1102. Только три строки. О поэзии Надежды Гикал

Надежда Гикал
«Вечерний Баранул»  № 53 15 апреля 2016г.     /         ШТУДИИ

Только три строки

Поэзия Надежды Гикал: безупречный порядок слов и звуков.
Механизм диалога культур.

Слагаю хайку –
в горсточку строчек коротких
жизнь собираю…

Сегодня Россия переживает период активного увлечения восточным литературным лаконизмом. Многочисленные версификаторы пишут в жанре хокку, хайку, танку, бусоку-секитаи, рубаи, стремясь соблюдать формальные признаки (количество строк, слогов). Некоторые дорастают до протеистичного параллелизма природы и мира человека. Очень немногим удается сформировать вертикаль, характерную для иероглифического письма Японии и Китая. Поэту из Сергиева Посада, генетически связанному корнями с Алтаем, Надежде Гикал удается все вышесказанное. И этого мало. В ее очень небольших по объему текстах запускается механизм диалога культур. Восточные традиции не только прорастают на русской почве, но и проходят органическую трансформацию, когда мир природы и мир человека из двух часто полярных структур превращаются в один целостный. 

Неспешно живу –
Остатки последних дней
Боюсь расплескать…

Традиционное для хайку многоточие выводит в макрокосмический объем. Практически отсутствуют «национальные сигналы», но за семью словами стихотворения ряд многочисленных культурных кодов, которые выходят далеко за национальную систему ценностей. Здесь и мифологемы «чаша жизни», и «скудельный сосуд», и «моление о чаше» – те архетипические «арматуры», на которых держится культура планеты. Два эпитета не отличаются изысканностью. При этом в них зафиксированное вечное движение жизни. Мир, созданный Надеждой Гикал, зрим и осязаем. Внутреннее зрение не только перемещает в пространство души, в прошлое, но и дает четкую визуальную картинку:

Рассыпались по траве
солнечные зайчики –
искорки погасшего детства…
 
 * * *
Тянется к горизонту
вечерняя тень моя –
мания величия…

Поэт не имеет пола – он становится космическим демиургом, наблюдающим за бытием с некоторого расстояния. Отсюда во многом и безупречный вкус автора. Столь опасные для этого жанра банальность и примитивность не проникают в художественную систему. Лаконизм и простота обусловлены безупречным порядком слов и звуков.

Сергей МАНСКОВ,
кандидат филологических наук.