На восток... 1, 2 часть

Баскакова Татьяна

Часть 1

Моя командировка на Дальний Восток  нашей  страны предполагалась  быть длительной и трудной, и забегая вперёд, скажу, что и не  представляла даже насколько это будет  действительно именно так. Мы с сыном жили в ведомственной неблагоустроенной квартире. Я привыкла готовиться к зиме основательно. Уже осенью,  купила машину хорошего угля и дров. Наколола дрова сама, т.к. сын был ещё мал.  А уголь перенесла в вёдрах в свою углярку- заехать во  двор было невозможно, вследствие давней  застроенности  прилегающей территории. Летом же возникала другая проблема; мы постоянно были в поисках обыкновенной питьевой воды. Зачастую нечем было даже умыться. Но, однажды, сын прибежал и рассказал , что с ребятами видел, как вся вода идёт по огороду бабушки-соседки. Стекая по наклонной местности, она собиралась в маленькую речушку, уже внизу, в небольшом овраге.

Пришлось пойти на откровенный разговор с хозяйкой дома, пообещав для убедительности, поднять всю нашу власть для решения этого вопроса. Сказала ей  также и то, что я не позволю больше  игнорировать нас с сыном, тем более, что проживали мы там на равных условиях. Я, наконец-то, начинала учиться не только защищаться, но и нападать, что мне было совершенно несвойственно. Разговор возымел действие. Наконец-то в колонке появилась постоянно вода и уже, вернувшись с работы, не приходилось бродить по соседним улицам в её поисках . Обещали в скором времени снести наш дом и потому я мирилась с возникающими препятствиями, как с неизбежным злом. Успокаивала себя, что скоро наши мучения закончатся. Постепенно , я приготовилась к зимним холодам и вот, наконец-то, командировочный лист был у меня  на руках, необходимые вещи собраны, приехали и мои родители. чтобы остаться с сыном.  И я вылетела во Владивосток. Начинался новый период в   моей жизни.

Приехав  из аэропорта во Владивосток, я сразу же устроилась в одноимённую гостиницу.  Она  была большая и стояла на вершине   сопки. Мне всё там нравилось. Атмосфера уюта, чистоты и удобства сразу же меня успокоили. Казалось, что вот так в безмятежном состоянии, я и проведу здесь необходимое время, решая возникающие вопросы. Неожиданно, недалеко от гостиницы, наткнулась на кафетерий, в котором каждое утро, находясь в городе, я стала завтракать. Это походило более на пиршество, ибо до того времени, я и не пробовала даже, то что здесь можно было позволить себе ежедневно. Это были бутерброды с красной икрой. Последовательность каждого из них была такова: на тонкий ломтик белого батона намазывался небольшой слой сливочного масла и только затем сверху на него плотно укладывались икринки по всей его поверхности.

Они были необыкновенно привлекательны как по внешнему виду, так и по вкусу. Запивая всё это горячим вкусным кофе с молоком, я наслаждалась. Суточные в том районе и в то время, были довольно щедрые. Поэтому вечером , я позволяла себе также, зайти в ближайшую кулинарию и купить  отваренную рыбу с картофелем. Мой ужин меня также радовал. Я ведь прилетела туда с Алтая и потому наша жизнь там и здесь были  в резком контрасте. Обращали на себя внимание здесь, часто встречающиеся по городу мужчины в морских формах. Выглядели они подтянуто и красиво. И ещё -меня немало удивляло, когда они уступали мне место в общественном транспорте. С начала я терялась от  предложения присесть на их место. Но позднее, нашла это даже полезным для себя, так как стала больше уставать. В необходимую мне организацию, я явилась на следующий же день по приезду во Владивосток. Начинались трудовые будни.Но не всё складывалось, как этого следовало бы ожидать. Приступили к трудным затянувшимся переговорам. Но и их пришлось отложить из-за  необходимости моего присутствия в Уссурийске. Незамедлительно, я выехала туда автобусом. где и пробыла не более трёх дней. Люди там были контактные, незлобливые, но без лишних эмоций. Удивила их чёткость в работе  и скорость.  Думаю, что на их характерах отразился  местный климат. При минус 20 град. дул резкий влажный  ветер. Мне казалось, что он буквально меня пронизывает. В Сибири не бывает такого ветра, с влажностью, что нас и спасает  и поэтому  даже при  минус 40 градусах, мы чувствуем себя комфортно. Я молила бога о скором завершении там работы, чтобы наконец-то уехать. Оставалась единственная проблема- увезти официальное письмо-просьбу на находящееся там предприятие. Я быстро туда доехала.  Городишко показался мне скучным и провинциальным. Преобладал частный сектор. Зима лишь ещё более подчеркивала  его   неустроенность.

