Комментарии анализа стиха в рубрике восток-хокку

Золотой Город
Вступление

  На конкурсных площадках, проводящих конкурсы хокку(хайку), в условиях участия есть пункты голосования, где требуется поставить свои оценки за прочитанные в заявках стихи, но не все участники более подробно и осмысленно подходят к оцениванию и обдумыванию. Вследствие чего иногда получаются результаты победителей конкурсов, не соответствующие канонам. Поэтому цель данной публикации состоит не в том, чтобы разобрать лучшее произведение, а то, которое просто попалось в соответствующей рубрике под руку.
   Я не претендую на знатока в этой области, а просто учусь читать и анализировать стихи в рубриках твердых форм поэзии, чтобы глубже понимать стихи пишущих в этом жанре поэтов.
Ранее мне интересно было провести анализ стиха по материалам публикации
Это вы прочитаете в 1 части публикации. Во второй части привожу дополнения автора Курума Такуми. А в 3 части я поработала вместе с публикацией "Русские Хайку" http://haiku3.ru/howtowritehaiku/ Наталия Леви.
Работа была проведена не в один день и было время обдумывания и начитывания теории вопроса анализирования стихов в форме хайку. Как это получилось у меня на сегодня, этим опытом делюсь с вами.

Интерес исследования случайным образом возник после прочтения этого произведения:

жестокость слова - рубаи, хокку, танка, 02.03.2016 04:25
 
жестокость слова
лучше поруби саблей…
только не трогай….
                (Мишка Лоботряс Дсп)

Рецензия на «жестокость слова» (Мишка Лоботряс Дсп)http://www.stihi.ru/2016/03/02/1240


Часть 1. Первоначальный анализ стиха:


Анализ проведен по материалам публикации
http://www.stihi.ru/diary/zolotoigorod/2016-04-26 Японские стихи как научиться писать хайку?

1. 3 строки. хайку?
2. слоги в строках 5-7-5
3. ритм
-/-/- (2-4)
/---//-(1-5-6) два ударных рядом
/--/-(1-4)
Так как хайку представляет собой традиционную японскую стихотворную форму, состоящую из трех силлабических блоков, то при силлабическом стихосложении ударения не важны.
4. рифма - отсутствует
5. тема.
В глубине трехстишия сжато выражено мгновение. Автор заразил меня как читателя тем же настроением и размышлением.
6. Отсутствуют предлоги и союзы.
7. киго - отсутствует
8. кирэдзи, или так называемое режущее слово. - есть
поруби
9. двухчастность 12-5 или 5-12 двойная
И первая, и вторая части трехстишия описывают разное, но не совсем хорошо взаимосвязаны по смыслу между собой.
10. Повторы, тавтология и однокоренные слова - отсутствуют.
11. Смысл передан так, что он не описан буквально, есть недосказанность, и читатель самостоятельно домысливает и понимает заложенное автором содержание. Содержание не легко доступно для понимания,("только не трогай….")? Что дает некоторый минус стиху.
12. Чувствуется некоторая надуманность, (так как искусство составления трехстиший основывается на искренности) А в сочинении автора есть то, чего не может произойти на самом деле.
13. Стих написан не в форме настоящего времени.
14. Использована некоторая игра слов
15. сравнение - отсутствует
16. Личное восприятие совпадает с традиционным представлением о трехстишии хайку, представленном в виде анализа стиха. Ощущается нехватка связи смысла.

А вообще, этот стих как для меня был написан. Смеюсь.

1-вариант
"жестокость слова" /- это анализ стиха
"лучше поруби саблей…
только не трогай…." - сабли нет, увы:)

2-вариант
"жестокость слова"
"лучше поруби саблей…/ - вот здесь как бы есть намек на 2 смысл, но не хватило выразительности
только не трогай…."
С уважением, Светлана. 13.04.2016 18:53   


Часть 2. Дополнения к анализу от Курумы Такуми

"Цитата из приведённой по ссылке статьи:
Следует писать хайку лишь в форме настоящего времени, поскольку данные японские стихи изображают только те события, которые только что произошли и были увидены, услышаны или прочувствованы автором.

