МП2. Рукописи не горят. Разбор стихов

Творческая Мастерская Алкоры
Предваряющая  статья - http://www.stihi.ru/2016/04/14/4334

Статья написана по материалам пакета конкурсных произведений Второго межпортальный поэтический конкурс,  3-й тур, проходящего на портале ЛитСеть,   анонс состязания: http://litset.ru/publ/60-1-0-23295

Для каждого произведения указаны соответственно:  номер участника в туре, название произведения, ник автора, название литературного портала

Конкурсное задание 3:
Стихотворение, соответствующее цитате из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - "Рукописи не горят".

Произведение: 3-1. Анна Лисицына. Клинопись

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Птица Симург возвращается в горы Каф,
Небо над ними – малиновая парча.
Выторгуй ночь у персидского городка
И постарайся прогнать из неё печаль.
Звёздную клинопись учит придворный врач –
Пересказать прекраснейшей из принцесс...

Глина готова – раскатана и сыра.
Робкие розы цветут на его лице.

Каждое утро – новый волшебный стих
С подписью: "Доброй пери моей души".
Юной принцессе это, конечно, льстит.
Жаль только – шах медициной не дорожит:
Что для правителя горстка благих затей?
Он предпочтёт раскошелиться на декор…

Мысли о неком сопернике-шахзаде
Жалят сознание тысячью мантикор.

Ниточка к ниточке, алые к золотым
Стянутся в пальцах умелых – держи ковёр!
Чувствам под клином не спрятаться, не остыть...
Кто же кого за собой в первый раз повёл?
Страсть бушевала сильнее, чем каркаданн,
Будучи нежной, словно пушистый кот...

Верили – этот подарок Аллахом дан.
Знали – их тайна долго не проживёт.

...Выстроен в книжицах заново древний мир,
Древняя Персия дышит в листках бута.
– "Знаешь, а звёзды – рассеянны и немы.
Я за их маской скрываться уже устал.
Кроме дощечки, свидетелей больше нет.
Хочешь – разбей, а хочешь – подай мне знак", –
Так археолог читает своей жене,
Так просыпаются старые письмена.
– "Ярче тебя не увидит зари Восток
И не излечит рану мою Творец"...
– Ну ты придумаешь тоже... Иди за стол.
Надо же, ты на работе совсем сгорел!
Добрая пери заварит зелёный чай, –
Скромно жена кокетничает в ответ.
Снова стихами звёзды при них молчат,
Птица Симург их дом бережёт от бед.
____________________________________________________

Горы Каф – мифические хризолитовые горы, окружающие мир и служащие пристанищем для разных волшебных существ.
Шахзаде – наследный принц.
Мантикора – мифический полулев-полускорпион.
Каркаданн – мифический очень агрессивный и свирепый зверь, схожий чертами с носорогом.
Бута – древний листообразный узор, известный в т.ч. как "персидский кипарис".

Комментарии:
Стихи мелодичны ( использован часто встречающийся логаэд -100 100 100 10 ) и живописны  по языку: «Страсть бушевала сильнее, чем каркаданн, будучи нежной, словно пушистый кот...» или «Глина готова – раскатана и сыра. Робкие розы цветут на его лице». Есть  наполненный сюжет, раскрывающий тему. Язык стихов с колоритом персидских мотивов - использовано включение в текст восточной лексики в меру и к месту - все имена так или иначе имеют отношение к Персии. Стихи изящно обрамлены строкой-рефреном с упоминанием Птицы Симург - мифического покровителя людей в персидской мифологии. Стихи, написанные автором  с хорошим вкусом.

=== === === === ===

Произведение: 3-2. Марго Волкова. Рукописи не горят

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Сомненья, слёзы – прочь: потом, потом!
Сейчас не время: это всё неважно.
Всего дороже чистый лист бумажный,
Он – памяти приют и мысли дом.

Душа и сердце – право, что за чушь:
Пылавшее сгорело, охладело.
Работай, голова! Рука, за дело! –
Хоть почерк от волнений неуклюж.

