Конкурс-4. Знаменитые и несчастливые. Голосование!

Клуб Золотое Сечение
Всем авторам площадки привет от Злобного Мышалета.


Продолжаем серию конкурсов "Знаменитые и несчастливые".

В нашем четвертом конкурсе музой будет выступать Екатерина Долгорукая.


Она изображена на картине Ивана Крамского "Неизвестная".

Что дошло об этой красивой и несчастливой женщине до наших дней?

 Эта та, что могла бы при определённых обстоятельствах стать российской императрицей?
1922 год. В Ницце на 78 году жизни скончалась женщина, всеми на родине забытая. Русская аристократка княгиня Юрьевская, морганатическая супруга императора Александра II. По прямой линии – наследница древнего рода Рюриковичей, в девичестве – Екатерина Михайловна Долгорукая. Ну и что, мало ли русских аристократок нашло вечный покой за пределами России и похоронено на православных погостах по всей Европе? Много, конечно. Но эта женщина все же заслуживает особого внимания в связи с теми фактами ее биографии, которые поведала миру известный искусствовед Ирина Чижова.
Современники неожиданно увидели в образе своеобразную вульгарность, то есть излишнюю чувственность, не вязавшуюся с представлениями о светской даме. Если согласиться с доводами Ирины Чижовой, то Крамской просто очень точно, на уровне творческого обобщения, уловил положение, в котором оказалась княгиня Екатерина Долгорукая, многолетняя содержанка императора Александра II, мать четверых его незаконнорожденных детей, так и не вступившая на трон в роли императрицы Екатерины III.
Венчание Александра II на русский императорский престол случилось в 1856 году. Ему исполнилось уже 38 лет. В соборе он сам возложил на голову коленопреклоненной жены Марии Александровны маленькую корону. В этот момент грянул пушечный залп. Императрица вздрогнула, корона упала. Она подняла ее и пробормотала: «Это знак того, что я недолго проношу ее». И ошиблась.
На первых порах Александр скрывал свою страсть. Однако молодая фаворитка была самого знатного происхождения и к тому же русская, чем он очень гордился. Влюбленные никогда не разлучались (разве что на период русско-турецкой войны). Царь стал подумывать о легализации отношений, пообещав любовнице, что после смерти жены сделает ее императрицей. Мария Александровна была больна чахоткой, но, несмотря на все муки, выпавшие на ее долю, решила жить вопреки диагнозу. Дело в том, что Екатерина Долгорукая родила императору сына Георгия, который в случае ее коронования мог стать наследником престола. И больная женщина жила, сохраняя право на престол для своего сына Александра. После ее смерти и вскрытия тела, врачи были потрясены силой ее духа. Как при таком поражении дыхательных органов, несовместимых с жизнью, можно было жить?
Император Александр старел. Ему было уже за шестьдесят. А его любимая Катенька и после рождения детей находилась в полном блеске своей красоты. Она так долго ждала обещанного воцарения, ее так долго не признавала семья Александра, что ее существование тоже было далеко от идеального. (Хотя в последние годы жизни Александра она жила в Зимнем дворце, и ее покои находились прямо над комнатами Марии Александровны, этажом выше). Долгорукой хотелось царить и в искусстве, а не только в сердце государя. Потому император и решил заказать ее портрет одному из самых популярных художников того времени – Ивану Крамскому (он уже писал портреты его детей от первого брака). Екатерина пожелала быть изображенной в коляске, едущей по Невскому. Она хотела выглядеть гордой и независимой на фоне Аничкового дворца, где проживал наследник престола Александр Александрович с семьей.
Долгорукая позировала Крамскому урывками, и художник вынужден был приглашать других натурщиц. Это и вводит искусствоведов в замешательство: портрет написан с использованием эскизов и набросков с разных женщин. Работа тянулась долго. Крамской искал обобщения, и портрет отдалялся от оригинала все дальше. И все равно изображенная очень похожа на сохранившиеся фотографии княгини.
Не выдержав положенного срока траура (после смерти первой жены), Александр II обвенчался с Долгорукой (уже получившей от него для себя и детей новый титул – светлейшей княгини Юрьевской, в честь Юрия Долгорукова).
После гибели императора официальный наследник Александр III вступил на престол. Долгорукую-Юрьевскую с детьми тут же выслали из страны. После смерти заказчика про портрет никто и не вспомнил. Крамскому словно развязали руки. Изображение наконец было завершено, приобретя те идеальные формы, которыми все и восторгаются. Прошло еще два года, прежде чем художник решился выставить портрет «Неизвестной» для обозрения. Про княгиню давно забыли, но г-н Третьяков, купивший картину для коллекции, еще долго держал ее в запасниках. Зачем рисковать, вдруг кто-нибудь узнает неизвестную?




1. На конкурс принимаются как новые, так и ранее опубликованные стихи, если случайно у автора стих, посвященный объявленной теме имеется на странице. Объём произведения - от 12 строк до 40 строк. От одного автора 1-2 стихотворения.

2. Конкурсные стихи присылать на почту не надо!!! Стихи должны быть опубликованы на вашей странице.

3. Конкурсные произведения авторы размещают под объявлением в рецензии:

Василиса Прекрасная."Моя мадонна" и ссылка на свое произведение на стихире.

4. На написание стиха отводится 10 дней, то есть до 20 часов 18 апреля 2016 г.   Затем 5 дней на голосование. Голосование и написание стихов осуществляются одновременно.
 

Жду ваших стихов. Машу крылом.