Тема для сочинения. Рассказ

Любовь Соколина
                ТЕМА  ДЛЯ  СОЧИНЕНИЯ
 
   Педсовет шел второй час. В директорской было скучно и пыльно, но принять окончательное решение никак не
 удавалось. Затянувшуюся в обсуждении паузу прервал директор школы, учитель математики и ОБЖ,а также член
 всевозможных научных обществ,союзов и объединений. Это был импозантный, моложавый мужчина,с благородными
 чертами лица,с ученой степенью и университетским значком на лацкане пиджака.
   - ... Мы не можем не выбрать тему сочинения для выпускного экзамена. Не просто тему просто экзамена, а,
 как вы все прекрасно знаете, ЕГЭ. Предлагайте, коллеги,предлагайте хоть что-нибудь.
   С этими словами он выразительно посмотрел на томную брюнетку неуловимого возраста.
   - Начните Вы, Эсфирь Ибрагимовна. Русский язык и литература – ваш предмет, Вы педагог с многолетним
 стажем и опытом работы, Вам и карты в руки,то есть в тему,- с коротким смешком поправил он сам себя.
   - Я так и знала, что Вы это скажете. Хорошо, предлагаю следующее – и она произнесла: «Что такое свобода
 выбора?».
   - Ни в коем случае! – вдруг вскрикнула преподавательница истории старших классов. Невысокого роста,
 худенькая, неприметной внешности, всегда похожая на маленького встревоженного воробья, но удивительно
 большая спорщица и выдумщица, она, тем не менее, умело руководила своим 10б и пользовалась у старше-
 классников большим авторитетом. Обратившись ко всем присутствовавшим,она пояснила:
   - Они, выпускники, и так стоят перед выбором, как дальше жить, где, кем начать работать, или учиться
 дальше. Сами понимаете, тут решающее слово будет за родителями. Какая уж тут свобода!  Дай им только 
 свободу, так они сразу окажутся голодными и злыми неудачниками, которые будут без конца «искать себя», а
 в итоге станут нахлебниками на родительской шее...
   - Да-да,я готова присоединиться к Нинель Игоревне,-- поддержала мнение исторички преподаватель общест-
 вознания и географии, завуч по воспитательной работе и официально Заместитель директора школы. Весь час,
 пока шёл педсовет, она, не отрываясь, заполняла бланки каких-то отчетов.
   – ...Вы только подумайте, что могут написать наши ученики о свободе.
   - Но речь идёт о «свободе выбора».
   - Ещё хуже – они это понимают как вседозволенность.   
   Все переглянулись,и в кабинете вновь повисла тягостная пауза.
 
  - Тогда - неуверенно произнесла Эсфирь Ибрагимовна,- давайте возьмём тему «В чём вы видите смысл жизни»
 или «Каким вы видите своё будущее» ...
   - Да Вы что, издеваетесь?! – вскричали разом несколько преподавателей.– Мы, взрослые, каждый со своим
 жизненным опытом, вместе с мыслителями и философами, которые столетиями бились над разрешением этих проб-
 лем, и то не определились, а Вы хотите ... Что же  могут сказать дети? – неожиданно поднялся шум,все ожи-
 вились и стали вполголоса что-то выяснять между собой. Эсфирь Ибрагимовна такой реакции не ожидала.

