Космос в моей судьбе 2 продолжение

Екатерина Грузкова
Из воспоминаний   Валентины Дмитриевны Атьковой, почившей в 2015 году.
Валентина Дмитриевна Атькова,  1928 г.р., с. Нероновка.
     «Я родилась в селе Павловка Сергиевского района.  И детство моё прошло там.  Мы вступили в колхоз, я с 12 лет уже в колхозе косила. На трудодни  записывали палочки. Получать было нечего. Жили  трудно, ходили голодные и раздетые. Чтобы выжить,  землю брали.  У нас  земли было 80 соток, всё копали лопатами.  Мама была работящая, горячая, ловкая, всё торопилась с делами. После  родов не побереглась, простудилась. Это в 1936 году было, как раз в Филиппов пост. Младшей сестре  Рае было всего три месяца. Маму и в Серноводск возили, старались вылечить, но не смогли спасти. Тогда у нас в Павловке ещё церковь была открыта.  Маму в ней отпевали. И около церкви похоронили. У нас семья была верующей. Я  до семи лет часто причащалась. И после семи лет тоже на исповедь ходила и причащалась. У нас икона в доме была. Тогда за это наказывали.  А на Пасху в ростополь ходили в церковь на службу. Учителя записывали нас, но мы всё равно ходили. Мы до 4 класса в Павловке учились, а потом  в Нероновке, там семилетка была. А когда мне дали «отходничество» на собрании, то я пешком пошла в Сургут, чтобы потом в Куйбышев поехать. Это где-то году в 1948 было. Со мной мужчина шёл. Мы с ним разговорились, я ему про свою жизнь рассказала. А он мне потом сказал: «Ты только не забывай Бога».  Оказалось, что это был священник о. Иоанн  Соловьёв из Нероновки.  А я молюсь.  И раньше молилась, и сейчас Бога не забываю.  Мы жили в Павловке рядом с дедушкой Иваном Сергеевичем Атьковым.  Дедушка был кузнец высшей марки, почётный человек. Его очень сильно уважали и помнят до сих пор. Он не был колхозником, но ему давали луга под сенокос.  Эти луга до сих пор называют «Иван Сергеевичев  угол».  Дед  жил в Павловке и сначала работал там кузнецом. Он для церкви всё, что надо по кузнечному делу, делал. А сын его Дмитрий, наш отец, был у него молотобойцем. А потом дедушка в Нероновке стал кузнецом работать. И там в храме много есть того, что он своими руками выковал.  А наш отец Дмитрий Иванович остался кузнецом работать в  Павловке. У дедушки ещё была земля, бахча. Он выращивал огромные арбузы  и дыни. Привозил их на рыдване и всех кормил. Сейчас здесь таких не выращивают.
А ещё рассказывали, как он своих сыновей воспитывал. Когда наш отец Дмитрий Иванович и его брат Валентин женились, они жили одной семьёй, то есть в одном доме в Павловке. Вот как-то вечером мой отец с дядей Валентином ушли в другой дом повечерять. Дед пришёл к нам и спросил нашу маму Евдокию и Клавдию, жену Валентина, где их мужья. Им неудобно было дедушке  говорить, где они. Тогда дед Иван вышел и увидел, что сыновья его в другом доме в карты играют, смеются. Он взял кнут и стал их ждать. Когда они вышли, дед кнутом их стал бить. Валентин упал и стал говорить, что лежачего не бьют. Досталось больше моему отцу. А дед им внушал, что если женились, то ходите везде со своими жёнами. Вот как учил  семью беречь.
Родня наша все друг от друга неподалёку жили. Напротив нас через дорогу жили Юра Атьков (Юрий Иванович Атьков, отец космонавта – прим.автора) со своей мамой. Их по-уличному в Павловке звали Казаковы. Не знаю, почему так. Мы с Юрой на улице играли вместе. А когда он подрос, то вместе с Ниной, моей старшей сестрой,  в Куйбышев поехал учиться.  Поступили оба,  но Нина бросила учиться, а Юра учился. Потом в Хворостянский район уехал жить.  У него сестра была учительница,  Клавдия Ивановна. Он  к ней ездил. Там где-то и будущую жену встретил Дину Ростиславовну. 
Я в Самаре жила у дедушкиной племянницы.  А потом 7 мая 1950 года уехала в Киргизию.  Природа там совсем другая, незнакомая, хоть и очень красивая. Горы, ущелья.  Устроилась там на работу. Киргизы очень хорошо к нам относились.  Очень дружно мы с ними жили. Я там и образование получила. Сначала в городе Ош училась, потом в городе Фрунзе (Бишкек). Замуж вышла. Очень много грамот и благодарностей за работу имею. Нас всех трудиться дед научил.   Юра в то время работал в Чапаевске.  У него сыновья тоже учёные.  Олег стал врачом – кардиологом. Когда он в космос полетел,  все мои знакомые и сотрудники  радовались и меня поздравляли. И мне  было очень-очень  радостно!  Хотя моей-то нет заслуги, но люди так рады были, что с родственницей космонавта знакомы!  Ведь в космос полететь – это  не только почётно, но и ответственно. И страшно тоже, наверное.  Тут  и здоровье, и мужество надо иметь.  Я когда в незнакомую Киргизию приехала, и то сначала мне страшно было. Всё думала – куда и зачем это я поехала?!.  А он в космос полетел. И другой сын у Юры тоже мужественный человек. Он офицер-подводник. Это такая трудная профессия и очень опасная. Молю Бога, чтобы свидеться  с ними со всеми.
Вера в Бога у нас у всех есть. Нас с детства воспитывали так. Без молитвы за стол не садились. А в жизненных трудностях,  кроме  Бога,  никто не поможет…»

На фото Валентина Дмитриевна Атькова.