Н4-2 Огромное небо

Изида Фант
50-ЛЕТИЮ ПОДВИГА СОВЕТСКИХ ЛЁТЧИКОВ
Б.КАПУСТИНА И Ю.ЯНОВА ПОСВЯЩАЕТСЯ.



Под стихами указаны:
поэт
композитор
исполнители.

   ОГРОМНОЕ НЕБО

Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя,
в одной эскадрилье служили друзья.
И было на службе и в сердце у них
огромное небо - одно на двоих.

Летали, дружили в небесной дали,
рукою до звёзд дотянуться могли,
беда подступила, как слёзы к глазам, -
однажды в полёте мотор  отказал...

И надо бы прыгать - не вышел полёт!
Но рухнет на город пустой самолёт!
Пройдёт, не оставив живого следа,
и тысячи жизней прервутся тогда.

Мелькают кварталы, и прыгать нельзя.
Дотянем до леса - решили друзья,
подальше от города смерть унесём,
пускай мы погибнем, но город спасём.

Стрела самолёта рванулась с небес,
и вздрогнул от взрыва берёзовый лес!
Не скоро поляны травой зарастут...
А город подумал - ученья идут.

В могиле лежат посреди тишины
отличные парни отличной страны,
светло и торжественно смотрит на них
огромное небо - одно на двоих.

Р.Рождественский (1967)
Оскар Фельцман
Эдита Пьеха- первый исполнитель (1968), Марк Бернес, Эдуард Хиль, Муслим
Магомаев, анс."Поющие пианисты".



Песня "ОГРОМНОЕ НЕБО" была написана по мотивам подвига двух советских лётчи-
ков, которые 6 апреля 1966 года, после отказа двигателей самолёта, не выполнили
приказ о катапультировании и ценой собственных жизней спасли сотни жителей Бер-
лина, уведя терпящий бедствие самолёт от мест массового скопления людей - сна-
чала из городской черты, после - от загородного кладбища, на котором находились
сотни людей (Пасха), затем - от дамбы с автострадой, и в конце направили его в
озеро.

Песню пела вся страна, она была известна во всём мире. После выхода в свет песня
была отмечена 2 золотыми медалями (за стихи и исполнение), серебряной (за музы-
ку) и получила первое место в конкурсе политической песни в 1968 году в рамках
9-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (Болгария).

Б.Капустин родился в семье научного работника, а Ю.Янов - в семье железнодорожни-
ка. Капитан Борис Капустин (1931-1966) и старший лейтенант Юрий Янов (1931-1966)
после окончания военно-авиационных училищ были направлены в Группу советских
войск в Германии (ГСВГ). В городе Финове (в 90-е годы переименован вЭберсвальде),
в 40 км от Берлина, располагался 668-й авиационный полк бомбардировщиков леген-
дарной 132-й бомбардировочной Севастопольской Краснознамённой дивизии.
Капустин - лётчик, Янов - штурман-оператор. Оба - первоклассные бойцы. Других
сюда не брали: в разгаре холодная война, мир ещё не отошёл от Карибского кризиса,
в Германии стоят полтора десятка армий бывших союзников антигитлеровской коали-
ции.
6 апреля 1966 года звено капитана Капустина получило приказ перегнать новые са-
молёты Як-28П в Цербст на базу 35-го истребительного авиаполка. Для первоклас-
сных лётчиков это было простое дело: часть укомплектована аналогичными самолёта-
ми, перелёт занимает 40 минут. Капитан звена Борис Капустин и штурман Юрий Янов-
ведущие, капитан Владимир Подберезкин и штурман Николай Лобарев - ведомые.
В 15.24 два новых реактивных Яка поднялись в воздух. Через 10 минут полёта (на
высоте 4 000 м) Як ведущего резко повело вправо, он стал терять скорость и прова-
ливаться. На сохранившейся магнитофонной записи радиообмена осталась короткая
запись, где командир звена отдал ведомому приказ выполнять маршрут по заданию,
и Як Подберезкина занял лидирующую позицию. Интервал между самолётами увели-
чивался, попытка лётчиков связаться с командиром звена не увенчалась успехом.
Самолёт Капустина терял высоту - отказали оба двигателя. Капустин пытался запус-
тить двигатели - не вышло. Высота - 3 000. Як провалился в облака. Капустин даёт
команду штурману - прыгать. При катапультировании слетит общий фонарь остекления
кабины, что усложнит положение лётчика, и Янов принимает решение остаться с ко-
мандиром. Когда Як вынырнул из облаков, стало ясно: под ними Берлин, а 16-тонная,
с полными баками горючего, машина падает на густонаселённый город. Мгновенно оце-
нив обстановку, лётчики стали уводить машину за город, хотя управлять падающим
самолётом стоило титанических усилий.

