сумерки...

Элга Норн
                Нашли ли вы Святой Грааль?
                Его вы разгадали свойство?
                Пришло ли священное к вам беспокойство?
                И, в стольких землях побывав,
                Вы свой ли изменили нрав?

                Вольфрам фон Эшенбах ("Парцифаль")



*****


Тихие сумерки медленно падают в ночь,
в красках закатных сливаясь, стекают за край
видимых контуров дня, погружаясь на дно
чаши безвременья, в неизмеримый Грааль,
явью наполненный и бальзамическим сном
тайной вечерней зари, растворяющей грань...


*****





Клод Моне, 1908, "Сан-Джорджо Маджоре в сумерках" /"Закат в Венеции"/

_На острове Сан-Джорджо Маджоре находится одноименный собор, построенный во второй половине XVI века. В нем хранится известная картина «Тайная вечеря» кисти Тинторетто:
http://smallbay.ru/artreness/tintoretto21.html

На картине изображен момент, в который Христос преломляет хлеб, говоря «Сие есть тело мое». В уютной компании учеников чувствуется удивление, но не страх – они привыкли к странным словам учителя, их не пугает то, что он говорит, они просто не очень понимают его.
Переглядываются, опасаются взять хлеб, про который было так сказано. А вокруг них спокойно продолжает жизнь обычный бедный кабак. Служанки разносят еду, двое посетителей спорят у дверей, хозяин что-то говорит поварихе, и каждый занят своим делом. Им неинтересно то, что происходит у них под самым носом. Они не видят ангельского света, не видят тонких светящихся нимбов над головами сидящих у стола людей.
Для них это просто обычная компания друзей, пришедшая праздновать Пасху.  Полутемная корчма, кажущаяся из-за сумрака безграничной, вмещает настоящее чудо, но никто не замечает его. И ангелы парят над столом незамеченными, и свет светильника под потолком кажется всем простым светом, а не небесным сиянием.
Иуда, одиноко сидящий на краю стола, не освещен этим сиянием, и тем отделен от остальных. Он уже предатель и уже думает о своих тридцати серебряниках.
«Тайная вечеря» показывает тот тонкий миг, когда чудо происходит, оставаясь незамеченным до поры.


по словарю Символизма:

Сумерки - Неопределенность, амбивалентность, область между двумя состояниями. Пороговый, переходный символ. Западный свет, окончание жизни, конец одного цикла и начало другого.

Таинственный полумрак и темная граница смерти. В Северной Европе мифы о сумерках богов - германский Готтердаммерунг и скандинавский Рагнарек - символизируют грустное угасание солнечного тепла и света в мощном образе конца света и прелюдию к новому циклу бытия. Связь между сумерками и западом прослеживается во многих мифах о богах, героях и мудрецах, исчезающих на западе, таких, как Кецалькоатль в Мексике и Лао-цзы в Китае.
__________

Грааль - чаша, символический источник жизни и бессмертия.

Один из самых интересных и легендарных символов. Предание о Святом Граале средневековой европейской литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе. В наиболее популярной версии легенды это та чаша, из которой Иисус и апостолы пили на Тайной Вечере, или та, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, пригвожденного к распятию.

Поиски Грааля — это возвращение в рай, духовный центр человека и Вселенной; символ инициации, проверки через испытания и встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски обычно предпринимаются солнечным героем, не имеющим представления о своей истиной природе. Грааль прежде всего предполагает поиск мистического Центра — «неподвижного перводвигателя» Аристотеля или «неизменной середины» восточной традиции. В глубинной психологии Юнга Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты существования, движение от Эго к Самости.

http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/graal/
___________

"Вечерняя заря" - московский ежемесячный мистико-дидактический журнал (1782 -1783)
Преобладание на страницах журнала чисто философских материалов, несомненно, отражало масонскую установку на раскрытие значения устремленности к Богу как решающего условия нравственного самосовершенствования. Таково было, например, «Рассуждение о бессмертии души», открывавшее первый январский номер журнала и заключавшее в себе полемику с деизмом, или «Рассуждение о бытии Бога, выведенное из рассматривания природы», или «Философическое рассуждение о Троице в человеке, или Опыт доказательства, подчеркнутый из разума и Откровения, что человек состоит из тела, из души и духа».

____________