнением следует период медитации, и затем точка выходит из тела ученика, причем нужно повторить указанные выше наблюдения. Некоторые учителя указывают ученику, в каком месте точка должна слиться с его телом и снова появиться. Обычно это место находится между бровями. Другие, наоборот, советуют не стараться направлять ход развития иллю­зии и ограничиться только ее наблюдением. Или же наставник рекомендует тот или иной из этих методов в соответствии с пре­следуемой целью. Выделившаяся из тела ученика точка удаляет­ся, превращается в головку, затем появляется все тело; из тела возникают другие формы, снова поглощаемые центральной фи­гурой. Фантасмагория опять разворачивается в том же порядке, повторяясь столько раз, сколько мистик сочтет полезным".
Это только пример одного из вариантов. В другом вариан­те центральной фигурой в магическом круге выступает лотос. В воображении ученика вместо божества возникает лотос. Другие персонажи возникают поочередно на лепестках лотоса. Цент­ральная же фигура занимает место на венчике цветка. Иллюзия дальше разворачивается в такой последовательности. Вначале цветок (лотос) распускается. При появлении все новых и новых листков появляются новые персонажи. Затем, как и в первом варианте, все сворачивается, цветок постепенно закрывается, число персонажей уменьшается до нуля. Каждый лепесток лото­са, закрываясь, испускает луч света, который затем исчезает в сердце лотоса. Последним сворачивается венчик цветка, на ко­тором находится центральная фигура, божество. Когда он сво­рачивается, то из него также испускается свет. Этот свет прони­кает в ученика (монаха), погруженного в медитацию. Как ви­дим, в этом варианте суть та же, что и в первом, различаются они только по форме.
Один из вариантов состоит в том, что персонажи (божест­ва) медитирующий размещает не на листочках лотоса, а в раз­личных местах своего собственного тела. Они сидят на его пле­чах, руках, голове и т.д.
Специалисты утверждают, что после достижения определен­ного уровня и приобретения опыта медитирующий наблюдает такой спектр разных явлений и персонажей, что компьютерные игры европейцев меркнут по сравнению с этим. Опытный маг может не только оживить, одухотворить божество, но и воздей­ствовать на такие природные явления как ветры, бури, дождь, снег, град. Занимаются они этим не только успешно, но и резуль­тативно для своего благополучия — крестьяне выплачивают им весьма ощутимый оброк за то, что они защищают их земельные участки с посевами от всяких напастей. Это весьма широко рас­пространено в Тибете. Те же крестьяне, которые не согласны на такой "добровольный" оброк, очень даже жестоко бывают на­казанными. В одной из книг приводились свидетельства такого наказания: маг, в услугах которого крестьяне не нуждались и отказались в качестве оброка работать на него, нагнал тонадо на их поля и весь урожай был уничтожен. На соседних участках не упало ни одно зерно из колоска. Такова сила этих магов-ме­теорологов, о которой свидетельствуют европейские очевидцы. Надо подчеркнуть, что очевидцы свидетельствуют, что очень немногие маги достигают квалификации, необходимой для того, чтобы управлять стихиями.
Мы не видим свою задачу в том, чтобы изложить всю систе­му парапсихологической учебы в Тибете. Попутно заметим, что она на много порядков совершеннее той, которая существует в Мюнхенском институте парапсихологии. Наша задача в дру­гом — чтобы подчеркнуть основную мысль, основной стержень всей книги — что все осуществляется через информационное поле Вселенной, через Мировой разум. Все сводится к тому, как научиться получать информацию из информационного поля и как использовать, направлять эту информацию. Об этом свидетель­ствуют как специалисты Запада, так и парапсихологи Востока, в частности Тибета. Правда, далеко не всегда все излагается и представляется в указанных терминах, но это не меняет самой сути дела.
Имеются духовные учителя в Тибете, которые принадле­жат к одной из двух групп. Первые — это монахи, которые при­знают, что средством духовного самосовершенствования чело­века является соблюдение им нравственных правил и монастыр­ского устава. Вторые состоят из весьма разнородных учителей, но всех их объединяет название сторонников "прямого пути". Считается, что этот путь авантюрный. Те же, кто следует по это­му пути, считают, что они поступают как путники, которые же­лают подняться на горную вершину сразу по прямой линии, а не постепенно по вьющейся горной дороге. Они считают, что они взбираются на вершину горы по ужасающей крутизне, переби­раясь при этом через пропасти подобно скалолазам с помощью перекинутых и закрепленных канатов. Эта дорога, путь для са­мых смелых, самых опытных. На этом пути, как и в альпинизме: один неосторожный шаг может привести к страшному духовно­му падению. В результате путник может оказаться на дне распут­ства и порока, докатившись до состояния существа низшей де­монической природы.
