Добрый день, Алексей Анатольевич!
Спасибо Вам за интересный, увлекательный рассказ
об Оптинский пустыни, про японского генерала,
ставшего монахом и др.
Мой ответ на Ваш отзыв на литературной страничке
получился весьма объемным, по сюжету и стилю напоминает
больше рецензию на Ваши произведения.
Поэтому, если позволите, то напечатаю его здесь.
*
Итак, если не возражаете, перейдем сразу к Вашим
прозаическим миниатюрам.
За каждым эпизодом в Ваших рассказах стоит человеческая жизнь,
с её непохожими горестями и радостями, поражениями и победами..
И каждая история, поведанная Вашими знакомыми, может стать,
как мне кажется, источником для писательского вдохновения
и основой для литературного произведения.
Вы - талантливый, умелый рассказчик, способный увлечь
за собой читателя.
И лаконичный, емкий и динамичный стиль Вашего
повествования, несомненно, только способствует этому.
Как правило, Ваши персонажи, которым соответствуют
вполне реальные люди с их непростыми судьбами, проходят
ряд жизненных испытаний - тоже невыдуманных, в чем
состоит из особая ценность, на мой взгляд.
Герои Ваших прозаических миниатюр становятся более
выносливыми, закаленными и мудрыми в ходе многочисленных
перипетий и коллизий.
Всем известно древнее латинское изречение:
"Per aspera ad astra", "Через тернии к звездам".
Что могло бы в более современном варианте звучать несколько
иначе: "Все то, что нас не убивает, делает нас сильнее".
И в конце всех сложностей и препятствий всегда должен
брезжить лучик надежды.
Это закон жизни.
Без этого никак нельзя.
Вера и надежда помогают людям творить настоящие чудеса, а
их души делаются чище и лучше.
Вспомним роман Льва Толстого "Война и мир".
Его герои после долгих и мучительных испытаний обретают,
наконец, человеческое счастье: и Наташа Ростова с
Пьером Безуховым, и княжна Марья с Николаем Ростовым.
Что касается любовной темы, то в великих произведениях,
в том числе и у Л. Н. Толстого - она всегда подается
и освещается деликатно, через психологический контекст.
Большое место уделяется чувствам, эмоциям, переживаниям
персонажей (судьба той же Наташи Ростовой), а также их
философским размышлениям, внутренней борьбе и
эволюции души (князь Андрей).
На мой взгляд, великий русский писатель все сделал правильно,
не прервав нить повествования на драматическом событии и
нисколько не погрешив тем самым против истины, ибо жизнь
продолжается несмотря ни на какие испытания.
Например, рассказ о судьбе Пьера Безухова не остановился
на эпизоде французского плена, и писатель нам описывает
дальнейшую жизнь своего литературного героя.
Лeв Толстой подводит нас к мысли, как и почему из всех
суровых испытаний военного времени Пьер вышел другим человеком.
Мы узнаем, какую роль в жизни графа Безухова и в становлении
его, как личности, сыграл простой солдат Платон Каратаев.
Народная мудрость, простая и, в то же время, глубокая жизненная
философия бывшего крестьянина Платона помогла Пьеру выстоять
во вражеском плену и изменила его дальнейшую жизнь в лучшую сторону.
Недаром солдат Каратаев носил имя известного древнего философа Платона.
Сам граф Лев Николаевич изучал труды древне-греческих философов.
А жизненной мудрости учился у простых крестьян и солдат.
В судьбе и философских исканиях Пьера Безухова Толстой отразил
собственные мысли и жизненный опыт.
Вот как точно определила состояние Пьера Безухова чуткая Наташа :
"Пьер стал после плена, как после бани, внутренне - как после бани".
Иными словами, душа Пьера стала чище, светлее после всех
испытаний, выпавших на его долю.
*
Конечно, в небольшой новелле и прозаической миниатюре сложно
проследить все этапы становления человеческого характера.
Но Ваш особенный, краткий, диалоговый стиль текста,
афористичность и глубина Вашей мысли позволяют Вам,
как мне кажется, нарисовать, как художнику,
несколькими штрихами законченный портрет Вашего персонажа,
его характер и даже его эволюцию.
Это Вам удалось, вне всякого сомнения, в рассказе
"Немецкий русский".
Видите ли, Алексей Анатольевич, читателю, а особенно
нашему с Вами современнику, живущему в век скоростей,
технического прогресса и
в постоянно меняющемся мире, просто необходим, как воздух,
позитивный взгляд на нашу реальность.
Пусть это невероятно трудная задача - для писателя,
но иного пути, поверьте, нет.
И "свет в конце туннеля" Вы, как автор, должны указать.
В этом состоит Ваша гуманистическая роль, как писателя:
увидеть за бренным, временным, наносным - настоящее,
истинное и вечное.
*
А здесь Вам, как и Л.Н. Толстому, как и Ф.М. Достоевскому
и А.П. Чехову - трем гигантам русской литературы, как и другим
писателям, чьи имена дожили до наших времен - без вечных,
истинных общечеловеческих ценностей не обойтись,
по моему глубокому убеждению.
*
А вечные ценности во все эпохи всегда были одни и те же -
любовь, прощение, милосердие, вера в светлое,
надежда на лучшее.
Это - те гуманистические ценности, о которых нам говорят
уже столько веков буддизм, Библия и Коран.
И пусть они вдохновляют Вас и Ваших героев.
И в современных событиях - пусть Ваши персонажи выходят
из них победителями, сильными, закаленными, мудрыми и
дают урок мужества Вашим читателям.
*
Позвольте пожелать еще раз Вам новых творческих успехов!
Всегда рада видеть Вас на литературной страничке.
С уважением и теплой улыбкой,
Марина Северина
11.05.2016
*
Иллюстрация: "Весна", 1477,
Сандро Боттичелли (1445-1510)
*
Примечание. Из рецензии на прозаическую
миниатюру "Кыргызский Русский. Окончание. Часть третья",
автор: Кливмун.
http://www.stihi.ru/2016/05/11/716