Как я нашел гуру

Нимай Хари Дас
   Как найти духовного учителя? Очень часто этот вопрос задают в другой форме – как выбрать гуру? Как будто гуру можно выбирать, как будто их много. Конечно, мы, преданные из ИСККОН, избалованы большим выбором личностей, занимающих положение духовного учителя, но из этого еще не следует, что к ним применима категория выбора. Во-первых потому что положение, не всегда подразумевает качества. А во-вторых, даже если перед нами стоит истинный представитель Кришны, еще не факт, что мы в нем эти духовные качества увидим. Мы имеем обыкновение смотреть на других со своей сентиментальной точки зрения. Как же нам найти учителя, если мы не знаем, по каким признакам его следует искать? Или, даже если знаем, – не обладаем способностью эти качества увидеть?
   Получается замкнутый круг. Если мы хотим духовно развиваться, нам необходим духовный учитель. А если мы хотим найти духовного учителя, нам необходимо духовное видение, которое невозможно без некоторого уровня духовного развития. Если мы будем ждать, пока этот уровень будет нами достигнут, может пройти очень много времени – не факт, что мы что-то успеем за одну жизнь. Если же мы будем форсировать события, велик риск того, что в нас сформируется фамильярное отношение к духовной жизни, как к чему-то, зависящему от внешних обозначений.
   Как же быть? Полагаю, что каждый должен сам найти ответ на этот вопрос, поскольку духовный путь – процесс сугубо индивидуальный. Однако, не претендуя на полноту изложения данного вопроса, я смею предложить описание своего опыта поиска гуру.

   Общение с преданными дало мне возможность разобраться в системе ценностей, имеющей место быть в данной социальной среде. Одним из основополагающих моментов этой системы был выбор духовного учителя. На тот момент у нас в Петропавловске было всего трое преданных, у которых учитель уже был. Они не были инициированы, – они всего лишь читали пранама-мантру своим гуру. Но для Петропавловска это уже было огромным достижением. Поскольку принятие идеологии подразумевает принятие системы ценностей, совершенно естественным было возникновение у меня стремления найти учителя. Но как это сделать? Как хотя бы выбрать его, учитывая, что учителя к нам никогда не приезжали и, по-видимому, приезжать не собирались? А идеи поехать куда-то еще у меня как-то не возникало. Сейчас я понимаю, что когда эти вопросы начали долбить мое сознание, не так уж много времени прошло с момента моего знакомства с сознанием Кришны – всего лишь несколько месяцев. Но начало духовной жизни – это как новое рождение – перед тобой открывается новый мир, и небольшие промежутки времени кажутся огромными. Возникало представление, что если я не решу свою проблему прямо сейчас, я не смогу решить ее никогда.
   Итак, духовных учителей у нас не было. А кто же у нас был? Время от времени к нам приезжали старшие преданные из других городов. Они проводили программы, давали лекции, пели киртаны, готовили прасад. Казалось, нет того, чего бы они не умели. Нет вопроса, на который бы они не знали ответа. Это были преданные, получившие инициацию. Они для меня были лицом общества. Как наши старшие преданные были на порядок выше меня, так те были выше них еще на порядок. Выше не только в знаниях и навыках, выше в качествах, в способности всегда оставаться умиротворенными, в умении выходить из непредсказуемых ситуаций. И я решил, что буду выбирать учителя, ориентируясь на учеников.
   Сейчас я понимаю, что это мое решение было не совсем верным. У учеников могут быть недостатки, которые совсем не являются отражением качеств учителей. Кроме того, те преданные, которых я тогда видел, действительно были лицом общества. Я был вдохновлен их примером, и поэтому мне хотелось быть похожим на них. Позднее, побывав в больших храмах, я увидел, какими разными могут быть инициированные преданные. Тем не менее, тогда для меня это решение сыграло свою положительную роль. К тому же вариантов тогда вроде как бы и не было.
   Все приезжавшие к нам преданные (в том числе неинициированные) отличались способностью к аскетичной жизни и к активной проповеди. Среди местных преданных не так много было тех, кто регулярно посещал все службы и программы. По сути дела, все это исполнял только Вадим. Без него невозможно было представить никакую программу. Иногородние же гости были в этом отношении очень стабильны. Однако среди них были некоторые различия. Всего несколько преданных могли в своих лекциях надлежащим образом представлять философию сознания Кришны. Остальные распространяли книги, участвовали в приготовлении прасада, служили Божествам, но лекции они или не читали, или, если изредка за это брались, их лекции не производили большого впечатления. Я пытался всегда после лекций задавать вопросы. А поскольку сознание у меня тогда было научно-материалистическое, то и вопросы были заковыристые.
   Так мой анализ выделил трех преданных, которые для меня стали примером. Это Ади Лакшман, Арджуна Кришна и Манибандха. Первый – ученик Гопала Кришны Госвами, второй – Индрадьюмны Свами, третий – Ниранджаны Свами. Вот между этими тремя гуру я и стал выбирать. Немного поразмыслив, я остановился на Гопале Кришне Госвами. Однажды я слышал, как Ади Лакшман рассказывал о своем гуру. Правда, делал он это не для меня, но говорил с такой любовью, что затронул во мне какие-то струны. Кроме того, Ади Лакшман был первым инициированным преданным, повстречавшимся на моем духовном пути. И джапу я начал читать после того, как он мне об этом сказал. К тому же Альберт – преданный впервые пригласивший меня в храм, как я позже узнал, тоже был учеником Гопала Кришны Госвами. Поэтому я стал медитировать на этого Махараджа.
   Опять-таки, сейчас я понимаю, что мой подход был несколько внешним – отчасти сентиментальным, отчасти аналитическим. Но другого подхода у меня тогда быть просто не могло – больше ориентироваться было не на что. Поэтому я и использовал свои чувства и разум – ведь их тоже дал мне Кришна.