стих

жестокость слова
лучше поруби саблей…
только не трогай….
                (Мишка Лоботряс Дсп)

1. сравнительное слово - лучше
2. глагол в повелительном наклонении - трогай
3. глагол в будущем времени - поруби
4. невещественное - жестокость, слово
5. отрицание - НЕ трогай
6. всё это автор не увидел, не прочувствовал.
это не хайку, а сентенция с претензией на философию"


Часть 3. Анализ стиха по публикации  "Русские Хайку" http://haiku3.ru/howtowritehaiku/ Наталия Леви или http://www.stihi.ru/diary/zolotoigorod/2016-04-27


Эпиграфом статьи слова "…То, что не высказал я сильнее того, что сказал." Рубоко Шо

- Всегда ли есть такое соответствие как в эпиграфе у авторов, которые представляют стих в рубрике твердых поэтических форм - рубаи, хокку, танка,..?
- И вообще, соответствует ли стих заявленной форме?
- Какие нюансы не учтены, чтобы стих соответствовал заявленной форме?

Рассмотрю тот же стих по рекомендациям статьи "Русские Хайку" Наталии Леви

жестокость слова
лучше поруби саблей…
только не трогай….
                (Мишка Лоботряс Дсп)

Формальные моменты: количество слогов, кирэдзи, киго

1. Количество слогов и строк
"Пишите в три строки. Не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза, т.е. располагайте в каждой строчке не более 10 слогов. Старайтесь одну из строчек делать чуть длиннее остальных двух. "

В стихе присутствуют
+ три строки
+ слоги в строках 5-7-5

2. Сезонные слова
"... современные японские поэты в большинстве своем все же согласились признать обязательным наличие в хайку сезонных слов. По их мнению, киго необходимы потому, что они влекут за собой определенные ассоциации, значительно расширяющие смысловую и эмоциональную ёмкость стихотворения. К тому же традиция использования сезонных слов сформировалась гораздо раньше хайку – в поэзии танка, и составляет важную часть японской художественной культуры."   

- киго отсутствует
Автор переносит читающего в ситуативное пространство действия стиха, но что подразумевал автор - это трудно догадаться. В таком случае, советуют написать хайбун (небольшая прозаическая зарисовка, увенчанная хайку), чтобы поняли автора не только живущие рядом с ним.

3. Режущее слово
"Разделительное слово (кирэдзи) не имеет аналогов вне японского языка и заменяется знаками русской пунктуации – тире, запятая, восклицательный и вопросительные знаки, двоеточие, многоточие – т.е. интонационно, т.к. сами знаки могут быть опущены автором. Также допускается использование только строчных букв"

+ в трехстишии имеются два многоточия и использование строчных букв
+ к кирэдзи я бы отнесла словосочетание "поруби саблей…"

4. Двухчастность
"Хайку должно читаться легко и естественно.
Не пишите хайку в три разных предложения – трехстишие будет выглядеть «рваным».
...не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением.
Делите хайку на две взаимосвязанные части, разделяя их знаками пунктуации и смысловой разбивкой и говоря в каждой из них о разном. Чем дальше будут разнесены части – при внутреннем тяготении друг к другу – тем сильнее будет пробегать ток от одного полюса стиха к другому

- стих читается достаточно тяжело. Может потому, что слова в нем скорее представляются как магическая защита:"сабли"-воображаемые образы.
Например, сюжет: кто-то сказал жестокие слова, то ты молча ему в ответ "поруби их саблями", но в ответ ничего не говори и не желай, а значит, "только не трогай…"
- стих можно прочитать и рваным(отдельно каждая строка)
- стих можно разделить и на две части
"жестокость слова
лучше поруби саблей…//
только не трогай…."  - две части разнесены от реального до нереального, от очевидного до не очевидного, то есть очень далеко.
Но реально саблей жестокость слова не порубить. Только за жестокость может быть такая расплата.
Или реально рубить по воздуху в ответ.

- Очень мешают восприятию смысла стиха глагол в повелительном наклонении - трогай, отрицание и глагол в будущем времени - поруби.

5. Совет 1. Не пишите лишнего, но и не отсекайте нужное
   "В хайку – минимум слов. Поэтому каждое значит очень много. Создавая хайку, отбирают только самые необходимые, точные слова. Если без какого-то слова можно обойтись в хайку, попробуйте без него обойтись."