В кабинете отдела, куда я вошла, сидел молодой мужчина. И поняв, что от него требуется, неожиданно стал мне подмигивать одним глазом и улыбаться. От увиденного, я опешила, но продолжала с ним разговаривать, стараясь смотреть поверх его головы.  Одновременно размышляла, как же мне поступить. Никогда ещё , я не была в такой  глупой ситуации. Посмеяться или послать его ко всем чертям... Наконец, сказав ему, то что и должна была объяснить  по поводу привезённой мною бумаги, я  попрощалась с ним как было должно: сухо и официально. А выйдя из кабинета, похвалила себя  за сдержанность.  Вернувшись с предприятия, на автобусе, выехала во Владивосток. Как я этому радовалась тогда. Единственным моим упущением в тот день- было отсутствие моего завтрака и обеда в Уссурийске, поэтому  обратная дорога  показалась мне долгой и утомительной.  А поужинала я, уже  в гостинице, где и проживала до этой поездки, так как время было  позднее. Надо отдать должное всем большим гостиницам того времени, буфеты у них были прекрасные. Удивлял ассортимент , качество продуктов, а также само украшение блюд. Конечно, это было несколько дороже, чем в городе, но лучше, чем ничего.

Потянулись дни работы во Владивостоке. По нескольким вопросам, мы так и не пришли  ко взаимному соглашению. Меня это очень удручало. Наконец- я стала понимать, что с их стороны это были всего лишь придирки. Поразмышляв над этим, задала вопрос своему руководству. На что услышала неофициальный ответ-намёк на давнюю взаимную неприязнь двух управлений.  Таким образом, я невольно попала в жернова  уже существующей междуусобицы.  Меня сделали мальчиком для битья. Но я должна была любым путём решить и этот вопрос. Да только пришлось отложить эту работу, так как срочно надо было  выехать в Находку. Прибыв туда, сразу же устроилась в гостиницу с таким же названием, пообедала в буфете и поехала в порт. Городок был небольшой. Все дома  как-то необычно прижимались к сопкам. Там не было кварталов, свойственных большим городам.  Я с большим интересом рассматривала окружающее. Похоже, что порт был единственным там предприятием, где трудилось всё население города.  Он занимал огромную площадь. Стояли корабли, велись погрузочно-разгрузочные работы.  На территорию  порта меня запустили по пропуску. Идти пришлось недолго.
Девчата в отделе оказались  приветливыми и внимательными. Атмосфера, царившая там, была полным контрастом предшествующей организации.  Через несколько дней, уже вечером , мы  закончили все дела и тепло попращавшись, я поспешила в гостиницу, чтобы успеть уехать из Находки  последней электричкой, которая  шла в 23 часа местного времени. Стала собирать дорожную сумку, но почему-то не находила, то одну, то другую вещь. Такого со мной никогда не было. При привычной моей собранности и пунктуальности-это было нереально.  Что-то мне мешало тогда. Наконец, я вышла к дежурной уже с вещами, в надежде быстро сдать комнату.  Но её не было на месте. Я обошла все этажи, спрашивая о ней.  Дежурной  нигде не было. Оставалось сесть    у стола и терпеливо ожидать её прихода.  Когда комната была  сдана, а ключи от неё отданы, часы показывали уже 22 часа. Надежда успеть на эту электричку  ещё была.  На улице, у гостиницы, я надеялась быстро поймать такси,  которые , как я заметила раннее, бегали  здесь часто. Они  ехали до ресторана, находившегося поодаль от гостиницы и обратно.  Мой интерес сразу же ,  по приезду вызвал именно он, так как  внешне  походил на  красивый корабль и я часто издалека его рассматривала.  Наконец я села в такси. А приехав на вокзал, встала в очередь за билетом. Но минут через десять, нам объявили, что время истекло и нужная мне электричка  уже ушла. Раздасадованная, я купила себе билет на поезд, идущий двумя часами позже. И уже смирившись с неизбежным, стала его  ожидать.
                Часть 2

Наконец-то он  подошёл.  Я устроилась на нижней полке и сразу же заснула. А, проснувшись, поняла, что поезд стоит.  Решив, что это какая-то станция, я опять задремала, но ненадолго.  И уже позднее, окончательно проснувшись, стала прислушиваться к голосам.  Пассажиры тихо переговаривались  между собой. Из услышанного  поняла, что стоим мы  здесь уже несколько часов. Оказывается что-то произошло  раннее перед нашим поездом. Хотелось кушать. Никто из нас ведь не рассчитывал на долгую поездку.  Воды в титане поезда также не было.  Мы сбросились и отправили двух мужчин в  село, находившееся неподалёку от поезда, чтобы купить продукты, а заодним и узнать что-либо о нашей ситуации. Вернувшись с продуктами. они поведали нам, что сошла с рельсов электричка, на которую я так рвалась успеть. Имеются многочисленные жертвы. Так вот. что мне мешало успеть на неё. В этом было что-то мистическое и судьбоносное для меня. Видимо сам ангел-хранитель  вмешался тогда в мою судьбу. Я мысленно благодарила бога, что не оказалась тогда в ней.

