О скотстве

Ирина Цаголова
В далёкие 70-е мы, московские школьники, по обмену делегациями молодёжи поехали в Польшу. Готовились к поездке, волновались. Нам показали Варшаву, рассказали как восстанавливали город по камешку - полуголодные люди, часто без крыши над головой. Водили по Старому городу - прекрасному и вдохновенно хранимому. Прогулялись мы и по парку Лозенки, где слушали Шопена, сидя на траве, среди благоухающих цветов. Музеи, галереи, встречи и беседы с молодёжью Польши.
 В один из дней поехали в Майданек - концлагерь, в котором погибли тысячи людей, по большей части - поляки и евреи. С нами вместе отправились в Майданек молодые поляки. Вышли из автобусов, пошли по территории лагеря. Тишина там необыкновенная, мёртвая тишина. Даже самые весельчаки среди нас приутихли, когда вошли в один из бараков: по обе стороны от пола до потолка - рваные арестантские робы,человеческие волосы, обувь, на стене напротив входа - фотоархив. Многие из моих однокашек стояли и плакали. Здесь, в этом страшном месте, где даже стены до сих пор кричат и стонут сотнями голосов умученных, мы потеряли счёт времени.
 И вдруг смех взорвал тишину: молодые симпатичные поляки - девушка и парень, целовались и обнимались, совершенно не обращая внимания ни на что и ни на кого. В оторопи от увиденного, задаю вопрос старшему их группы: "Скажите, а что с ними? Почему, КАК ЭТО ВОЗМОЖНО В ТАКОМ МЕСТЕ?.." Пожилой поляк ответил, смутившись: "Мы не хотели, чтобы наши дети ЗНАЛИ О ТОМ, ЧТО ПЕРЕЖИЛИ МЫ, ИХ ДЕДЫ, РОДИТЕЛИ. ОНИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ О ВОЙНЕ". Всё прекрасное, что мы узнали и увидели в Польше, померкло в несколько секунд. Тогда я подумала, как важна историческая память, родовая преемственность поколений. Страшно, когда вместо человека встречаешь миловидного пустоглазого мутанта.
                ...
 В пятницу ехала к маме - из Железнодорожного в Жулебино. На Выхино вышла из маршрутки, направилась к метро. Всё как обычно. И вдруг увидела двоих - парень и девушка лет 17 - с Георгиевскими ленточками в руках. Подумала, что хорошо бы принести отцу на могилку этот знак воинской славы и памяти. День Победы наша семья праздновала всегда, был он более торжественным и желанным, чем какой-то иной - благодаря отцу.
 Подошла к молодым: "Ребята, можно мне ленточку?" В ответ слышу:" 20 рублей!" - улыбаются. Я опешила, спрашиваю: "Это что, новый вид бизнеса?" "Ну да, на мороженное собираем". Спрашиваю: "И как это соотносится с Победой в войне?.." Улыбка стала шире, похоже, вопроса моего даже не поняли. Говорю: "Вы бы раздали ленточки старикам. Мало их осталось, ветеранов..." Полное непонимание и неудовольствие на лицах.
Третий день не могу прийти в себя, всё думаю: как мы, народ, потерявший в годы войны десятки миллионов лучших сынов и дочерей Отечества, допустили такое? Где, когда родители настолько упустили своих чад, что они такими циниками скудодушными выросли? А не настанет ли такой день, когда в очередной погоне за новомодной тряпкой или (бери выше!) халявной квартирой эти умельцы не додумаются до продажи своих родителей на органы? Слишком тонка пуповина совести у манкуртов.