Азы православия. Молитвенное правило

Лариса Геращенко
Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва «есть разговор души с Богом». И, как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.

Церковь, ежедневно молясь «за всех и за вся», установила для каждого индивидуальное молитвенное правило. Оно зависит от духовного возраста, условий жизни, возможностей человека.  Молитвослов предлагает нам утренние и вечерние молитвы, доступные каждому. Они обращены ко Господу, Божией Матери, Ангелу хранителю. По благословению духовника в келейное (домашнее) правило можно включить молитвы избранным святым. Если нет возможности прочесть утренние молитвы перед иконами в спокойной обстановке, то можно прочитать их по дороге (на работу), чем опустить совсем. Во всяком случае не следует завтракать до того, как прочитана молитва «Отче наш».

Если человек болен или очень устал, то вечернее правило можно совершить не перед сном, а незадолго до этого.

Очень важное составляющее утренней молитвы является чтение поминания. Обязательно нужно молиться о здравии правящего архиерея, духовного отца, родителей, родственников, крестных и крестников, и всех людей, которые тем или иным способом связаны с вами.  Если кто-то не может помириться с другим, пусть даже не по своей вине, он обязан поминать «ненавидящего» и искренне желать ему добра.

В личное (келейное) правило многих православных входит чтение Евангелия и Псалтыря.  Так оптинские монахи благословляли многих читать в течение дня одну главу из Евангелия, по порядку и по две главы из Апостольских посланий. При этом последние 7 (семь) глав из Апокалипсиса читались по одной в день. Тогда чтение Евангелия и Апостола заканчивались одновременно, и начинался новый круг чтений.

Молитвенное правило человеку устанавливает его духовный отец, в его же ведении изменить его – уменьшить или увеличить. Однажды установленное правило должно стать законом жизни, и каждое нарушение следует рассматривать как исключительный случай, рассказывать духовнику и принимать от него вразумление.

Главное содержание молитвенного правила – настроить душу христианина на частое общение с Богом, пробудить в нём покаянные мысли, очистить сердце от греховной скверны. Поэтому мы, тщательно исполняя положенное, научаемся, по словам Апостола, «молиться во всякое время духом, .. со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф. 6, 18).
**********************************************

КАК МОЛИТЬСЯ ПРИ НЕДОСТАТКЕ ВРЕМЕНИ?

Какими словами молиться? Как быть тому, у кого плохая память, или кто по безграмотности не изучил многих молитв, кому наконец, - а бывает и такая жизненная обстановка, - нет времени стать перед образами и прочесть подряд утренние или вечерние молитвы? Это вопрос разрешен указаниями великого старца Серафима Саровского.

Многие из посетителей старца винились ему в том, что мало молятся, не вычитывают даже положенных утренних и вечерних молитв. Святой Серафим установил для таких людей следующие легко выполнимые правила:

«Поднявшись от сна, всякий христианин. встав перед  святыми иконами, пусть прочитает молитву «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы. Потом Песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды. В завершение же Символ веры «Верую во единого Бога» - один раз. Совершив такое правило, всякий православный пусть занимается своим делом, на какое приставлен или призван. Во время же работы, дома, или на пути куда-нибудь пусть тихо читает «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного (или грешную)», а если окружают его другие, то занимаясь своим делом, пусть говорит умом только «Господи помилуй» - и так до обеда. Перед самым же обедом пусть опять совершает утреннее правило.

После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает так же тихо: «Пресвятая Богородице, спаси меня грешного (грешную)».

Отходя ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает утреннее правило, то есть трижды «Отче наш», трижды «Богородице», и один раз «Символ веры».

Св. Серафим объяснял, что держась этого малого правила, можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо эти три молитвы – основание христианства. Перва я– как молитва, данная самим Господом, есть образец всех молитв. Вторая – принесена с неба Архангелом  в приветствие Богоматери, а «Символ веры» содержит в себе вкратце все спасительные догмы христианской веры.

Кому невозможно исполнять и это малое правило, старец советовал читать его во время занятий, на работе,  на ходьбе, даже в постели, и при этом приводил слова из послания к Римлянам: «…всякий, кто позовет имя Господне, спасется».

У кого же есть время, старец советовал читать из Евангелия, каноны, акафисты, псалмы.

(источники)
Апрель, 2016г.