Азы православия. Освящается верба сия...

Лариса Геращенко
Субботним вечером накануне праздника Входа Господня во Ерусалим преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки верб, так что церкви становятся похожими на расцветающие луга. Откуда пришел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?

Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти. Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа прямое свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа.

Люди, чувствуя величие происходящего, от избытка сердец, взывали к Христу: «Осанна!» (что значит «благословен») и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не мог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…

Идет третье тысячелетие, но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев. У нас не растут пальмы, верба же одна из первых выпускает свои нежные почки, она таит в себе листья, она символ весны, символ духовного возрождения, и  тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполная, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.

Освящение верб бывает во время праздничного Богослужения. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фемиамом, читают молитвы и окропляют ветви святой водой. Обычно кропление повторяется в день праздника, после Литургии.

Освященные вербы мы приносим домой и с благоговением храним как знак всепроникающей благодати Божией до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые, либо набивают ими подушечку, которую кладут под голову усопшему христианину во гроб.

Праздник Входа Господня во Ерусалим неким порогом отделяет сорокадневный Великий Пост от Страстной Недели, укрепляя нас перед страшными днями Страстей Христовых. Принесем же в храм на торжественную службу веточки вербы и живые цветы, чтобы услышать радостные слова: «Освящаются вербы сии Благодатию Всесвятого Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!»

(Источники)
Апрель, 2016г.
===========================================================