Азы православия. Светлая пасхальная седмица

Лариса Геращенко
Народ наш по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают снедь. Откликаются православные сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства разу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается.

На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что её невозможно ограничить одним днём!

Господь пребывал на земле после воскрешения ровно 40 дней. Всё это время Богослужения Православной Церкви возвращают нас в ночь Святой Пасхи, «Христос Воскресе!» - приветствуем мы друг друга и лобызаемся троекратно. Наиболее торжественно и величественно проходит первая неделя (седмица) после Пасхи, которая называется Светлой.

На Светлой Седмице «все и всяческая» - Христос, Христос воскресший, окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, после окончания Литургии, совершается Крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносец ко гробу Христа. На Крестом ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все Богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских Вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействиями. Открытые Царские Врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень.

В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать чревообъядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией матери «Живоносный источник»», и после Литургии совершается освящение воды. На следующий день в Светлую субботу богомольцам раздается артос.

Нет на Светлой Седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевание усопших совершаются, но и они более чем на половину состоят из песнопений Пасхи.

Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учил: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14). Радость Пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая.  Как же счастливы были святые, такие как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя! Христос воскресе!»

(Источники)
Апрель, 2016 г.
Иллюстрация  Л.Г.