- слово "лучше" не связывает то, с чем хуже. Почему хуже будет ножом или топором, мечом?
Стих звучит как конкретный совет, с определенной атрибутикой.
Без слова "лучше" стих по смыслу звучит также:
"жестокость слова
..поруби саблей…
только не трогай…."

Слово "лучше" ни на что здесь не влияет, поэтому считаю его лишним.

А если убрать слово "только", то получим:
1 вариант.
"жестокость слова
лучше поруби саблей…
..не трогай…."

2 вариант.
"жестокость слова
..поруби саблей…
.. не трогай…."

Слово "только" все таки придает некоторый эмоциональный оттенок и без него становится вообще непонятным чего не трогать?

Совет 2.  Избегайте повторов слов, корней слов, смысла – любого масленого масла – если это не является осознанной задумкой.

+ Повторов слов нет.

Совет 3. Автор и читатель – находятся в едином смысловом и культурном поле.

- Язык стиха мне знаком(русский), но вот смысловое поле и культурное пока не нашла. Там ли брожу с размышлениями? Так ли читаю автора строк?

Совет 4. Если вы хотите написать хайку, которое смогут понять другие люди, прежде подумайте, как построить мост от образа, появившегося у вас в сознании, – к образу, который должен возникнуть у возможного читателя.

- От "жестокого слова" до "только не трогай" мост "лучше поруби саблей"?
Набежавшие жестокие слова, как кавалерист поруби саблей в себе, но не произноси. Не трогай только их.
Вот эта мысль мне больше нравится.

6. Показывайте, а не рассказывайте!
"Рисуйте картину, показывая самый минимум, но закладывайте в него толику смыслового пороха. Акцентируйте внимание на одной-двух взаимосвязанных деталях так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок. Читатель сам должен задать внутри себя вопрос «Почему?» или «Зачем?» и сам же найти ответ."

+ Смысловой "порох" есть в стихе и очень глубокий(смотри 5), но "технику слов" желательно бы лучше подобрать.(смотри 4)


7. Пишите о реальных, а не выдуманных событиях, используйте простые слова.

Совет 1. Показывайте все таким, какое оно есть.

- событие не чувствуется и не  ощущается в стихе.

Совет 2. Но соединяйте образы внутри хайку так, чтобы они могли задеть, тронуть читателя, заставить его задуматься.

- заставило задуматься

Совет 3. Представьте, что вы режиссер кинокартины, и все, что у вас есть – это три мгновенья и изображения, которые можно снять без спецэффектов; еще у вас есть запахи, прикосновения, тепло, холод, боль – все то, что можно воспринять органами чувств…

- автор обладает даром режиссера и даже описывает роль.
Участие автора присутствует.

Совет 4. Хайку должно уметь сгустить ощущение, воспоминание, чувство. Такая смысловая концентрированность и точность может быть достигнута несколькими путями.

- концентрированность получилась в руководстве стиха. А сам стих как готовое упражнение духа.

8. Не разжевывайте, а недоговаривайте*
Важные принципы поэзии хайку – недосказанность, многозначность и послечувствование.

+ недосказанность есть
- многозначность не увидела
- послечувствование - взяла на заметку, что лучше промолчать, чем жестоко сказать.

9. Автор хайку не называет чувство, а вызывает его, подводя читающего к развертыванию своей цепочки ассоциаций.

Совет 1. Эффект, вызываемый хайку, сравним (по мысли Алексея Андреева) с эффектом недостроенного моста: перебраться по нему на «противоположный берег» можно лишь достроив его в своем воображении.

- мостик понравился в пункте 5 (совет 4)

Совет 2.  Откажитесь от слов «какая тоска», «мне так плохо», «любовь ушла» и т.д.
- таких сов в стихе нет.

10. Используйте прием контраста и противопоставления – объектов, планов, явлений, ощущений...

- Прием контраста в строке "лучше поруби саблей". Но почему именно ей, так и осталось за кадром стиха. Я до сих пор не поняла чем лучше сабля от меча, например?

11. Сопоставляйте, сравнивайте – объекты, планы, явления, ощущения...

Совет 1.Это один из самых распространенных приемов в хайку. Размещайте рядом родственные объекты и явления.
- жестокие слова-поруби саблей-не трогай как объект-план-явления
У меня ощущение жестокое от прочтения. Я не знаю в какое смысловое поле автора бежать.
Сбой понимания.