   Прошло еще несколько месяцев. И как-то раз Вадим обрадовал нас всех такой новостью: «В Екатеринбург приезжает Индрадьюмна Свами. Давайте все туда поедем!» Это был март 1996 года.
   Мы стали собираться. А я думал: почему Кришна отправляет меня к Индрадьюмне Свами? Может быть именно он – мой гуру? Ведь практически всему, что я знал о бхакти, я научился у Вадима, а он – ученик Индрадьюмны Свами. И если он – мой гуру, как я это пойму?
   Я думал над этим вопросом, и как-то изнутри ко мне пришел ответ: если он действительно мой гуру – я это почувствую. Гуру связывает меня с Кришной, значит, Кришна изнутри даст мне понять, в каком направлении двигаться.

   В то время преданные имели обыкновение передвигаться на электричках. Причем бесплатно. Проповедовали кондукторам, и те с нас денег не брали. Вот так, с тремя пересадками, переночевав в Кургане, где к нам присоединились тамошние преданные, мы добрались до Екатеринбурга. Наутро Арджуна Кришна привел нас в храм, бывший отдельно стоящим зданием с очень большой алтарной. До этого я, помимо петропавловского, был только в курганском храме. И он, так же как и наш, находился на квартире.
   И вот мы ждем Махараджа. В алтарной огромное количество преданных поют киртан. В какой-то момент Махарадж зашел. Все преданные образовали дорожку, чтобы Махарадж мог пройти к вьясасане, и поклонились ему. Это было удивительное ощущение, непередаваемое словами. До этого я личностей подобного масштаба видел только на фотографиях. Увидеть впервые вживую настоящего гуру – человека, который дает духовное знание – что может сравниться с этим событием!
   Но к этому ощущению добавилось еще одно – какой-то внутренний голос сказал мне, что все-таки мой гуру – Гопал Кришна Госвами. Так по милости чистого преданного моя решимость служить нашему возлюбленному духовному учителю усилилась. Очевидно, что все встречи и вообще все, что происходит с нами, Кришна устраивает неспроста. Он ведет нас по духовному пути, чтобы, в конце концов, вернуть нас домой.