Тот змей, что незаметно по руке
В ладонь карандашом заполз и жалом
Царапнул лист пустой – он правит балом.
Смертельный яд в графитовом клыке!
 
Одни и те же буквы – свет и тьма! –
Молитвам с богохульствами присущи.
Где сковороды с маслом – там и кущи,
Безумие – ближайший друг ума.

Ослепнуть бы совсем и онеметь,
Оглохнуть, опустить, как покрывало,
Покой на плечи. Жить осталось мало,
И рёбра жмёт невидимая клеть.

Каким зловещим ни был бы топор,
С написанным он справиться не в силах.
Что нас на свет рождает, духом  хилых?
Мы мир заполонили с давних пор.

Бумага молча корчится в огне               
И пальцы жжёт предсмертным поцелуем.
Тоску в себя приму тугую, злую,
Не зная, как вернуть её вовне.
 
И скоро я пойму в конце концов:
Пусть всё сгорит до пепельных ошмётков,
Но вечному пути не стать коротким,
Само себя замкнёт судьбы кольцо.
 
Не раз пылала рукопись, не счесть!
Но вновь живыми делались страницы. 
Коль дьявол помогал – чему дивиться?
А может, автор – дьявол сам и есть?

Комментарии:
Все стройно, красиво, мелодично, с попыткой писать с возвышенным пафосом: «Тот змей, что незаметно по руке в ладонь карандашом заполз и жалом царапнул лист пустой – он правит балом» или «Не раз пылала рукопись, не счесть! Но вновь живыми делались страницы..» - Вроде бы о трагедии стихи, а чего-то мне в них не хватает… Сюжета? Конкретной судьбы живого персонажа? Стихи о чем-то трагическом, с правильными мыслями, и в то же время - ни о чем, красиво выстроены, но не зацепили…
=== === === === ===

Произведение: 3-3. Larisa. Не то

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

     Мысль изреченная есть ложь.(  Ф. И. Тютчев)
 
Не то! В который раз уже - не то!
И, буквами оформленные, мысли          
Нелепо и безжизненно повисли
На филигранной паутине лжи.
 
Лижи же их, огонь, скорей лижи!
Возьми себе ещё - для пущей силы.
Дотла сгорело… Но не отпустило -
Неистребим словесной фальши страх.
 
Как мало толку в немощных словах.
Хоть плачь, хоть вой, хоть тонны целлюлозы
Пусти в расход, пытаясь сны и грёзы
Живописать - в итоге только дым.               
 
В потемках душ, мерцая голубым,
Живут картины, рифмы, даже ноты.
Взялись откуда? Кто назначил квоту?
Непостижима истина уму.               
 
Опять весна и, судя по всему,
Ты с новой силой примешься за дело.
Не надоело? Нет, не надоело.
Недолговечен соловьиный май.             
 
Тогда вперед! Пиши, рифмуй, ваяй!
А жечь бумагу – лишняя обуза.
Дружны с Гефестом трепетные музы,
Неопалимы…  Эх, опять не то!
               
Готов ли там камин? Кажись, гото…

Комментарии:
Стихи 5-и стопным ямбом на тему мук творчества, очень хорошо укладывающиеся в тему эпиграфа - «мысль изреченная есть ложь». На тему «рукописи не горят» они откликаются значительно слабее… Интересная структура - попарная рифмовка по всему тексту, и только первая строка без рифмы - как рефренная с последними двумя - с ними  потерянная рифма, наконец, обретает пару. При этом разбивка текста на строфы - смысловая, стихи написаны, как венок - рифма последней строки строфы срифмована с первой следующей строфы. Оригинально.