Тысячи изумлённых берлинцев, запрокинув голову, наблюдали за тем, как вываливший-
ся из облаков серебристый самолёт с красными звёздами на плоскостях, оставляя за
собой шлейф тёмного дыма, в полной тишине неожиданно делает горку, набирая макси-
мальную скорость, и с вершины горки пологим виражом уходит в сторону берлинской
окраины.
Последние дома исчезают под фюзеляжем, впереди - спасительный пустырь. И вдруг
среди зелени - лес крестов. Кладбище! Теперь - только на гладь блеснувшего вдали
озера. Но посадить самолёт на воду не удалось, так как на их пути возникла дамба
с шоссе. Каким-то невероятным образом Капустину удалось приподнять уже совершен-
но неуправляемую машину и перенести её через дамбу. После этого самолёт упал и с
большим наклоном ушёл в толстый слой ила на дне озера. С момента вылета прошло
меньше 20 минут, с начала аварии - около 30 секунд.

После катастрофы новость о героизме советских лётчиков долгое время не сходила
с первых полос новостных агенств всего мира, ряд из которых ударились в откровен-
но антисоветскую риторику, стремясь приуменьшить беспримерный подвиг советских
пилотов и отвлечь внимание от авикатастрофы над Паломаресом (деревня в Испании),
когда американские лётчики сбросили 4 термоядерные бомбы на землю и в море после
столкновения с дозаправщиком( 17 января 1966). Однако потуги продажных писак, ос-
леплённых ненавистью ко всему советскому, не достигли своих целей - жители обеих
частей Германии оценили героизм советских лётчиков по достоинству: на прощание
с ними в восточном секторе Берлина пришли тысячи горожан и селян; на похоронах
героев присутствовали делегации из всех городов ГДР и ряда городов ФРГ; из Вели-
кобритании на траурную церемонию был прислан королевский оркестр, а бургомистр
Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ, Вилли Брандт выразил благодарность от
имени всех спасённых. Рядовые жители Западной Германии не скупились на самые
лестные эпитеты, говоря о самопожертвовании советских пилотов: в архивах ТАСС
сохранилось великое множество интервью с простыми жителями ФРГ и ГДР. Позже на
месте катастрофы была установлена мемориальная доска, в Эберсвальде и ещё 7 горо-
дах Германии появились памятные знаки. 30.3.2001 года, в ознаменование 35-летия
подвига пилотов, в Берлине были проведены торжественные мероприятия, а в авиаму-
зее на аэродроме Финова поставлен обелиск с надписью:" Памяти всех жертв холодной
войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей".

Самолёт упал в озеро Штёссензее, находившееся в английском секторе Западного Бер-
лина. Уже через 15 минут сюда прибыл глава английской военной миссии бригадный
генерал Дэвид Вилсон. Английская военная полиция оцепила озеро. Все обращения со-
ветского командования получить доступ к месту падения отвергались под предлогом
улаживания бюрократических процедур. Ночью команда военных водолазов приступила
к демонтажу оборудования истребителя: им удалось поднять уникальный радиолокатор
РЛС "Орёл-Д", который вместе с деталями двигателя были исследованы за 2 дня на
британской авиабазе в Фарнборо.
Только на третьи сутки, 8 апреля, состоялась передача останков лётчиков предста-
вителям ГСВГ. В ритуале прощания участвовали не только делегации от всех городов
Германии, но и английские войска. В составе почётного караула были и советские
солдаты, и шотландские стрелки, и воины национальной народной армии ГДР. Все
враждующие лагеря холодной войны на это короткое время объединились, чтобы поч-
тить память советских лётчиков.

Юрий Николаевич Янов похоронен на родине, в Вязьме. Борису Владиславовичу Капус-
тину отдали последние почести в Ростове-на-Дону, где жили в то время его родите-
ли. Вдове, Галине Андреевне Капустиной, пришлось хоронить и свёкра - Владислав
Александрович не вынес горя, он очень любил сына. Отца и сына похоронили рядом,
в один день - 12 апреля.
Оба лётчика награждены посмертно орденами Красного Знамени. Имя Бориса Капус-
тина носит улица в родном городе и средняя школа № 51, в честь Юрия Янова на
здании вяземской школы № 1 установлена мемориальная доска.


* Как установила комиссия, причиной отказа двигателей на Яке был "конструктивно-
производственный дефект".

* 17 января 1966 года американский стратегический бомбардировщик B-52G столкнулся
с самолётом-топливозаправщиком КС-135 по вине пилотов. Погибли 7 человек, 4 ката-
пультировались, были потеряны 4 термоядерные бомбы. Две бомбы, упавшие неподалё-
ку от Паломареса, разрушились, вызвав радиационное заражение местности. Через 2
года подобная катастрофа произошла над базой Туле в Гренландии.
(Во времена холодной войны американские бомбардировщики патрулировали воздушное
пространство над Европой и Средиземноморьем с ядерным оружием на борту).