   Индрадьюмна Свами в тот раз давал знаменитую лекцию про девочку из ЮАР, которая видела Господа Нрисимхадева. Времени на вопросы после лекции не осталось, как, впрочем, и после остальных его лекций, которые он давал в тот приезд.

   Исполненный решимости, я вернулся в Петропавловск и продолжил служить Кришне, медитируя на Шрилу Бхагаватпаду. Осенью того же года я поехал в Курган за книгами. И когда я приехал, Арджуна Кришна сказал, что в Екатеринбург приезжает гуру – Рохинисута прабху. Он спросил, не желаю ли я туда отправиться, чтобы получить его общение. И я, конечно же, согласился.
   Вновь был киртан, вновь колоссальное впечатление при появлении гуру. Когда Рохинисута прабху раздавал маха-прасадные сладости – точнее раскидывал их, а преданные ловили, – один шарик отлетел и упал на колени Махараджа. Он его тут же съел.
   После лекции я задал вопрос:
   – Нормально ли совмещать храмовую жизнь с обучением в ВУЗе?
   – А почему нет? – ответил Рохинисута.
   – Существует мнение, что тот, кто живет в храме, уже не должен иметь никаких материальных связей и не заниматься никакой мирской деятельностью, – как раз накануне я услышал именно такое мнение по поводу статуса брахмачари.
   – Вы собираетесь жить в храме и одновременно учиться в университете? – в голосе было заметно удивление.
   – В настоящее время я так и делаю.
   – Ну что ж. Если Ваши авторитеты позволяют Вам это, то это нормально, а если не позволяют, – то тоже нормально, – и все засмеялись.
   На тот момент то значение слова «авторитет», в котором его употребляют преданные, было мне неизвестно. Поэтому я чуть было не сказал, что у меня нет авторитетов – я воспринял это слово как обозначающее духовного учителя. К счастью, вовремя удержался. Я понял, что раз Вадим не против такого моего служения Кришне, значит, все в порядке. Значит, он – мой авторитет и есть.
   А на следующий день киртан вел сам Махарадж. И я танцевал возле него.

   В Петропавловске я пробыл недолго. Возникла необходимость разрешить вопрос с теми книгами, которые мы брали в Алматы. И в конце ноября я взялся это сделать, приехав непосредственно на место. Вадим тщательно проинструктировал меня, как добраться до храма, и я поехал.
   Ночью я приехал в Алматы – я первый раз был в этом городе. Однако объяснение Вадима было настолько точным, что я добрался без приключений.
   Пришел в храм. Мне открыли. В храме было много народу, и все спали на полу. У меня не спросили, кто я и откуда, – вероятно, в порядке вещей было, что все время кто-то приезжает и уезжает. Из обитателей храма я знал только Матсьядеву .
   Наутро я познакомился с преданными. Навакишора бил по мриданге. Сварупа и Бхагават-дхарма вместе кружились в киртане. Бахи давал лекцию по Шримад-Бхагаватам. Было такое ощущение, будто бы я попал в свою семью. Как я позднее узнал, очень многие преданные в Алматы были учениками Гопала Кришны Госвами. Один из них – Лабанга – днем давал лекцию. Лекция была очень философическая, и при этом очень интересная. Философия в его изложении представала живой и практичной. А на следующий день Шримад Бхагаватам читал Дхира. После лекции он обратился к Лабанге для прояснения некоторых вопросов, оставшихся для него не понятыми.

   В то время я спрашивал у разных преданных, как доставить удовольствие духовному учителю. Я задал этот вопрос Ади Лакшману в один из его приездов. В то время он жил в Индии. И он ответил, что очень важно проповедовать в Индии, возрождая там санатана-дхарму. Когда я в Алматы задал этот же вопрос санкиртанщику Враджамани, он сказал, что нужно распространять книги. А спросив то же у Дхиры, я услышал ответ: «Надо проповедовать в ученых кругах». Тогда вышла самая первая книга Дхиры «Абайтану».
   Я заметил, что каждый называл то служение, которым занимался сам. Но вдохновлял больше всех тот, чье служение совпадало с моим. Я много общался с учеными, поэтому ответ Дхиры запал мне в сердце.

