Страх

Николай Таранцов
Страх хуже наказания, в наказании есть нечто определённое, велико ли оно или мало, всё лучше, чем неопределённость, чем нескончаемый ужас ожидания

                /рецензия на фильм Роберто Росселини "Страх"/

Фильм Роберто Росселини по одноименной новелле Стефана Цвейга «Страх». Фильм известен так же под названием «Я больше не верю в любовь».
Роберто Росселини итальянский режиссёр, основоположник школы неореализма. Во время Второй Мировой работая в официальной киноиндустрии, под протекцией Витторио Муссолини, /сын Бенито Муссолини/. Параллельно снимал антифашистские репортажи. В конце кинокарьеры отошёл от кино, /снимал для телевидения/.
Стефан Цвейг австрийский критик и писатель. Начинал, как и многие с поэзии, потом писал новеллы и биографические романы. В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством, /вдвоём с женой выпил большую дозу снотворного/.
Сюжет. Фрау Ирен Вагнер, /Ингрид Бергман/ изменила мужу, /Матиас Виман/. Нельзя сказать, что это была безумная страсть, скорее всего просто от скуки, и любовник её, пианист Энрико, /Курт Кройгер/ тоже похоже особых чувств не испытывал. Понимая, что это ненормально, испытывая подсознательный страх разоблачения, Ирен решает прервать интрижку, /как никак, семья, двое детей/. И всё бы ничего, да откуда ни возьмись появляется молодая особа, фрау Шульц, /Эдит Шульце-Веструм/, /бывшая пасия Энрико/, осведомленная обо всём. Мало того, она требует за своё молчание круглую сумму денег. А потом опять, опять…
Конечно можно пытаться оправдаться. Так хотя бы для себя, для большей уверенности, а там глядишь и проще станет со своей маленькой правотой. Были не лучшие времена, /война/, она проявила слабость, /муж был в тюрьме/, но. Кому нужны эти оправдания, кто послушает, кто проникнется, кто поймёт. Муж? Но как сказать ему об этом? И пикантная ситуация незаметно переходит в трагедию. А трагедия в фарс, впрочем не будем я забегать вперёд.
Ирен думала, что придумала себе счастье, что маленькая эта ложь, как бы игра. Игра в жизнь. А если это игра, то это не то чтоб несерьёзно, а как бы контролируемо. Да не во все игры играть рекомендуется, тем более в любовные, да на стороне. Не ровен час заиграешься, а заигравшись проиграешь. И вот Ирен подумывает о радикальном решении проблемы, /в своё время и Цвейг, подобным образом решил свои проблемы, не любовные, другие, но что это меняет/, и выход ли это. Всё таки смерть не столько решает проблемы, сколько перекладывает их на других. Мало того не всегда угадаешь, какие и на кого. А ещё, /многие проблемы и не проблемы вовсе/, вот только мы не знаем того, мы вообще многого не знаем, /догадки наши ведут нас не всегда в правильную сторону/.
Невелика проблема загнать себя своим страхом в угол, проблема выбраться с этого угла, с честью, не уронив достоинства, потому как жизнь продолжается. И даже если ты находишься в этом углу не совсем по своей воле, это ничего не меняет.
Хотя бы потому, как мир этот не всегда справедлив и зло не всегда бывает наказано, где б это и сколько не декларировалось.
Вот собственно и всё.
Веришь ты, или не веришь в любовь, это никого не интересует, так же как и твой страх. Если вдруг чего.

 
17.04.16


***