Приведем примерную программу духовного совершенст­вования приверженцев "прямого пути":
" 1. Прочитать как можно больше разнообразных религиоз­ных и философских книг. Часто слушать проповеди и речи уче­ных наставников, исповедующих различные истины и теории. Испробовать на себе самом всевозможные методы.
2.  Из всех изученных доктрин выбрать одну, отбросив ос­тальные, подобно орлу, намечающему себе добычу из целого ста­да.
3.  Жить скромно и не стараться выдвинуться, иметь смирен­ный вид, не привлекать внимания, не стремиться быть равным великим мира сего. Но под личиной незначительности высоко вознести свой дух и быть неизмеримо выше славы и почестей земных.
4.  Быть ко всему безразличным; поступать как собака или свинья, пожирающие все, что бы им не попалось; не выбирать лучшего из того, что вам дают; не делать ни малейшего усилия получить или избежать и т.д. Принимать, что выпадет на долю — богатство или бедность, похвалы или презрение; перестать отли­чать добродетель от порока, доблестное от постыдного, добро от зла. Никогда не скорбеть, не раскаиваться, не предаваться сожалению, что бы ни произошло; с другой стороны, ничему не радоваться, не веселиться и ничем не гордиться.
5. Бесстрастно и отрешенно наблюдать борьбу мнений и раз­нообразную деятельность живых существ. Думать так: "Такова природа вещей, образ жизни различных индивидуальностей". Созерцать мир подобно человеку, глядящему с самой высокой вершины на расположенные далеко внизу горы и долины.
6.  Шестой этап описать нельзя, он тождественен понятию пустоты. Здесь под понятием пустоты надо понимать отсутствие "эго".
Популярны два вида упражнения. Одно из них заключается во внимательном наблюдении за непрерывной деятельностью сознания. При этом нельзя создавать никакие помехи этому по­току сознания. Другое упражнение состоит в том, чтобы задер­живать беспорядочную работу сознания и фиксировать его для того, чтобы сконцентрировать свою мысль на одном предмете. Как видно, эти упражнения по своей установке противополож­ны друг другу.
Начинающему ученику учитель назначает, или первое или второе упражнение. Иногда их чередуют. После тренировки ка­кой-то отрезок времени в первом упражнении, назначают такую же тренировку во втором. Возможен и вариант попеременно за­ниматься то одним, то другим упражнением. Но это предполага­ет определенный опыт. Наиболее опытные ученики могут чере­довать оба упражнения без перерыва, даже в течение одного дня.
Уметь концентрировать свою мысль на чем-то определен­ном — это первое условие для любого, кто хочет научиться вли­ять на паранормальные явления. Это необходимо уметь делать при всех видах медитации. Специалисты отмечают, что упраж­нение по наблюдению за круговоротом деятельности сознания очень непростое и его могут выполнять только ученики с разви­тым интеллектом.
При выполнении упражнения по концентрации мысли ис­пользуют различные приспособления. Ими могут быть круги из цветной глины различных оттенков, покрытая водой круглая поверхность, огонь, который наблюдают сквозь проделанное в экране круглое отверстие. Наблюдают за определенным из ука­занных предметов до тех пор, пока не начинают видеть его с закрытыми глазами так же отчетливо, как и с открытыми. Это вырабатывает привычку к концентрации сознания. Оно не имеет ничего общего с гипнозом. Каждый ученик выбирает для кон­центрации сознания, мысли тот предмет, который для него более результативный, с помощью которого тренировки идут наиболее результативно. До какой степени должна быть доведена концент­рация мысли, сознания, можно убедиться из такого случая. Если он и выдуман, то является очень удачной иллюстрацией самой сути упражнения по концентрации сознания. Вот он:
"Один юноша просит отшельника быть его духовным на­ставником. Учитель желает, чтобы ученик приобрел прежде все­го навыки концентрации сознания. "Чем вы обычно занимае­тесь?" — спрашивает он жаждущего озарения ученика. "Я пасу яков", — отвечает тот. "Хорошо, — говорит учитель, — со­средоточьте мысли на яке". Ученик располагается в пещере, до некоторой степени приспособленной для жилья, каких много в районах пастбищ, и начинает тренировку. Через некоторое вре­мя учитель отправляется к предающемуся медитации ученику и зовет его, приказывая выйти к нему. Ученик слышит зов, встает и хочет покинуть свое убежище, но не может. Медитация достиг­ла намеченной цели — он уже отождествил себя с объектом (яком), на который были направлены его мысли, и до такой сте­пени с ним слился, что потерял ощущение собственной личности. Барахтаясь в выходе пещеры, будто стараясь преодолеть какое-то препятствие, ученик заявляет: "Я не могу выйти, мне мешают рога". Ученик чувствовал себя яком".