   Лабанга сидел в алтарной и подбирал аккорды на фисгармонии. Зашла Сундари, и они заговорили о Гуру-Махарадже, о том, что он делает в Индии. Я сидел в стороне и слушал. И очень тепло мне стало от этого разговора.

   Наш петропавловский храм располагался тогда в частном доме. На тот момент у нас уже образовался настоящий брахмачари-ашрам. Но были мы еще молодыми и неопытными. 96-й год был очень суровым в плане жилищно-бытовых условий. И поскольку существует тенденция переезжать в большие храмы, все обитатели ашрама, кроме меня, студента, уехали в другие города – кто в Челябинск, кто в Тюмень. Я один, зимой и без опыта, долго этот дом тянуть не мог. И уже в январе 97-го у нас храма не стало.

   В мае у одного нашего преданного, у Виктора , возникла необходимость что-то привезти из Алматы, сейчас уже не помню что. И он решил отправить туда меня. Я же выяснил, что туда приезжает Бхакти Бхринга Говинда Свами, и постарался свою поездку приурочить к его приезду.
   Я стоял в коридоре храма, когда туда зашел Махарадж. Это было днем, без киртана. Обстановка была домашней, обыденной, и поэтому того впечатления, какое было в первые два раза, я не получил. Наверное, я уже обусловился определенными представлениями, ждал чего-то необычного.
   Но необычное все же было. Были сногсшибательные киртаны, был прасад, который на публичную программу готовил сам Махарадж. В один из киртанов Махарадж вышел на улицу, во дворик храма, и продолжил петь. Он выдергивал бхакт из толпы, вдохновляя их танцевать. Особенно в танце отличился Риши Кумар, танцевавший брейк. В какой-то момент у Махараджа порвались кантхи-малы. Он их снял, но оказалось, что на его шее, скрытые бахирвасой, были еще одни (предполагаю, что кто-то их дал ему поносить, чтобы впоследствии получить маха-прасад).
   Пробыл я в Алматы неделю – помогал там делать джаганнатхи. Потом поехал домой.

   В том же году к нам приехали три матаджи-санкиртанщицы из Екатеринбурга. Среди них была Харипатни – ученица Гопала Кришны Госвами. Когда она узнала, что я тоже медитирую на этого Махараджа, она была очень рада. Она говорила о Махарадже с большой любовью. Те, кто знаком с Харипатни, понимают, что к ее словам равнодушным остаться невозможно. В то время книги распространять было непросто, потому что у людей с деньгами было негусто. Но Харипатни это как-то удавалось.

   Летом представилась возможность увидеть еще одного духовного учителя. Я услышал, что в Омск приезжает Маха-Вишну Свами. Как же можно было упустить возможность с ним пообщаться!
   С некоторыми из омских преданных я был тогда уже знаком. Кто-то был в Петропавловске, кого-то я видел на ратха-ятре в Кургане. Про Маха-Вишну Свами же я вообще никогда ранее не слышал.
   Туда же приехал и Виктор.
   – Пранаму приехал получать, – сказал он мне, – Самому смешно.
   Пранаму он не получил. Шикшаштака убедил его повременить.

   Для Маха-Вишну Свами были организованы публичные программы. Киртаны Махарадж пел с большим энтузиазмом, вдохновляя преданных по очереди запевать. Было необычно видеть, как маленького роста Махарадж направляет данду в сторону крупного по размерам Шикшаштаки, и он поет, отклоняясь от данды назад. Перед лекцией Махарадж пел Шри Нама-киртан, после лекции раздавал маха-прасадные тортики. Однажды, когда торт уже кончился, Махарадж стал собирать рукой с подноса остатки крема, а некоторые из матаджи собирали этот крем с его руки. Когда он собрал последние остатки, я протянул к нему руку, а он взял мою ладонь и крепко ее пожал.
   Интересно было то, что Махарадж читал джапу в алтарной комнате вместе с другими преданными. Ранее я этого не наблюдал. Как-то раз, зайдя в алтарную, я увидел, что в углу лежат носки. Я предположил, что обычный преданный носки в алтарной оставлять не станет, значит, это носки Махараджа. Аккуратно подойдя, я собрал с носка пыль и прикоснулся к своей голове. То, что я ощутил, трудно описать словами. Ранее я уже прикасался к стопам духовных учителей. Когда они проходили мимо, я порой улучал момент и каждый раз получал такое же ощущение.
   Выходя, Махарадж действительно надел эти носки, так что я не ошибся.