=== === === === ===

Произведение: 3-4. Кузнецова-Груздева Ирина. Мой чёрный день

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

         Aliis inserviendo consumor — «светя другим, сгораю сам»

Всё чаще душу лихорадит…
Но разум скажется глухим,
и не проявятся в тетради
всю ночь терзавшие стихи.
Самодовольным персонажем,
с ухмылкой наглой и кривой,
мой чёрный день (косая сажень)
конвоем явится за мной.
И нечем будет крыть. Ни звука
не пророню в защиту снов.
Скажусь немым и близоруким,
предвидя, как закат пунцов,
как разольются из плавилен
его, вбирая аромат
вчерашних гроз и душных лилий,
слова, звучащие стократ.
И я, забыв о конвоире,
шагну навстречу облакам –
надменный хам, тончайший лирик,
Простивший всё своим стихам.

Комментарии:
По содержанию стихи немного напоминают предыдущие стихи - та же тема  диалога поэта со своим творением, но всё решено иначе: меньше высоких образов, больше внутреннего мира поэта: «мой чёрный день (косая сажень) конвоем явится за мной. И нечем будет крыть. Ни звука не пророню в защиту снов». Мне здесь практически каждая строка нравится, какую ни возьми, каждая точна и написана отличным слогом: «И я, забыв о конвоире, шагну навстречу облакам – надменный хам, тончайший лирик, простивший всё своим стихам». К технике - никаких вопросов. Но по теме ли?? При чем тут  рукописи, которые не горят? Может быть, «рукопись» - это не более чем символ нашей способности к творению, даже если «душу лихорадит» и пришел черный день  для написания новых стихов (конвоир)? Не буду ставить несоответствие теме - стихи хороши…
=== === === === ===

Произведение: 3-5. Gidrik. Автор жжёт.

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Окно в бреду февральской стужи.
Печь. Ходит гоголем огонь.
И автор, скорбен и недужен,
Сжигает том, второй – вдогон...
Быть может, отблески болезни
Плоть духа режут сотней лезвий,
Иль с тьмой захваченных небес
Был послан персональный бес?
Но нет ни автору покоя,
Ни искупления героям –
Страницы съедены огнём,
И всё пошло другим путём.

Всё те же лица – но в бедламе:
Под плебса возбуждённый рёв,
Шатая ящик-для-рекламы,
Орёт пропагандист Ноздрёв;
Вот Собакевич тороватый
Крушит бульвар стальной лопатой,
Вот в мир непроходимых дур
Несёт Коробочка гламур;
Народник, крепостник, ловчила,
Былой властитель дум Манилов –
Теперь сатрап и откупщик,
И, как родной, к казне приник.

Крепчает жизнь, бледнеет сказка,
Ах, бабка, дедка, юрьев век!
Здесь Чичиков, судьбой обласкан,
Карабкается вверх да вверх,
За ним – орда друзей-буржуев,
Поёт осанну хлыщ Хлобуев,
И скрепой укрощает дух
Большой авторитет Петух.
Там Скудрожогло малахольный
С врагами снюхался подпольно,
Но в стойло вмиг его вогнал
Лихой Бетрищев-генерал.

Архив. Фрагмент. Набросок. Дело.
Постылых архетипов ряд.
Уж лучше б это всё сгорело!
Но рукописи не горят.
_____________
Перечислены персонажи первого и второго томов поэмы Гоголя "Мёртвые души".

Комментарии:
Слишком конкретно раскрыта тема - по сгоревшему тому «Мертвых душ». Много имен гоголевских персонажей, много деталей - большая  и кропотливая работа проделана!- но поэзия немного в загоне, нет авторской мысли вне этой литературной проработки. И фраза в концовке  заставляет обидеться за Гоголя: «Постылых архетипов ряд. Уж лучше б это всё сгорело!» Даже если это не авторские мысли, а вложенные в уста Гоголю, все равно царапнуло... По форме тоже скучновато - почти астрофический стих, где то попарная рифмовка, то перекрестная, а при достаточно короткой строке часто в рядом стоящих строках рифма слабая (огнем-путем).
=== === === === ===

Произведение: 3-6. Елена Бородина. Маша

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

А Маша ела кашу по утрам.
«Бы-ла ма-ла», - проглатывала слоги.
Кололись посреди двора – дрова,
топтун-трава – узорами дороги.
Солдаты шли. Чужие сапоги
стучали громко: «Машенька, беги!»