В качестве объекта концентрации сознания рекомендуется выбрать какой-либо пейзаж, например, сад. Его надо созерцать, наблюдая во всех подробностях. При этом надо запомнить рас­тущие в нем разнообразные цветы, их расположение, деревья, присущую каждому из них высоту, форму ветвей, разницу в ли­стве и так последовательно изучать все подробности, обходя весь сад и запоминая все особенности, какие только можно отметить.
Когда вы получите определенное представление о саде, когда он будет стоять во всех подробностях перед вашими закрытыми глазами, начинаете главную часть упражнения. Мысленно уда­ляете из всего пейзажа, из всей картины одну деталь, потом вто­рую, потом третью. Постепенно цветы теряют свою окраску и форму. Затем они просто рассыпаются и даже пыль, оставшаяся от них, рассеивается. Деревья лишаются своей листвы, а их вет­ви сжимаются, исчезают, но так, как будто они входят в ствол. Сам же ствол выпрямляется, все больше и больше утончаясь, пока не превратится в тоненькую линию. Линия утоньшается все больше и больше, а затем вовсе исчезает. Так из всего роскош­ного сада остается только одна голая земля. Но ваша работа продолжается. Вы должны постепенно удалить все — и камни, и землю и все, что там было. Так, в конце концов, исчезает все.
Это упражнение ( и ему подобные) приводят к выработке у нас процесса уничтожения представлений о мире форм и мате­рии, в результате чего достигается чистое и бесконечное про­странство. Так вырабатывается и закрепляется понятие и пони­мание бесконечности сознания и постижение сферы "пустоты", а также сферы, где уже нет ни сознания, ни его отсутствия. Указан­ные четыре вида медитации в буддизме считаются классически­ми. Поэтому мы их и приводим. Их еще называют "медитация без форм".
Как достичь описанного выше своеобразного состояния со­знания? Пути самые разные — и все очень индивидуально. Иног­да все это достигается вообще без какой-либо подготовки, чело­век впадает в такое состояние самопроизвольно, вдруг, незави­симо от того, чем он занимался и где он находился. Но таких людей очень немного, их просто единицы. В основном же на пути достижения такого своеобразного состояния сознания придется очень много потрудиться и ученику и учителю, применяя различ­ные хорошо разработанные методы. В частности, такое состоя­ние сознания может явиться результатом созерцания при выклю­ченной рассудочной деятельности. Оно может достигаться и вследствие ряда кропотливых самонаблюдений или даже иссле­дований и размышлений о явлениях внешнего мира.
Второе упражнение состоит в наблюдении, созерцании ка­кого-либо конкретного предмета. Вы должны сосредоточиться на этом предмете и ничего кроме него не видеть. Ни о чем дру­гом, кроме этого предмета, вы не должны думать или вспоми­нать. Он один должен завладеть вами всецело. Через какое-то время вы начнете постепенно терять ощущение собственной лич­ности. Вы начинаете отождествлять себя с созерцаемым предме­том. Постарайтесь достичь такого единения с этим предметом, как это получилось у ученика, который стал яком. Это идеал. Но тут настоящая работа вашего сознания только начинается. Став стулом или столом, вы начнете испытывать особые ощущения, которые связаны с особенностями его формы, веса, размеров и т.п. Ощутив это, вы должны начать созерцать себя (этот предмет) изнутри. Сейчас уже вы не вы, а предмет внешнего мира. Если вы стали деревом, то будете четко ощущать, что ваше тело пред­ставляет собой жесткий, негнущийся древесный ствол с ветвями. Вы должны четко ощущать колебание ветвей, их движение, скры­тую жизненную силу, циркуляцию соков дерева и т.д. Но этим вы не должны ограничиваться. Вы должны своим сознанием уви­деть, созерцать человеческое существо, которое сидит перед де­ревом, то есть самого себя, каким вы были, пока не стали дере­вом. Значит, вы и дерево и человек. Человек рассматривает де­рево, изучает его во всех подробностях. Дальше вы перемещае­те свое сознание полностью в сидящего человека и уже с этих позиций рассматриваете дерево. Указанная тренировка позво­ляет убедиться в том, что сознание-дух не обитает ни в сердце, ни в голове, и таким путем можно высвободить дух из тела.
Читатель вряд ли будет заниматься описанными упражне­ниями. Но эти упражнения, как и подобные им, позволяют чело­веку понять, что наши представления обо всем в мире можно изменить, что можно полностью отказаться от всех общеприня­тых рутинных представлений. Так можно помочь себе преодо­леть давлеющие над нами догмы. Конечно, все это философия, мировоззрения. Поэтому-то мы и приводим эти факты. Философ­ский аспект можно понять на таком поучительном примере. Спра­шивают ученика: "Что развевается по ветру: ветер или флаг?" Одни отвечают, что движется флаг, другие — что ветер. А учи­тель поясняет, что на самом деле движение не имеет отношения ни к ветру, ни к флагу. А находится в движении нечто, что нахо­дится как внутри воздуха, так и внутри флага!