О стихотворении Н. Дика Поздно вечером и днём...

Николай Дик
 " Поздно вечером и днем, летом жарким и весною
  человек свой строил дом и не думал о покое.
  По кирпичику, с трудом, для себя - не для кого-то .
  От немыслимой работы руки ныли, пот ручьем.
  Год за годом, человек не живет, а еле дышит.
  На микстурах из аптек, наконец, дошел до крыши.
  Разогнулся, а внизу только высохшая глина.
  "Для чего я горбил спину летом жарким и в грозу?
  Если в доме никого, то кому тогда он нужен?
  ...Жизнь прожил за одного
           и собою был простужен.
 
 
 Естественно, что предложенный текст может показаться странным и даже неуклюжим!
Но это не так, как раз эта кажущаяся " неуклюжесть" и есть большое достоинства этого стихотворения: ПОЭТ в нескольких строфах успел поставить столько серезных философских вопросов! И одним из них является вопрос об " ИДЕЕ ФИКС". Обыкновенно подобной проблемой занимаются софисты.
 Нас интересует идеогенетическая основа этого вопроса.
 Обратимся к тексту и постараемся понять, как Николай Дик СДЕЛАЛ этот прекрасный текст и на базе имманентной анализа мы поймём.
 
"Поздно вечером и днем летом жарким и весною
 Человек свой строил дом и НЕ думал о покое
 По кирпичику, с трудом, для СЕБЯ - не ДЛЯ КОГО,- ТО"...- т.д.... все подчинено одной единственной идее ДЕЛАТЬ - последней позиции ИДЕОГЕНЕЗИСА, однако эта самая последняя идеогенетическая идея является моментом ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ мысли МЫСЛЯЩЕЙ, которая представляет МЕНТАЛЬНЫЙ  креативный процесс. Однако в поэтический тексте Николая Дика, мысловный процесс отсутствует,тем не менее Читатель встречается с силлогизмом, произнесенным человеком:" Для ЧЕГО я горбил спину летом жарким и в грозу? // если в доме никого, то тогда КОМУ ОН НУЖЕН"? -
Этот момент Шкловский назвал приемом "остранения", где важную роль играет трансмодальное идея " ПЕРЦЕПЦИИ"!.
Поэт  исключительно точно его передает :
 
            " Разогнулся, а внизу только высохшая глина"  -
 
глагол ПЕРЦЕПЦИИ эксплицитно пропущен!  Поэт использует ЭЛЛИПС, чтобы Читатель вместе с Персонажем оказслепозиции " удивления" = " ОСТРАНЕНИЯ" = НЕУЗНАВАНИЯ.
 
 Обращает на себя внимание идея ОБОБЩЕННОСТИ  - ЧЕЛОВЕК, т. е. Речь идет о любом из нас, строящим каждый свой ДОМ  - ЖИЗНЬ часто с одной целью не совсем ОСОЗНАННОЙ -- СЕМЬЮ , КАРЬЕРУ ... Вот тут и возникает вопрос: ВИДИТ, ПОНИМАЕТ ли ЧЕЛОВЕК , ЧТО ТОЧНО ОН ДЕЛАЕТ?
Так, например, Платон разделял людей на две категории: философствующие люди , для которых идея ФИКС есть ЦЕЛЬ , например, как в данном тексте ЧЕЛОВЕК строит СВОЙ ДОМ для  себя или просто живет в свое удовольствие...и приходит момент, когда он прозревает( конечно не все), что все было САМОЦЕЛЬНО, т.е. сама идея существования не " БЫТЬ" а "КАЖЕТСЯ". Позднее в НОВОМ ЗАВЕТЕ Св. Павел  напишет свое ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ РИМЛЯНИНАМ, где разовьет эту идею ПЛАТОНА интересным заключением: "Бог  дал им УШИ, чтобы НЕ слышать и ГЛАЗА, чтобы НЕ видеть".
 
Невероятным финальным ЗАКЛЮЧЕНИЕМ заканчивается поэтический текст: идеей РАЗРУШЕНИЯ и ОДИНОЧЕСТВА.
Идея СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕДУЦИРУЕТСЯ К  НУЛЕВОМУ состоянию, а идея о действии оказывается идеей АБСУРДА!
 
Вот почему в поэтическом тексте Николая Дика НЕТ перцептивного  глагола , а только ИДЕЯ  перцепции, переданная развернутым ЭЛЛИПСОМ. Это означает, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАН КАКОЙ -- ЛИБО ИДЕЕЙ ЖИВЕТ  АВТОМАТИЧЕСКИ и его БЫТЬ = КАЖЕТСЯ.
 
" жизнь прожил за одного"
 
 
 Очень МУДРЫЙ текст создан Николаем Диком!



Лорина Павловна ТОДОРОВА (1942-2021) - кандидат филологических наук, сотрудник Великотырновского Университета Свв. Кирилла и Мефодия (Болгария).
                ***