У папы – Маша с мамой – ма-лы-ши,
и рыжая коровка с колокольцем.
Ревела мама: «Витенька, пиши!» -
ушёл по той дороге добровольцем.
Судачили старухи у колодца –
да кабы знать: вернётся? Не вернётся?

У Маши больше нет карандаша –
просыпался словами на бумагу:
обугленные «…папа, я больша…»,
«пал смертью…»,
две медали за отвагу…
Домой вернулись чёрные грачи,
а мама моет раму.
И молчит.

Комментарии:
Стихи сильные, этого не отнимешь… Запоминаются. За душу берут. Написаны с авторским видением - не банально, талантливо. По теме ли? По теме. Здесь рукопись - это судьба  военного поколения. А она не горит.

=== === === === ===

Произведение: 3-7.  Jawohl. Над рукописью первой любви

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

По счету? - Первая любовь.
Возможно, есть любовь вторая
и третья… спутница оков,
наместница земного «рая».
И вся-то жизнь, как манускрипт,
спасенный от огня камина,
с подпалиной в себе хранит
былые страсти в середине.

Последний день… Приморский парк...
Зачем-то вру о сокровенном:
о том, что сто знакомых пар
легко относятся к изменам…
Сей бред заглатывал песок
без вкусовых претензий к теме,
а ножницы глухих часов
кромсали на лоскутья время.

Поодаль наблюдал щенок,
как ты, в теченье получаса,
бросала взгляд с загара ног
на днище старого баркаса;
оплакивала синеву…
Когда вымаливал прощенье,
прочла навзрыд одну строфу
из самых ранних посвящений.

Мне показалось, невпопад
читать не мантры перед смертью...
К закату ширилась тропа,
играя зеркалом и медью.
Осколки выносил прибой,
поддерживая суть приметы,
что есть сгоревшая любовь…
А не горящие «предметы»
ты заберешь с собой: «Пока…», -
и будешь складывать по звеньям:
как не погладила щенка,
как зарождались посвященья.

Пора и мне … Все поглотит
огонь… Но память, замирая,
на опалённый манускрипт
поставит оттиск: «Несгораем».

Комментарии:
Есть сюжет. Пусть он изложен фрагментарно, о многом можно только догадываться, додумывать его,  но он есть и он волнует. Тему конкурса раскрывает. По технике мешает одна фраза: «Мне показалось, невпопад читать не мантры перед смертью..» - здесь и «невпопад» - не точно по значению (по смыслу скорее «странно», «не к месту»), а уж слово «мантра» - вообще неудачно (разве обычно перед смертью все мантры (?) читают???). В строке  «бросала взгляд С Загара ног» - смыкание согласных и сам объект созерцания не самый удачный (я бы заменила «загар ног» чем-то иным)

=== === === === ===

Произведение: 3-8. Электрическая Ящерка. Сожжённые слова

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Слово становится огненным
и пропадает с листа.
Скачет монгольскими ордами
с места в карьер чернота.
Корчатся буквы-красавицы,
прежде чем кануть во мрак.
В прах и золу рассыпается
ворох спалённых бумаг.

Мысли искрятся жар-птицами,
дымом летят в облака –
в чадных кострах инквизиции,
в топках архивов ЧК…
Реют они над просторами
речек, полей и лесов.
Знаешь, чем пахнет история?
Пеплом растерзанных слов.

Только творениям истинным
уничтожения нет –
свет остаётся таинственный,
неисчезающий след.
Если бессильней становятся
в мире жестокость и страх,
значит, сожжённые повести
всё же прочли в небесах.

Комментарии:
Внятно, логично, в соответствии с темой. Хорошим поэтическим слогом. Хорошая концовка: «Если бессильней становятся в мире жестокость и страх, значит, сожжённые повести всё же прочли в небесах».

