Великий канон свт. Андрея Критского

Нина Шендрик
Весну Поста мы в храме встретим,
Читая Критского канон.
Даруй, Господь, грехи узрети!
Восстань душа, отринув сон!


После зимы чернеет ветка,
Но возрождается весной,
Так и душа, коснувшись Света,
Уже становится иной!





***

Святой Андрей, блаженный отче Критский,
Читается Великий твой канон,
О, научи нас с трепетом молиться,
Отныне до скончания времен.

«Душе моя, возстани, что ты спиши!»
Ужель не слышишь колокольный звон?
Проснись душа, восстань из грязи жизни,
Сзывает в храм нас к покаянью он.

Начну откуда я деяний плакать..?
Беспечно время жизни проводил,
В унынии греха доселе ль плавать,
Красу души былую погубив?

Сокрыв в глубоких недрах  дарованья,
Что принести сумеешь на алтарь?
Отринь грехов неправду в покаянии,
Раба их ты, как в древности Агарь.

Душе моя, душе моя,  возстани!
Уж недалече воздаянья час.
Воспрянь, восплачь и сердцем и устами, -
Прости, Господь, по милосердью нас!

Да будут слезы мне купелью в Силоаме,
Омыть зеницы сердца и прозреть,
Чтоб созерцать отверстыми очами
Небесного Отца Предвечный Свет.


Покаянный канон: служба спасения
Протоиерей Сергий Правдолюбов об Андрее Критском и его Великом каноне

На пятой неделе Великого поста во всех храмах совершается особая служба — Мариино стояние. Она посвящена подвигу преподобной Марии Египетской, святой, которая прошла путь от полного нравственного падения к покаянию, жизнь которой в какой-то момент развернулась на 180 градусов. Во время службы житие преподобной переплетается с каноном Андрея Критского, а сам покаянный канон в этот день читается в храмах полностью.

 «Владыко Господи! Да будут Силоамской купелью мои слезы, чтобы омыть мне зеницы сердца и умственно созерцать Тебя – Свет Предвечный» (ВК 5:21).

Великий покаянный канон вбирает в себя все монашеское мировосприятие. Какая самая главная его мысль? Андрей Критский, как настоящий монах, никого не упрекает. Он говорит: «Все эти люди по незнанию грехи совершили, а я разумом согрешил». Он себя винит во всем. Он скорбит о своей душе.«Все спасутся, кроме меня»
 Когда ты слушаешь Великий покаянный канон, ты будто бы находишься рядом с мудрым старцем, он будто бы с тобой разговаривает. Андрей Критский молится вместе с нами.
В свое время некоторые немецкие ученые удивлялись, как верующие «терпят» чтение канона? Один из них написал следующее: «Канон Андрея Критского утомляет даже доброжелательно настроенного слушателя». И после перечисляет целый ряд недостатков этого текста. Интересно, как он его читал? Конечно, в противовес классическому европейскому сознанию, в каноне нет специальной логической последовательности. Сначала идет ветхозаветный сюжет, потом сразу — новозаветный. Но ведь и наш ум не может думать об одном и том же, последовательно, а переключается с одного на другое.
Сила канона не только в его чудесном слоге. Она и в сути. Андрей Критский за всех нас кается. И мы все объединяемся вокруг него. Он учит нас покаянию на живых примерах. Такова суть монашеской жизни. Видение своих грехов и сокрушение сердечное.