Тайна Грелля Фрэнк Форест гл. 22

Юрий Шибаловский
Сэр Хилари Торнтон стоял спиной  к полыхающему камину, приподняв полы своего пальто.
   Фойл сидел за столом и, листая книгу - плод его дневных и ночных усилий по раскрытию убийства на Гросвенор Гарденс -  докладывал о ходе расследования.  Время от времени своим ухоженным пальцем он водил по указателю и перелистывал страницы, и цитировал то или иное показание, запись о полученных сведениях, или демонстрировал помощнику комиссара фотографию.
 Также, он поднимал какую-нибудь из множества трубок  на столе и выходил на связь с каким-либо сотрудником, узнавая как у того продвигается решение поставленной перед ним задачи.
"Ох уж эти новички, - ворчал Фойл.  - Они всегда стараются приукрасить свои доклады пышными, цветистыми фразами, и им никак не вдолбить в голову, что доклад должен быть чётким, сжатым и ясным. Он ещё могут быть конкретными в устном докладе, но стоит только им взять в руки ручку - пиши пропало, все стремятся перешекспирить Шекспира."
От этой эмоциональной реплики он перешёл к изложению произошедших событий.
Помощник комиссара слушал внимательно, время от времени вставляя вопросы и комментарии. Фойл энергично стучал пальцем по папке, подчёркивая  особую значимость некоторых фактов или показаний.
Заканчивая, Фойл сказал: " Мы продвигаемся, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Нам известно, что Грелль жив и что он поддерживает связь с Иваном Абрамовичем и Лолой, то бишь с принцессой Петровской.
Похоже, в этом деле замешан ещё один, или несколько, человек.  Если Грелль не убивал Голденберга, то он наверняка знает, кто сделал это.
Очевидно Голденберг был одет в одежду Грелля до того как его убили.  Поэтому в карманах были обнаружены вещи, принадлежавшие Греллю. Мы ещё не определили насколько важен тот факт, что  убийца использовал мексиканский кинжал. Во всяком случае, Грелль путешествовал по Мексике. Мы исключили из списка подозреваемых  Ивана, слугу Грелля, и сэра Ральфа Фэрфилда.
 Также, и отпечатки пальцев принцессы Петровской не совпадают с обнаруженными на рукояти ножа.
Я дал указание Болту снять отпечатки со всех слуг в доме, чтобы убедиться в их непричастности, или причастности, к убийству.  Это сужает круг подозреваемых. Самый верный путь к разрешению этой загадки - найти Грелля."
  В глазах сэра Хилари промелькнуло сомнение.
" Мистер Грелль не похож на убийцу. И каков его мотив?"
" Каждый может совершить убийство, - резко возразил Фойл, - при таких обстоятельствах, которые перевесят его природную робость или отвращение к убийству. Но теми, которые убивают по незначительному поводу или просто для удовольствия, должны заниматься психиатры.   Между прочим, я не утверждал, что Грелль причастен к совершению этого убийства, я лишь подытожил голые факты. Почему он пропал? Что связывает его с тёмной компанией людей, которые дважды пытались убить меня, которые напали и похитили Уэверли?  Если мы найдём его, мы найдём и убийцу. Вот для чего я разослал описания Голденберга по всем участкам.  Два инспектора выехали в Плимут и Ноттингем, разбираться со случаями опознания там людей по данным описаниям.  Возможно, это пустышки, но, по крайней мере, мы возьмём его, если он надумает выбраться из страны."
" А вы уверены, что он ещё не сделал этого?" - спросил сэр Хилари.
" Уверен, - кивнул Фойл. -  Сильно ощущается его осведомлённость о наших действиях и его руководство его друзьями.  С Фэрфилдом у него провалилось из-за нашего вмешательства, и он послал Лолу за деньгами к Эйлин Мередит, которая отдала ей все свои личные драгоценные украшения. Однако мы вмешались, задержали её и вернули драгоценности герцогу Берли.
Из этого железно следует, что он предпримет ещё одну отчаянную попытку достать откуда-нибудь деньги." 
 " Насколько я понимаю, вы сделали шах, - сказал сэр Хилари, заядлый шахматист. - А теперь намерены объявить мат."
" Вот именно, - сказал Фойл. - Также  я пытался и продолжаю пытаться найти что-нибудь связывающее Голденберга с Греллем, но пока ни нам, ни американской полиции это не удалось.
 Что касается Лолы, то если бы Уиллис, дворецкий Грелля, опознал её как женщину с вуалью, входившую в дом Грелля в ту ночь, у нас появилось бы основание арестовать её, несмотря на её алиби. Такая женщина как она вполне могла позаботиться о  своём алиби.  У нас нет ни малейшего доказательства, что она знала Голденберга.  Это представляет для нас сейчас большое затруднение, и мы не можем связать разных фигурантов с этим делом и установить, в каких взаимоотношениях они находились раньше.
Я сумел приостановить следствие на месяц, так что мы можем пока не открывать добытые следствием сведения. Газетчики до сих пор вьются вокруг меня, вынюхивая новости в расследовании.  Они пронюхали  о происшествии в Малчестер Роуд, и дюжина журналистов атаковала меня на выходе из отдела, и мне пришлось выкинуть им косточку о том, что мы провели опознание, давшее отрицательный результат.
 В конце концов, об этом они узнали бы и без меня.  Они ребята смышлёные, не то что раньше. Помнится, один журналист по имени Пинтерс хотел взять у меня интервью. В отделе ему сказали, что я направился по делу в участок на Вайн Стрит. Он поспешил туда, а там ему сказали, что я у них в участке не появлялся.
Он радостный возвратился в свой офис и накатал статью о таинственном исчезновении  известного детектива. И вот на следующий день, выхожу я из учреждения на Боу Стрит, где я давал свидетельские показания по делу, подхожу к газетному киоску и вижу крупными буквами объявление о моей пропаже.  Газетчик, увидев меня, раскрыл рот и застыл в таком положении.
" Добрый день, - наконец, придя в себя, молвил он, - вы знаете, что вас разыскивают все репортёры и журналисты Лондона, после объявления о том, что вас похитили."
 " Меня похитили? - изумился я. - Кто и когда?" И тогда я узнал, что этот полудурок Пинтерс поднял всю прессу на уши своей дурацкой статьёй.  С тех пор я отношусь к газетчикам с опаской."
 Сэр Хилари рассмеялся и спросил: " Есть ещё что-нибудь по делу?"
" Да, - Фойл мгновенно посерьёзнел. - Я передал шифровку, обнаруженную на Грэйв Стрит, Джонсу, чтобы он разобрался, что означает вся эта абракадабра.  Джонс обожает такого рода загадки, он крутой эксперт в области шифрования.  Он только что сообщил, что  шифр не очень сложный, но  при других обстоятельствах мог бы представлять адскую головоломку.  Зашифрован был следующий текст: "Это будет лучшим способом общения с Е. М., если Л. принадлежности
ее с ключом. Ее "телефонный номер 12845 Джеррард."