=== === === === ===

Произведение: 3-9. Борис Баршах. Разговор, подслушанный в архиве библиотеки РАН 30 января 2015 года, накануне большого пожара

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Зимнее солнце клонилось к закату.
"Скоро четыре, – подумал вахтёр. -
День завершён! Я до дома, до хаты…"
Тихо в архиве… И вдруг разговор:

- Нуте-с, продолжим. Так вы говорите,
вам документы совсем не указ?
Слово живое – эпохи хранитель,
рукопись – жизнь и о жизни рассказ?

- Да, я есть жизнь! Вы же только обитель
тех документов, что выдали вам.
Пара тесёмок да кожзаменитель -
грош им цена. И другой вам не дам.

- Вот документ! Он заверен печатью.
Подпись и номер, число, наконец.
Ваш же рассказ, хоть рассказчик и знатен,
выдуман весь, а писатель – стервец.
Завтра опять ваш чудак старомодный
явится раньше нормальных людей.
Место занять. Утром в зале свободно.
Но для чего? Чтоб сказать: «Иудей,
Левий Матвей нам поведал о жизни
Господа нашего, но исказил
факты, слова и деяния. Книжник
в храм иудейский его б не пустил».
Вот вам цена не закона, а слова.
Где доказательства? Кто подтвердит?
Лишь документы, историй основа,
истине служат. Таков мой вердикт.
Древних писаний папирус нетленный
в море не тонет, но всё же горит.
Ваш же чудак говорит неизменно:
«Рукопись вечна, как вечен иврит!»
Можно подумать, он пишет на камне.
Можно подумать, царапает медь.
Всё на бумаге. Она, как ни странно,
может терпеть, но прекрасно гореть…

- Что там за треск? Что за отсвет в проёме?
- Боже! Накаркала! Мы же сгорим!

Смрад и содом!.. Сатана в окоёме
злобно смеётся и… рукопись с ним.

Комментарии:
Да, интересно… Сюжет с фантазией, с авторской мыслью…Достойная работа. В этих стихах содержание важнее, чем поэзия, чем слог, форма.

=== === === === ===

Произведение: 3-10. Рита Круглякова. Если рукописи не горят

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Сфинкс озвучил свои вопросы.
Отчего нам вдвоём так душно?
Если нам зажигали звёзды,
Это было кому-то нужно.
За окошком снежинок стая,
И надулся февраль капризно.
Я ещё наш роман читаю
Незатейливый, рукописный,
Без подтекста и без метафор,
Где прописан сюжет неверно,
Где покинул меня соавтор,
Видно, просто устал безмерно
Мне придумывать небылицы
В нашей будничной круговерти.

Я бросаю в камин страницы
И желаю им легкой смерти,
Отпуская в слепое пламя.
И они, как в горниле ада,
Тают дикими голубями
Без надежды и без возврата.
Но, когда проступает утро
Через льдину оконной глади,
Мой роман не горел как будто:
Он – на столике у кровати.
И в камине зола не тлеет,
Только луч на подушке нежный.

И становится всё сильнее
Яркий феникс моей надежды.
Но и я собираю силы
Для другого по сути плана:
Сто корабликов легкокрылых
Из страниц моего романа
Смастерить. Подождать до завтра.
Растворятся химеры ночи,
Поглотится ручьями марта
Что в огне умирать не хочет.

Комментарии:
Не совсем люблю аллюзий на чужие строки - не цитаты, но нечто переиначенное: «Если нам зажигали звёзды, это было кому-то нужно». Не уверена, что правильно слово «Феникс» - название мифической воскресшей птицы - употреблять в таком согласовании: «всё сильнее яркий феникс моей надежды». В стихах достаточно много часто встречающихся в стихах образов: «снежинок стая, будничная круговерть, химеры ночи…» - всё перечисленное вовсе не преступление, но  для высшей оценки хочется бОльшего.