Простояли мы двенадцать часов и только затем медленно двинулись. Проезжая место крушения электрички, увидели лишь разбросанные шпалы и рельсы по сторонам. С тех пор я стала верить в предначертанную каждому из нас судьбу. Я стала фаталисткой. Вернулась во Владивосток уже вечером. Следующее утро было воскресным. Хотелось отоспаться и отдохнуть. Выглянув в окно гостиницы, обнаружила множество темных точек на белом поле залива. Долго вглядывалась, не понимая, что же это могло быть. Спросила у дежурной по этажу. Она объяснила мне, что это сидят рыбаки , каждый над своей лункой. Дело в том, что именно в это время ловилась какая-то необыкновенно вкусная маленькая рыбка. Вот за нею они и пришли туда. Как всё оказалось просто. Жизнь часто задаёт нам ребусы, на решение которых, иногда уходит вся жизнь. На следующий день, в понедельник, администрация гостиницы объявила мне, что у меня заканчивается срок моего пребывания. Почти месяц пролетел незаметно. Я запросила продление командировки в своей организации. Затем сходила в отделение милиции и взяла разрешение на дальнейшее моё здесь проживание. Остаться в этой же гостинице возможности не было, так как все места давно уже были забронированы для каких-то делегатов.

Они сами нашли мне место в другой гостинице, в центре, но поменьше. Мои дела завершены ещё не были. Предстояло привлечь внимание к решению обоюдного для наших организаций вопроса местную власть. Утром следующего дня я пошла в исполком. Разделась  в гардеробе и поднялась уже на несколько ступенек большой лестницы. Но тут дорогу мне преградил мужчина в милицейской форме. Тихо, он объяснил мне, что в эту организацию ходить в брюках непозволительно. От неожиданности, я опешила,  пытаясь объяснить ему, что нахожусь в командировке и что мне не до нарядов. Упорствуя, он всё-таки предложил мне сходить в гостиницу и переодеться. Уже в гардеробе, оглядев себя с пристрастием в зеркале, обнаружила   молодую блондинку с короткой стрижкой, гладко причесанную. На мне были  -терракотовая кофточка и черные прямые брючки, с наглаженными стрелками. Стройность моей фигуры подчеркивали новые шоколадного цвета сапожки на высоком каблучке. Значит дело было не во мне, успокоила я себя.

На обратной  дороге в гостиницу, в мою голову лезли не самые лестные мысли в адрес милиционера, да и вообще это  походило более на политический маразм со стороны  властей.  Ну как можно было  служить  народу и  одновременно  его  бояться?  Моему возмущению не было предела.  Вспомнила о французской писательнице-Жорж Санд(это был её мужской псевдоним), которая ещё в самом зародыше девятнадцатого века, надела мужской костюм. Она не стыдилась этого, совершив революцию в умах людей. Она тогда уже была свободна в своём выборе. А я, жившая в конце двадцатого века   , подверглась унижению, надев брюки.  Плетью обуха не перешибёшь-решила я и смиренно, уже переодевшись, пришла в исполком. С женщиной умной и интеллигентной, мы обсудили сложившуюся ситуацию, явно не украшавшую  их предприятие. Она пообещала своё вмешательство.
В тот же день я переехала в другую гостиницу. Она оказалась маленькой. Я быстро со всеми перезнакомилась. Вечерами они выходили в единственную общую комнату и вязали каждый своё изделие. Мне ничего не оставалось, как пойти на барахолку и купить там мохер на кофточку. Он был цвета молодой зелени и очень пушистый. Так однообразно и пробегали дни. По дороге из гостиницы или в неё, я постоянно встречала женщину в красном. На ней абсолютно всё было красного цвета.  Единственное, что настораживало меня, это то, что всё было пошито как-то кустарно и неаккуратно. Особенно  меня привлекла сшитая кое-как шляпка. Постепенно я пришла к мысли. что с этой женщиной что-то было не так. Жильцы же гостиницы, после моего вопроса , объяснили мне, что она больна. Мне стало её по человечески очень жаль.

Мои дела  продвигались  медленно. Заново приступили к раннее уже рассмотренным вопросам. Я понимала-они тянули время. Для себя я решила, что выдержу всё, но  не сдамся, тем более, что инструкции уже  были на моей стороне. Доходило даже до того, что переносили раннее назначенные встречи. Пролетела неделя моего проживания в новой гостинице. Я связала  уже свою кофточку и в выходной день сходила в ней в цирк, чтобы хоть как-то развеяться. Представление мне понравилось.  К моему немалому удивлению на следующей наступившей неделе, барьер между нами стал исчезать. Мы начали нормально общаться и даже приступили к оформлению документов. Не хотелось  и предполагать, причины изменившие ситуацию к лучшему.  Я, к тому времени, уже так соскучилась по дому, что  просто с нескрываемой радостью уложила свои вещи в дорожную сумку и выехала в аэропорт.Посадка была только в Чите. Мы  побродили по аэропорту и вскоре объявили  наш самолёт. Долетели  благополучно. Из Новосибирска  доехала домой уже междугородним автобусом.  Из этой поучительной командировки я  получила много для себя важных уроков, которые впоследствии помогали мне ориентироваться в разных ситуациях. Я прошла там хорошую жизненную школу. Всем своим домашним я привезла подарки и даже немного красной рыбы. Они рады были, что наконец-то я вернулась. Тогда ведь не было сотовых телефонов, поэтому обо мне они узнавали, звоня ко мне на работу.  В гостях хорошо, но дома лучше. Я не переставала радоваться моему возвращению домой!