   В январе следующего года я поехал в Екатеринбург. А президентом екатеринбургской ятры тогда был Шикхи Махити. В его лице в тот момент я увидел наилучший пример президентства. Порасспросив меня о том, каким служением я хотел бы заниматься, пока живу в храме (мне даже вопрос об этом тогда показался странным; обычно, что скажут, то и делаешь), он попросил меня помочь провести ревизию книг, которую он, воспользовавшись моим приездом, перенес на неделю вперед.
   Я был в восторге от этого служения и мы, еще с двумя преданными, все сделали за один день. А Шикхи Махити предоставил мне возможность пройти семинар по санкиртане.
   При этом я все время помнил, что в Алматы собирается приехать Гопал Кришна Госвами. Все это время я искал общения различных Махараджей, словно пробуя их на вкус. Но в сердце все время жило стремление увидеть того, кто как-то вел меня по духовной жизни, хотя мы никогда и не встречались.
   В последний день я позвонил в Алматы и спросил:
   – Когда к вам приезжает Махарадж?
   – Вот на днях уже приедет.
   – Тогда я к вам.
   Я спешно поехал в Петропавловск и оттуда, даже не заходя домой, сразу в Алматы.
   И в Алматы сразу с порога вопрос:
   – Приехал Махарадж?
   – Два Махараджа приехало!
   – Это кто?
   – Бхакти Бхринга Говинда Свами и Бхакти Видья Пурна Свами.
   Вот это да! Я по наивности своей решил, что если говорю «Махарадж», всем должно быть понятно, что это означает «мой Махарадж». И теперь, пожалуйста – два Махараджа и оба не те.
   – А Гопал Кришна Госвами?
   – Обещал приехать позже.
   Ну хоть это хорошо.
   Я вошел в алтарную. Оба Махараджа по очереди пели киртан, а зеркальный потолок отражал танцующих преданных. Потом Гурукула Махарадж (Бхакти Видья Пурна Свами) давал лекцию, а Говинда Махарадж сидел вместе со всеми и слушал, а после лекции задавал вопросы. Однажды он повернулся и посмотрел на меня, поскольку я как раз сидел сзади него.
   Гурукула Махарадж касался вопросов этикета. Судя по всему, Говинда Махарадж специально пригласил его, потому что самому ему каких-то вопросов касаться было неудобно. Поэтому и вопросы он задавал наводящие. Поскольку тема была практичной, вопросов было много.
   Бхакти Видья Пурна Махарадж ко всему прочему оказался специалистом по ягьям. И он в тот приезд провел первую в Алматы виваха-ягью.

