Часть 4. Ольга

Ольга Самсонова-Гуненко
        Эх, доля-недоля, деля-неделя, что с ней «делать» и как ее «делить», когда она то девять дней по-древнему, то семь по-христианскому???А там, где Доля – там и Воля, а в ней – ключ к разгадке самого главного – имени моего, драгоценного имущества всей моей жизни.
       Когда пыталась я узнать корни имени моего – Ольга – то наткнулась на гипотезу, что происходит оно от скандинавского имени Хельга, «святая». Красивая версия. И многим Ольгам она по душе. А меня все сомнение гложет – так ли присуще было древним русичам давать детям своим имена иноземные? Ведь «иметь» и «именовать» слова родственные. Гоже ли носить на себе имя чужое, когда свои славянские имена скатным жемчугом переливались?
      В древности незапамятной, в недрах ведизма арийского, когда воображение человеческое наделяло весь мир духами природными, имя человеческое не могло звучать в открытую: им могли воспользоваться в дурных целях, сглазить, спортить, изурочить. Потому-то в древности и давалось человеку два имени: сакральное (тайное) и мирское, как мы сейчас говорим – прозвище. Недаром же во всех языках задают вопрос: «Как твое имя?», а в славянских: «Как тебя зовут? Как тебя кличут?» Негоже было имя выспрашивать. Подозрительно...
      А прозвище менялось с годами, знали его все, было оно как щит, надежно укрывающий под собою истинное имущество – святое имя человеческое, известное лишь отцу, матери да повитухе.
     Ах, каких только прозвищ на Русине было! Родился ты, например, как Рыжун, Беляк или Чернав по цвету волос, а то и по счету рождения Первун, Вторяк, Третьяк, а то и по характеру – Тихон, Булгак, Вертайло… А с годами все поменялось  - и характер, и привычки, и прозвище. Задира становился Ломоносом, благодей – Добрыней, красавец – Желаном, сластолюб – Гуляем… Хороши прозвища! От них-то и пошли потом все русские фамилии.
   …А вот могло ли быть прозвищем - «святая»? То есть Хельга? Вот и мне сомнение в этом. Вряд ли девочку с рождения могли прозвать святой. Да и не в тему оно было тогда, в язычестве. К тому же – где вы видели мою тёзку с таким характером, чтобы ее святой именовать? Ох уж мы, Ольги…  явно не святые.
      Сергей Алексеев в своем очаровательном труде «Сокровища Валькирии» по-иному трактует имя Ольга. Он считает, что в имени этом происходит слияние двух древних корней: «эль» - хмельной напиток и «га» - движение. Тогда им мое означает «квас, мед, бродящий напиток». И в самом деле – почему бы резвой, живой девчонке не иметь такое прозвище? Да и корень «га» в древнем праязыке ариев существовал точно. Он очевидно просматривается в звучание слова «ходить» в польском, немецком, английском языках, да и в русском он остался в древних словах как второй корень при слиянии основ: ноГА, дороГА, телеГА, вьюГА…Все, что движется, шаГАет – все имеет подспудно свое ГА…
      Умница Сергей Алексеев – верный ученик земляка нашего Валерия Никитича Демина, занимавшегося всю жизнь археологией смыслов древнего праязыка – так сам обозначил сферу своих изысканий доктор философских наук из МГУ, которого многие «высокие умы» почитали за сумасшедшего. Поспорила бы с ним и я. Но прежде, был бы жив, склонилась бы к его ногам за самоотверженный его и неблагодарный труд, открывший многим соотечественникам радость от общения не только на русском языке, но и с самим русским языком…
     Вроде бы и ответ найден. Но…Обуздаешь ли душу, зараженную вирусом сомнения и лихорадкой познания? И к добру ли было слуху моему уловить, как прабабка моя, Ганна Андреевна, царствие Небесное, в пору моего детства кликала меня Волюшкой?
     А ведь было такое прозвище на Руси!Встречается в былинах богатырь-оборотень Вольга Святославович! И имена Волх, Вольг в былинах старых тоже есть! Да и привычное отчество Олегович, по батюшке величество, в древних книгах приводится как Ольгович или Вольгович.
    Вот тебе и имечко – перевертыш! Значит, его в старину носили мужчины, а донашивают сейчас – женщины? А, может, княгине, первой христианке Руси, и было дано такое прозвище за неженскую ее решимость, твердость воли непреклонную и мужской характер? Тогда каково было имя ее при рождении? Настоящее? Сакральное? – то могила скрыла, курган спрятал, а отголоски разнес по степи вольный ветер…
    Санскритский корень «ВОЛ» означает «скрытая, магическая сила». Русскому языку щедро подарил этот корень целых четыре значения:
1. «ВОЛ» - власть. «ВОЛО-деяти» - владети.
2. «ВОЛО» - «воло-ГА», движущаяся сила, ВЛАГА, она же – река Волга, святая и обожаемая как в старину, так и ныне. «Вол-га» - движение силы.
3. «ВОЛ» - воля вольная, казачья вольница. Примечательно, что понятие «свобода» есть у всех народов мира, а вот Воля… Воля только у тех, у кого под ногами обширные пространства родной земли, и в душе такая же ширь неоглядная, схожая разве только с песней…
4. И «ВОЛ» в первоначальном смысле: «волшебство», «волохвы», «волхование» - «ВОЛО-хование» (прятание, скрывание тайной силы»).
Отсюда и древнее название города – Волхов, дом волхвов.

   Так не отсюда ли имя моё???
   Не из этого ли источника проистекает значение сланого моего древнего прозвища? И все-то в нем есть: и власть, и воля, и плодородие, и волшебство… А разве мы, Ольги, не такие? Разве не носительницы мы древней силы своей княгини, заключенной в имени её?
    Истина ли в этом, или досужие измышления – сомнения на то нам и даны, чтобы мы к тайному стремились, к истине сердцем своим рвались. А как же без этого?
    Вольга – прозвище древнее иноземного Хельга, ибо глубоко уходят корни его в язычество. И связано оно и по смыслу, и по звучанию не с Олёнами и Олесями, а, скорее, с Владимирами, Владиславами и Всеволодами. А убери мягкость женскую из сердцевины слова этого – и явно услышишь название реки Волги! И влага эта – не «эль» дурманящий, а животворящая вода, питающая родниками в глубине мощный поток великой реки. Волога – влага. Волог-ДА – вологи дар, город у влаги.
   Волшебное, волховское, вольное, волчье, властное, влекущее имя моё – Вольга! Истина в том или нет, а сердце бьется гордо и ровно от мыслей, что главным имуществом своим, главным «имением» - именем – связана я органично и прочно, сплетена крепко и навечно с древней историей многострадальной земли моей…
    Что в имени тебе моем?
    Что оно?
    Воля воплощенная в плоть, скрещение в сердце живом четырех сторон света – на четырех ветрах, или сама роза ветров на пересечении четырех измерений?
    Кто я?
    Потомок славного воина? Или же гончара из более глубоких времен?
    Неутолимою болью души и страстью к познанию мучаю и терзаю разум свой. Гордостью за предков поддерживаю в себе священный огонь любви к земле русской – источник силы вольной славянки, силы воспетой во многих стихах простой русской женщины.
  Вот тебе – моё имя!

  А ты – знаешь ли своё???