Есть работа, бойцы! Памяти И. И. Фисановича

Алексей Викторович Щукин
Есть работа, бойцы! Погружаемся, ходу!
Курс на запад, вперёд! Навестим вражий порт!
Пробил час наконец-то устроить охоту!
Ночь в пути, и – заветный уж фьорд!

Чрез него - прямо в бухту, под носом врага,
Да ещё белым днём, чтоб взять цель!
И ... желанное: - Пли! Чтобы – на потроха!
И скорей незаметно отсель!

И уходили спешно
От экстренной погони,
Счастливые, конечно,
Испив завидной воли!

И, отдышавшись вскоре,
И вновь пальнув торпедой
Во вражий транспорт в море,
Пришли домой с победой!

Сколько было маневров, атак, отступлений,
И бомбёжек! Однажды по сто с лишним бомб!
Аж шпангоуты гнулись, а сколько креплений
Вылетало, а лопнуло помп?!

Но, латали ремонтных чудес мастера
От души боевые суда!
Чтобы новый поход совершить на ура!
И вернуться лечиться сюда! -

И снова ждать приказа
С бойцами о походе!
Всё пуще раз от раза
Мечтая о "погоде":

Чтоб волны нас хранили
В бою, и от погони,
А звёзды вновь крепили
На грудь им и погоны!

В полной мере довольный своим экипажем,
И в назначенный срок смыв подводный «загар»,
По приказу Москвы передал лодку нашим.
И английскую принял, как дар!

Полной грудью вдохнув, и рукою махнув,
Взял герой курс к родным берегам!
И, уверенно смерти в лицо вновь взглянув,
Улыбнулся своим морякам! ...

И воспарили души
Со ангелами строго –
К своим, кто Духом дюжи, -
К ушедшим тож до срока!

Так значит есть работа
И Там! А мы готовы!
С восхода до восхода –
Вперёд! Отдать швартовы!

12-13 апреля 2016.

Памяти Израиля Ильича Фисановича ( 23.11.1914 – 27.07.1944) – советского подводника, капитана 2-го ранга, Героя Советского Союза, и его экипажа подводной лодки М-172 типа «Малютка».

Биография[править | править вики-текст]

Родился 23 ноября 1914 года в бедной еврейской семье в городе Елисаветграде (ныне город Кировоград, Украина).

Его отец Илья Львович был призван в царскую армию, воевал рядовым в конной артиллерии и вернулся домой в 1918 году. В 1922 году семья переехала в Харьков. Здесь Израиль Фисанович закончил семилетнюю школу и поступил в школу фабрично-заводского ученичества при заводе сельскохозяйственных машин «Серп и молот». По окончании училища Харьковский горком КСМУ направил его в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. За отличные успехи в учёбе он получил от Наркома Обороны К. Е. Ворошилова именные серебряные часы.

После окончания училища с мая 1936 года лейтенант Фисанович служил на Балтике, был штурманом на подводной лодке М-77, дивизионным штурманом, командиром подводной лодки М-84. Летом 1938 года переведен на Северный флот, в течение осени сменил две штурманские должности на берегу и отправился на учёбу в Ленинград (ныне город Санкт-Петербург).

После окончания учёбы он вновь прибыл на Север. 22 июля 1941 года был назначен командиром подводной лодки М-172. 21 августа 1941 года М-172 первой проникла во вражескую гавань Лиинахамари и торпедировала транспорт, стоявший у пирса.

Фисанович не только первым прорвался по узкому длинному фьорду во вражеский порт Петсамо, но и первым среди командиров бригады подводных лодок Северного флота потопил за один поход два транспорта врага. Так с первого же боевого похода Фисанович возглавил когорту мастеров торпедной атаки.

За 2 года под командованием Израиля Фисановича М-172 совершила 17 боевых походов. Было потоплено 2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника — всего 13 единиц. Были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл фашистов. Все члены экипажа М-172 были награждены орденами и медалями, многие неоднократно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Фисановичу Израилю Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 658).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года флаг подводной лодки М-172 украсил орден Красного Знамени, а в апреле 1943 года приказом наркома Военно-Морского флота Краснознамённая подводная лодка М-172 была преобразована в гвардейскую. В истории советского флота имелось всего 4 гвардейских Краснознамённых корабля и один из них «малютка» М-172.

В июле 1943 года капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович вступил в должность командира дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

Член президиума ЕАК.

Весной 1944 года капитана 2-го ранга И. И. Фисановича командировали в Великобританию, где англичане должны были передать Советскому Союзу в счёт репараций с Италией четыре английские подводные лодки типа В. Их нужно было изучить и переправить своим ходом на советскую военную базу. 25 июля 1944 года подводная лодка В-1 под советским военно-морским флагом вышла из шотландского порта Леруик на Шетландских островах, но на пути в Полярный погибла. Долгое время причины её гибели оставались невыясненными. Только в послевоенные годы удалось установить, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года лодку по ошибке атаковал и потопил самолёт британской береговой охраны в 230 милях к северу от Шетландских островов, в точке с координатами 64°34; с. ш. 1°16; в. д. (G) (O)[1].

Фисанович был очень одарённым человеком, Он сочинял стихи, песни, писал газетные и журнальные статьи. В 1944 году, ещё при жизни, была издана его книга «Записки подводника», повествующая о боевых делах подводников-североморцев в Великой Отечественной войне. Им же подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172». Книга вышла в свет в 1956 году.

Награды[править | править вики-текст]
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
орден Ленина;
два ордена Красного Знамени;
орден Отечественной войны 1-й степени;
Военно-морской крест (США);
медали.