   А я ждал своего Махараджа и в свободное от мероприятий время помогал на кухне Чале. При этом Чала постоянно слушал на магнитофоне одну и ту же лекцию Чайтаньи Чандры . Как только он ее дослушивал, он тут же начинал слушать ее снова. И я слушал ее вместе с ним.
   Это было время, когда Харикеша Свами на некоторое время прекратил давать инициации. А было много преданных, которые хотели получить дикшу именно у него, мотивируя это тем, что именно он – их гуру. И в своей лекции Чайтанья Чандра говорил, что их позиция изначально неправильна, и рекомендовал найти в качестве учителя кого-нибудь другого.
   Тем временем приезд Махараджа откладывался. В Дели в то время строился ИСККОНовский храм «Слава Индии», и именно Гопал Кришна Госвами был организатором этого проекта. У меня уже заканчивались каникулы, а Махараджа все не было.
   И вот в один из последних дней вдруг сказали: «Махарадж извинился и сказал, что не приедет. У него сейчас в Индии очень много обязанностей».
   Что же мне делать? Понятно, что надо ехать домой, ведь скоро начнется новый семестр. Но я ждал Махараджа, а его нет!
   Последний раз перед отъездом я отправился на кухню, чтобы помочь Чале с завтраком. И опять выслушал ту же самую лекцию. И те слова Чайтаньи Чандры, которые я слушал все эти две недели, я вдруг начал слышать. «Гуру один. Изначальный гуру – это Кришна. Представления „мой гуру“, „твой гуру“ – это все спекуляции. Нужно найти чистого преданного и принять его в качестве духовного учителя».
   После этого я решился. Я зашел к Адвайте, тогдашнему президенту алматинской ятры, и попросил у него разрешение читать пранама-мантру Шриле Бхагаватпаде. Адвайта порасспросил меня о моей духовной практике и сказал: «Сдай вопросы на пранаму любому инициированному преданному и можешь читать пранаму».
   В тот же самый день, в который я собирался уезжать, в Астану отправлялись преданные на выездную санкиртану. Мы вместе взяли билеты в один поезд, и, забравшись на верхнюю полку вместе с Враджамани, я сдал ему экзамен.
   Это было 29 января 1998 года.

   После этого в моей духовной жизни особых событий не было. За исключением того, что в том году Вьяса-пуджа Гуру-Махараджа проходила в Москве, и я по электронной почте получил рассылку от Яшоматинанданы. В ней ученики приглашались на праздник, проживание и прасад были бесплатными, нужно было только найти деньги на дорогу. Но у меня их не было. Огорченный, я пошел домой и взялся за джапу.
   Тут в дверь позвонили. Я открыл. А там стояли Шаура  и Мадана-мохана. Они приехали продавать картины, не имея мысли встретиться со мной. А у Шауры тетя знакома была с моей тетей. Так они меня и нашли.
   – Вам надо инициацию получать, – сказал мне Шаура после некоторого общения.
   Я, конечно, был рад, что Кришна все так устроил. Но поехать в Москву у меня все равно возможности не было.
   Конечно, были и другие события. Был приезд Ачалы, каковым стал мой старый знакомый Альберт. Была попытка провести харинаму, в которой участвовали Уттамашлока, Арджуна Кришна и Шикхи Махити, и которая закончилась в полиции. Но к существу вопроса все это уже ничего не добавило.

   И вот по прошествии еще одного года я закончил университет. Были планы поступить в аспирантуру. Кроме того, я слышал, что Шрила Гопал Кришна Госвами вот-вот собирается приехать в Алматы. Так я и взялся решить сразу оба вопроса: поступить в аспирантуру и увидеть учителя.
   С аспирантурой ничего не завязалось. Побывал я сначала в Астане, потом в Алматы, но мест свободных нигде не нашлось. Поэтому я просто остался ждать Гуру-Махараджа.

   Это как раз был тот момент, когда преданные из Алматы только-только приобрели землю, на которой ныне располагается ферма Шри Вриндавана Дхама. Бхакти Бхринга Говинда Свами был инициатором этого проекта, и все преданные, вдохновленные Махараджем на новое дело, активно шумели о нем.
   Меня же больше волновала ятра в Петропавловске. И я подошел к Говинде Махараджу, чтобы поговорить с ним на эту тему. Говинда Махарадж пообещал поговорить, когда будет время, но времени у него практически не было. Но как-то он поехал показать ферму Чайтанье Чандре и махнул мне, чтобы я садился в машину вместе с ним.
   Незадолго до этого двое преданных из Петропавловска уже разговаривали с ним на эту тему – Рустам, читавший ему пранама-мантру, и Виктор, решивший также получить разрешение читать ему пранаму. Обо всем этом мне и рассказал Махарадж, а также сказал, что нужно кому-то брать за ятру ответственность.
   Потом мы вместе пошли по ферме. Говинда Махарадж рассказывал Чайтанье Чандре о своих чаяниях, и, помимо него, все это слышали Кишори Мохан, присутствовавший там в качестве переводчика, Миша – в качестве водителя, и я – в качестве бесплатного приложения.
   Он рассказал, как ему приснился Шрила Прабхупада, как он ему говорил, что тот должен сделать в Казахстане большой центр.
   – Вот здесь будет арка, – говорил Махарадж, – Нужно будет найти кого-нибудь, кто мог бы сделать арку. Я могу устроить киртан и могу приготовить сабджи. Но арку я сделать не смогу.

