Часть 2. Гуненко-Гуня

Ольга Самсонова-Гуненко
               
      Но секрет мой еще не раскрыт полностью… Ибо фамилия эта пришла ко мне с заключением брака, а до этого при рождении получила я не менее славную и не менее древнюю украинскую фамилию – Гуненко. Гуненко – значит «потомки Гуни».
      Значение самого слова «Гуня» ясно не вполне. Есть две версии: «гончар» (значит, Гуненко – «дети гончара»), либо «пика» - запорожское казачье прозвище для лихого рубаки. Вторая версия ближе сердцу моему, ибо, вторгаясь без спроса в историю Древней Руси и Украины, нахожу я там прозвище Гуня и среди войска гордого донского Дмитрия, и в самом сердце Запорожской Сечи, в лице кошевого ее Дмитра Тимошевича Гуни, от которого, по семейному преданию, и пошел весь наш род Гуненко.
     Надо сказать, до определенного года в конце 19 века фамилия наша так и звучала – Гуня. Но при добровольном переселении из Волынской губернии из села Выступовичи, предки мои, спешившие в Сибирь осваивать свободные и плодородные земли, вынуждены были посылать письменные запросы в столицу, в министерство. Разрешения на переселение шли долго и заставали переселенцев зачастую уже на новых землях. В случае с моими предками произошла путаница, и родственники мои получили документы на фамилию Гуненко – так же односельчанина и дальнего «брата-свата», который уехал дальше, осваивать земли на Алтае. Ему ушли документы на фамилию Гуня, моим же однокровным прадедам – на фамилию Гуненко. Но времени на бумажные формальности не было, да и смысла в них тоже: имена и отчества глав семейств совпадали, кровь была хоть дальней, да родной. Так и остались мы Гуненко.
          Одно только передается по роду – прапрадед перед смертью весьма  часто сетовал на себя, сожалел, что не занялся справедливым возвратом и сменой фамилии. Часто наказывал он сыновьям и внукам: «Помните! Наша фамилия – Гуня! Мы – кровь от крови гетмана Дмитра Гуни!»
     Да и было чем гордится! Дмитро Тимошевич Гуня не раз был упомянут и в исторических источниках, и в художественной литературе, как человек мудрый, образованный и отважный. В 1637-1639 годах вместе с верными товарищами своими Яковом Остряницей и Павлом Павлюком поднял он Запорожское войско против жестокого «польного» пана Николы Потоцкого, беспощадно топтавшего грудь родной Украины. Страшное было время, страшные были зверства, и возмездие за них – не менее страшное. Стоит почитать у того же Гоголя повесть его «Тарас Бульба», где дважды вскользь звучит имя премудрого Гуни, чтобы хоть издалека  попытаться проникнуться тем временем и понять его…
    Есть в современном Запорожье на острове Хортица замечательный музей боевой казачьей славы. Бережно там хранится имя нашего родового предка, закончившего в молодые свои годы университет в Киеве по делу фортификации (инженерному делу), выстроившему неприступную крепость на Кумейках, где и произошла знаменитая Кумейковская битва запорожцев с поляками, закончившаяся из-за предательства поражением первых. Жестоко пострадали от рук польского пана и Павел Павлюк, и Яков Остряница – были они сожжены в медном быке в Варшаве, на центральной площади…
       Дмитро Гуня увел часть казачьего войска на Кубань; с этого момента, как легенда гласит, и основалось Кубанское казачество. А на Запорожье осталась часть войска с учеником Гуни Теодором Хмелем, который теперь известен нам как величайший гетман Богдан Хмельницкий, воссоединивший украинский и русский народы.
   Но о фамилии – достаточно…