   - А вдруг они скажут что-то новое? – неожиданно  громко сказала  учительница  биологии средних классов,
 недавняя выпускница Педагогического  Института. Все смотрели на неё с любопытством и она продолжила:
   - Может, они найдут какой-то новый взгляд, подход, фокус...
   - Ну да, - насмешливо прервал её учитель физики, один из трёх мужчин среди присутствовавших, о ком говорили,
 что он занимается научной работой, даже «разрабатывает концепции для Роно» и тому подобное.
  - Что,что, а фокусы наши фокусники могут изобрести самые неожиданные.Вот, в соседней школе ...да, в той,
 которая недавно стала лицеем...девочки-выпускницы в прошлый раз написали: «Хотим стать валютными моделями
 для эскорт-услуг, подадим документы в разные агентства, потому что хотим красиво жить и поездить по миру».
 Весной, в выпускном сочинении они так и написали, а к осени оказались через эти самые модельные агентства
 кто где:в Египте,в Турции,в Голландии… в сексуальном рабстве, как принято говорить. Но их родители почему-
 то стали обвинять в случившемся педагогов школы.-- Он сделал многозначительную паузу, затем продолжил:
  - А в другом учебном учреждении десятиклассник написал, что «смысл жизни видит в жестоком подавлении сла-
 бых членистоногих и очищении от них окружающей среды», - при этом педагог-учёный многозначительно кивнул в
 сторону биологички.-Так потом комиссии из всех Комитетов из этой школы не вылезали, всё скинхедов искали.–
 закончил физик свою тираду.

  - Между прочим, я слышала,- робко возразила учительница биологии,- тот мальчик имел в виду тараканов ... 
  - Та-а-к,- задумчиво протянул директор.– Ещё кто что слышал?
    Все понуро молчали. Но тут учитель труда, Сергей Иванович, которому всё это давно надоело, ему хотелось
 домой, к ужину; он торопился в гараж чинить свою машину. Ему было не до этих педагогических сложностей, и он
 решительно предложил:
  - Давайте, попроще, например – «Ваша будущая профессия».
  - Не пойдёт,- ответила ему завуч, так и не отрываясь от своих бумаг.– Мы уже дважды использовали эту тему,
 нам не разрешат взять её в третий раз.
  - А если слегка изменить? Например, «Сила профессиональных династий»? - предложила учительница истории. На
 это ей возразил сам трудовик, для чего он вытащил из кармана замусоленную бумажку, расправил её и сказал:
  - Это, знаете, тоже...чревато. Вот что случилось в хорошо всем известной образцово-показательной гимназии
 №100 соседнего района. Там, на простое и ясное задание пятеро одноклассников, живущих по соседству, написали
 следующее: «…мы после школы создадим бригаду, как в кино, у нас будет первая  в районе воровская «династия»
 Ястребовых, так как батя Коляна Ястребова – вор в законе,а их группировка самая сильная в городе.А кто будет
 против, или в ментуру вздумает стукнуть, разберёмся сами ...и  чтоб отметки у нас за сочинение у всех были не
 ниже четвёрок».- Он дочитал свою бумажку и передал её директору.
   – И что Вы думаете, им всем поставили четвёрки и выпустили, от греха подальше, сочинение объявили удачной
 пародией, и никто нигде не возразил.
   Таким было горькое слово педагога трудового воспитания, которого и ученики,и педагоги, безусловно, уважали
 и никто в школе не мог обойтись без его помощи, его золотых рук. Казалось, что он всё знал и всё умел.

  На этот раз воцарилось особо тягостное молчание.
  - Я могу назвать ещё только одну тему, последнюю, - устало произнесла учительница русского языка и литера-
 туры.– Знаете, уважаемые друзья, в конце концов, можно передёрнуть любое понятие, и так мы никогда ничего не
 подберём.- Как Вам такое предложение: «Роль знаний и образования в современном обществе»?
   Завуч вдруг оторвалась от своих бумаг и возмущённо всплеснула руками:
  - Милочка! Я Вам сразу, тут же, скажу, что напишет на эту тему каждый из наших учащихся! Не думаю, что Вам
 будет приятно узнать, что наши выпускники в грош не ставят полученные в нашей школе знания. Тут уж точно бу-
 дет над чем поработать разным комиссиям и из Комитета, и из Министерства...
   -... чего нельзя допустить ни в коем случае,- торопливо и жёстко закончил за неё директор,– остаётся одно:
 повторить тему позапрошлого года. А ею была...– он порылся в ящике своего стола и извлёк из него слегка по-
 желтевшую и истрёпанную, но всё ещё с различимыми следами министерских печатей, бумагу,-вот она,вечная тема:
 «Великое прошлое и светлое будущее России». На том порешим, благодарю всех за внимание,- громким и чётким
 голосом произнёс директор, завершая заседание.