Совет 2. Только забудьте про слова «как», «будто», «словно», «похож» – просто находите те точки времени и пространства, где совпадение случается само.

- таких слов нет

12. Прием общей строки.
Вторую строчку можно читать и с первой и с третьей:

- прием не удался
1. жестокость слова лучше поруби саблей…(нет такой возможности)
2. лучше поруби саблей… только не трогай….(чего и что порубить?)

13. Каламбуры, использование омонимов, игра слов
В русском языке омонимии гораздо меньше, чем в японском, но ее тоже можно использовать.

- присутствует игра образов, но не слов

14. Аллюзии, литературные и культурно-исторические ассоциации
*Аллю;зия («намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи.

- если предполагалась аллюзия "лучше поруби саблей", то какой намек?

15. Необычное в привычном
Совет. Старайтесь показывать необычное в привычной ситуации. У средневековых японских хайдзинов много трехстиший, построенных на этом принципе, часто сопровождаемых восклицанием, например: «и вдруг – глициний цвет». 

- не произошло необычного в привычном.

Жестокие слова приходится сказать.
Стих хоть и имеет плюсы в философском смысле, но мне его трудно представить формой хайку.

1. к традиционным хайку»,  как “Здесь и сейчас”, “фотография момента”, выражение непосредственного жизненного опыта- отнести стих нельзя

2. к современным хайку, где личность автора и авторская оценочность может присутствовать в подобных стихах в большей степени, чем в разделе «традиционных» хайку. Человек также может стать явным объектом стиха.Здесь допустима протяженность во времени, использование тропов и фигур речи.
Сезонное слово (киго) не является обязательным. Однако наличие «ключевых слов», аккумулирующих контекст, приветствуется.

- даже если принять, что автор за кадром и руководит действием, то фигуры речи  явно уводят от стиля хайку.

3. Сэнрю, в отличие от хайку, занимается изучением человеческой природы, подчеркиванием и обнажением особенностей человеческой натуры, характеров людей, противоречий общества, главным образом – несовершенства устройства мира и человека в нем. Можно сказать, сэнрю выявляет зазор между тем, как всё должно быть (идеальное, желаемое), и тем, что есть на самом деле (реальное).

- философская составляющая есть, а вот стих звучит как руководство к действию и только.
К сенрю стих не относится.

16. Кратко о том, чего не стоит делать при написании хайку

Совет 1. Не пишите в рифму, она дает чувство завершенности, а в хайку должна остаться приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
- рифмы нет

Совет 2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
- НАЗИДАНИЕ присутствует

Совет 3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
- оперирование абстрактным

Совет 4. Не пытайтесь назвать чувство или состояние, а лишь покажите их.
- Слово "жестокие" сразу обозначает то, о чем речь в стихе, но не показывает чувство или состояние.

Совет 5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
- этого нет у автора

Совет 6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
- написаны иные времена, кроме настоящего

Совет 7. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
- буквально не читается смысл вообще

Совет 8. Прием ради приема делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.
- игры нет, есть философский прием:
* вовлечение в себя. Примерно так: не говори жестокие слова, - уничтожь их в себе и не давай им выхода
* вовлечение во вне. Примерно так: не отвечай грубостью на грубость.

 
Выводы.
    Эпиграфом статьи слова "…То, что не высказал я сильнее того, что сказал." Рубоко Шо
Эпиграф по мистической случайности, оказался почти стихом автора, анализируемого стиха.
Автор не досказал философские мотивы, но я их с удовольствием додумывала, хотя и трудно было искать общее поле мысли с автором.
    Сам же стих не соответствует  заявленной твердой форме в рубрике "-восток:..", так как не учтены нюансы, которые описаны в пункте 16. Жаль, что этот пункт у Наталии Леви в самом конце публикации, так как если бы его сделать первоначальным в алгоритме исследования, то я потратила бы меньше времени.
   А на конкурсной площадке даже бы и не выставила оценку или поставила бы сразу 0, за несоответствие форме, но разбор стиха для меня учебный, поэтому все, что проделано дало мне опыт в этой области несомненно.
   А вам полезно было ознакомиться с этим материалом?

Автор комментариев Солнце Моё