   После этого события я еще немного побыл в храме, а потом меня отправили на ферму, заниматься дальнейшим служением там.
   Первое служение, которое мне дали – отправили накопать картошки. Она была еще и довольно мелкая. Я надеялся, что с высшим образованием мне ничем подобным заниматься не придется. «Куда я попал», – подумал я.
   Это была первая осень фермы. Уродилось много арбузов, дынь, тыквы. Преданные все это собирали. Я не видел, чтобы в следующие годы кто-то из преданных занимался чем-то подобным. Лично я выдержал там две недели. Потом в Алматы приехал Ниранджана Свами, и я, чтобы получить его общение, передислоцировался в город.

   Интересно все-таки устраивает Кришна свои игры. Ниранджана Махарадж – один из тех Махараджей, из которых я делал выбор в самом начале. И, словно для того, чтобы в дальнейшем у меня не было никаких сомнений, Кришна мне дал возможность увидеть его, прежде чем я встречусь со своим Гуру-Махараджем.

   В храме я все время попадал служить на кухню. Конечно, работать на кухне тоже не просто. К тому же на ферме я сильно обжег пальцы, и ожоги еще не зажили. И все же там были ближе Божества, поэтому ярче ощущалось, что все, что ты делаешь, – делаешь для Кришны.

   Прошло еще две недели. Наконец пришла новость, что, несмотря на все изменения в расписании, Гопал Кришна Госвами все-таки приезжает. Сундари стала опрашивать всех учеников Махараджа, что бы те заполнили анкеты, кто есть кто.
   – Каким служением Вы у себя занимаетесь? – спросила она меня.
   – Я президент ятры в Петропавловске.
   – Да!? Вам надо инициацию получать.
   – Я согласен.
   – Тогда напишите заявление на имя Чалы прабху.
   Чала к тому времени стал президентом. Жил он на ферме. В один дождливый день мы вместе строили лабаз, И один преданный пошутил: «Вот. Потом будешь вспоминать, как два президента лабаз строили».

   Вот я стою в коридорчике. Мы ждем Махараджа. После всего того, что я видел, я уже не знал, чего ожидать. Я просто ждал Гуру, жаждал увидеть его в первый раз.
   И вот Махарадж заходит…
   Я склоняюсь перед ним… Да, это мой Гуру. Я хочу ему служить.

   В тот день был общий даршан для учеников. Махарадж прямо сказал:
   – Задавайте вопросы. У кого какие вопросы есть – задавайте, я буду отвечать.
   Когда я только встретился с преданными Кришны, я задавал множество вопросов, чтобы разобраться, что такое сознание Кришны. Когда я жил в храме, я мучил вопросами всех приезжающих преданных. И вот нашелся человек, который сам предлагает свою помощь в разрешении всех имеющихся у окружающих вопросов.
   – Вапрос, вапрос! Нет вапрос? – очень смешно по-русски с индийским акцентом говорил он, вдохновляя нас стремиться познать Истину.
   Меня беспокоил больше всего один вопрос.
   – Есть один Ваш ученик, который в свое время произвел на меня большое впечатление. Во многом он – причина того, что я сейчас в сознании Кришны. Это Ади Лакшман прабху. Как мне к нему сейчас относиться?
   – Так же, как и относился раньше, – ответил Махарадж.
   – А вот говорят, что он принял реинициацию у Бхакти Прамода Пури Госвами в Гопинатх Гаудия-матхе.
   – Это тебя не касается! – строго сказал Махарадж, – Он привел тебя к Прабхупаде, и ты должен быть за это ему благодарен.

   На следующий день (1 ноября) Махарадж после утренней лекции сказал:
   – Я собирался улететь третьего числа, но мне сказали, что третьего самолеты не летают.
   – Ура!!! – закричали все.
   – А что ура? Я второго улетаю.
   И все огорчились.
   Я, как всегда, помогал на кухне. А учителя послушать хотелось. Ведь ничего подобного в Петропавловске меня не ожидало. Поэтому мы вместе с другими преданными вышли во дворик и, чистя морковку, из-за окна слушали лекцию.
   – Все, кто здесь сидят, – очень удачливые личности, – сказал Гуру-Махарадж. А потом добавил, – И все, кто там стоят, – тоже.

   В тот день я сдал Шьяму вопросы на инициацию. Купил четки и отдал их Шьяму. Деньги у меня закончились. Даже на обратную дорогу мне обещал одолжить Матсьядева. Поэтому четки я выбрал самые дешевые. А Шьям вернул их мне, сообщив:
   – Махарадж сказал, что такие четки не подойдут. Нужно, чтобы бусины были большие.
   – Но на другие денег у меня не хватает.
   – Хорошо. Что-нибудь придумаем, – и он сам приобрел те четки, которые нужно.
   Вечером был индивидуальный даршан. Даршаны Гопала Кришны Махараджа обычно растягиваются надолго. Преданных много. Махарадж каждому уделяет внимание.
   – Каким служением ты занимаешься? – спросил Махарадж на даршане.
   – Я президент ятры в Петропавловске.
   – Ты должен сделать, чтобы там, где ты живешь, были сотни преданных.
   – А стоит ли мне продолжать свое образование в аспирантуре?
   – Можешь учиться, только смотри, чтобы это не мешало твоей духовной жизни.
   Махарадж обратил внимание на значок с его фотографией, который располагался на мешочке с четками. Этот значок мне подарила Харипатни. А когда я ехал в машине с Говиндой Махараджем, он, глядя на этот значок, спросил меня, почему я еще не получил у Гопала Кришны Госвами инициацию. Носить подобные значки было обычной практикой среди преданных. Но в связи с уходом из ИСККОНа Харикеши прабху Джи-Би-Си приняло резолюцию, согласно которой никого из духовных учителей, кроме Шрилы Прабхупады, никто из учеников не должен выставлять на первое место. И Махарадж обратил на это внимание.
   – Такие значки нельзя носить в храме. Дома можно, а на людях на виду должен быть только Шрила Прабхупада.

   Утром следующего дня я стал готовиться к инициации. Многие из моих знакомых тоже инициировались в тот раз. Дхира получал брахманическую инициацию. Баларама в шутку меня отговаривал:
   – Ты что, собрался инициацию получать? Ты представляешь – всю жизнь принципам следовать!
   Но ни в шутку, ни всерьез поколебать мою решимость уже ничто не могло.
Всего за две недели до этого я впервые видел, как проводится инициация. Я даже залез на дерево, чтобы все увидеть. А сейчас я сидел возле огня, а на этом дереве сидел Адвайта.
   Я был вторым. Поклонился Махараджу.
   – Сколько кругов будете читать?
   – Шестнадцать.
   – А в экадаши?
   – В экадаши двадцать пять.
   – Перечислите принципы.
   Я перечислил четыре. А Махарадж добавил:
   – Пятый: не слушат ума.
   Он сказал это по-русски, так что я ничего не понял. Некоторое время посидел с тупым видом, а потом переспросил у преданных, что он сказал. «Пятый принцип: не слушать ум», – перевели мне. Я повторил это. И Махарадж, отдавая четки, произнес:
   – Нимай Хари дас брахмачари.
   – Хари бо-о-ол!!!

   Джапа на новых четках шла удивительно легко. Было необычное, ни с чем не сравнимое ощущение. Правда, к сожалению, продолжалось это недолго.

   В тот же день Махарадж улетел. А на следуюший день уехал я. И потом продолжил служить Кришне уже в новом качестве.